Решение №б/н Решение по жалобе ООО «КТК-Бункер» на действия АО «Дальтранс... от 14 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/379
14 января 2019 года                                                                           г. Хабаровск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе
в присутствии представителя: 
АО «Дальтрансуголь» - <…> (доверенность от 08.12.2018), 
        ООО «КТК-Бункер», уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило,
рассмотрев жалобу  ООО «КТК-Бункер» на действия АО «Дальтрансуголь», материалы дела № 8-01/379,

УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «КТК-Бункер» на действия АО «Дальтрансуголь» при про-ведении запроса предложений на поставку дизельного топлива ЕВРО (ДТ-З-К5).
Из жалобы общества следует, что в закупочной документации формула крите-рия «Общая стоимость» не соответствует формуле, указанной в Положении о за-купках товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь», показатели критерия «квали-фикация участника» дублируют друг друга, в Положении не указана  формула для расчета общего балла предложения, которая прописана в документации о закупке, в закупочной документации установлено требование подтверждения факта выпол-ненных работ путем предоставления копии договоров, копий первичных докумен-тов бухгалтерского учета, что является нарушением конфиденциальности сделок потенциальных участников закупки со своими контрагентами, на официальном сайте отсутствует протокол Совета директоров АО «Дальтрансуголь», утверждаю-щий новую версию Положения, на сайте размещены две версии о закупках товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь», имеющие между собой значительные расхож-дения, введение дополнительных критериев в закупочную документацию  ограни-чивает конкуренцию для небольших топливных компаний.
АО «Дальтрансуголь» в представленном отзыве и его представитель в заседа-нии комиссии доводы жалобы отклонил, пояснив, что несоответствие формул кри-терия «Общая стоимость» в документации о закупке и Положении существует, од-нако данное несоответствие не могло повлиять на результат закупочной процеду-ры, поскольку расчет производится пропорционально от количества баллов, при-своенных лучшему предложению, заказчик вправе применять любые ценовые и неценовые критерии при условии их информативной открытости и объективности в равной степени ко всем участникам закупки, в закупочной документации указан расчет баллов по критерию «Квалификация участника», не предполагающий ис-пользование формул, подтверждение участниками наличия опыта выполнения ана-логичных поставок позволяет заказчику оценить его способность  надлежащим об-разом исполнить договор. 18.12.2018 состоялось заседание Совета директоров об-щества, на котором утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь» в новой редакции (протокол от  18.12.2018 № 36). 19.12.2018 на официальном сайте размещена новая редакция Положения. На момент размещения закупочной документации действовала редакция Положения от 18.12.2018, разме-щенного на официальном сайте. Обязанность размещения документов, утвер-ждающих внутренний документ в новой редакции, действующим законодательст-вом не установлена.  
        Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 
        Заслушав представителя организатора закупки, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующим выводам.        
         Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несосто-явшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Феде-ральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, от-дельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
        Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган ли-цами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
        По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры органи-зации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по ре-зультатам торгов, закупок.
       Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
        В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
        Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
         Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
        При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться сле-дующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений кон-куренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффек-тивное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых тре-бований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).
        Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении за-купки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью изве-щения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информацион-ной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о за-купке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей ста-тьи.
        Официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Ин-тернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является официальный сайт Российской Феде-рации - www.zakupki.gov.ru.
       19.12.2018 АО «Дальтрансуголь» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807324420 о проведении запроса предложений на по-ставку дизельного топлива ЕВРО (ДТ-3-К5), закупочная документация. Срок окон-чания подачи заявок – 26.12.2018, рассмотрение заявок – 27.12.2018, подведение итогов – 27.12.2018. Начальная (максимальная) цена договора – 23300000,00 руб. с учетом НДС.
         Требования к закупочной документации установлены частью 10 статьи 4 За-кона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации отражаются установлен-ные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установ-ленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, до-кументами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандар-тизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
        Частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
        Согласно части 6 статьи 3 закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с по-ложением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услу-гам, к условиям исполнения договора.
        Приложением № 2 к «Положению о закупках товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь», утвержденному решением Совета директоров АО «Дальтранс-уголь» (протокол от 11.10.2018 № 28) (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок участников, выборочно применяемых при проведении конкурентных закупок, предусмотренных Положением.
         Критерий «общая стоимость» -  наилучшим предложением признаётся цена с меньшей стоимостью предложения, данной цене присваивается порядковый № 1. Наилучшее предложение с порядковым № 1 оценивается в 5 баллов. Баллы по ме-нее выгодным ценовым предложениям рассчитываются пропорционально, в зави-симости от разницы цен по сравнению с лучшим предложением:

                                                    Бцi=Цпр.1/ Цпр.i*5, 
где:
Бцi - балл предложения № i;
Цпр j - цена предложения № 1 (лучшего предложения по цене);
Цпр. - цена предложения № i;
i - максимальный бал для лучшей цены.
         Закупочной документацией спорной закупки установлены следующий крите-рии и порядок оценки заявок участников - оценка заявок участников осуществляет-ся с использованием следующих критериев: общая стоимость - 70%, квалификация участника – 30%. 
        Основными критериями оценки предложений являются общая стоимость, ква-лификация участника. Критерий «общая стоимость» имеет вес 70% , критерий «квалификация участника» имеет вес 30%.
        Для критерия «общая стоимость»: наилучшим предложением признаётся цена с меньшей стоимостью предложения, данной цене присваивается порядковый № 1. Наилучшее предложение с порядковым № 1 оценивается в 10 баллов. Баллы по ме-нее выгодным ценовым предложениям рассчитываются пропорционально, в зави-симости от разницы цен по сравнению с лучшим предложением:

                                                    Бцi=Цпр.1/ Цпр.i*10, 
где:
Бцi - балл предложения № i;
Цпр j - цена предложения № 1 (лучшего предложения по цене);
Цпр. - цена предложения № i;
10 - максимальный бал для лучшей цены.
        Таким образом, максимальный бал для лучшей цены, установленный закупоч-ной документацией, противоречит значению, установленному Положением, и яв-ляется нарушением указанных выше норм Закона № 223-ФЗ.
        Закупочной документацией установлен расчет общего балла предложения: 
       
ОБ = ƩWj х Сj,
i=1
         где: ОБ - общий балл, W - вес критерия, C - значение критерия, j - количество критериев.
         При этом расчет общего балла предложения участников, его значения  не ука-заны в Положении.
        Таким образом, действия заказчика при оценке заявок участников закупки  противоречат пункту 1 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, нарушают тре-бования части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.
        Доводы заявителя о дублировании  показателя - наличие опыта выполнения аналогичных поставок, подлежит отклонению, так как закупочной документацией установлен всего один показатель C; - наличие опыта выполнения аналогичных по-ставок, где рассматривается количество договоров на поставку дизельного топлива, заключенных за период с 30.11.2015 г. по 30.11.2018 г. включительно, и макси-мальное значение данного критерия - 10 баллов. Расчет значения указан в закупоч-ной документации – наилучшему значению показателя присваивается 10  баллов, затем количество баллов уменьшается для каждого последующего по выгодности предложения с шагом в 2 балла, что не противоречит требованиям закона. 
         Доводы заявителя о нарушении конфиденциальности сделок потенциального участника закупки со своими контрагентами также подлежит отклонению, так как заказчиком в закупочной документации указаны документы, которые необходимо представить участнику в целях подтверждения соответствия установленным крите-риям  и условиям допуска к участию в закупке, в отношении требования сведений и документов, подтверждающих наличие опыта аналогичных работ, копии подпи-санных первичных документов бухгалтерского учета (счет-фактуры, товарные на-кладные, УКД и т.п.) по каждому из представленных договоров, что не противоре-чит требованиям закона.
       Предъявление требований о предоставлении указанных документов обуслов-лено необходимостью подтверждения добросовестности участника по исполнению своих договорных обязательств с иными контрагентами, исключения рисков заказ-чика заключить договор с лицом, которое систематически не исполняет, либо не-надлежащим образом исполняет договорные обязательства, что может повлечь до-полнительные затраты в рамках заключенного договора, срыв исполнения догово-ра, значимого для деятельности заказчика, и иные неблагоприятные последствия.
        Доводы заявителя об отсутствии на официальном сайте протокола Совета ди-ректоров АО «Дальтрансуголь», утверждающего новую версию Положения, раз-мещении разных версий Положения, подлежат отклонению в силу следующего. 
         Пунктом 4 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйствен-ного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционе-ров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутст-вии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров обще-ства.
        18.12.2016 Советом директоров АО «Дальтрансуголь» утвержден внутренний документ общества – Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Дальтранс-уголь» в новой редакции (протокол от 18.12.2018 № 36). 
        Частью 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. При этом закон не обязывает заказчиков размещать на офици-альном сайте документы, подтверждающие утверждение положения, внесение в него изменений.
         Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь» в новой ре-дакции размещено на официальном сайте в установленный законом срок  - 19.12.2018. 
        Таким образом, при размещении извещения спорной закупки действовало По-ложение в редакции от 18.12.2018, что соответствует требованиям закона.
        В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
        По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КТК-Бункер» на действия организатора торгов – АО «Дальтрансуголь» при проведении запроса предложений на поставку дизельно-го топлива ЕВРО (ДТ-3-К5) (извещение № 31807324420) обоснованной.
        2. Признать действия АО «Дальтрансуголь» при проведении указанной закупки нарушающими часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными ви-дами юридических лиц».
        3. Выдать АО «Дальтрансуголь» предписание об устранении нарушения по-рядка организации и проведения закупки.
        4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаров-ского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административ-ном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 8-01/379

 

14 января 2019 года                                                                           г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:

на основании своего решения от 14.01.2019 по делу № 8-01/379, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       АО «Дальтрансуголь» в срок до 12.02.2019 совершить действия, направленные на устранение нарушений части 1 статьи 2, пункта 1 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», допущенных при проведении запроса предложений на поставку дизельного топлива ЕВРО (ДТ-З-К5) (извещение № 31807324420),  с целью чего:

        - внести изменения в закупочную документацию с учетом замечаний, изложенных в решении Комиссии Хабаровского УФАС России от 14.01.2019 по делу № 8-01/379;

-продлить срок подачи заявок на участие в закупке;

-уведомить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о внесенных изменениях в закупочную документацию;

- провести процедуру  рассмотрения заявок на участие в закупке с учетом замечаний;

- разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru информацию, подлежащую размещению в установленные законом сроки.

Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны