Решение №б/н Решение в отношении ОАО «РЖД» в лице Хабаровского региональн... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/321
04 декабря 2017 года                                                                           г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <….>, 
в присутствии представителей: 
<….>,
рассмотрев жалобу ООО «Лаборатория энергоресурсосбережения» на дейст-вия закупочной комиссии ОАО «РЖД» в лице Хабаровского регионального отде-ления Центра организации конкурсных закупок – структурного подразделения ОАО «РЖД», материалы дела № 8-01/321,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Лаборатория энергоресурсосбережения» (далее – ООО «ЛЭРС») на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» в лице Хабаровского ре-гионального отделения Центра организации конкурсных закупок – структурного подразделения ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по техническому обслужива-нию приборов учета тепла (воды).
Из жалобы общества, поддержанной его представителем в заседании комис-сии, следует, что его заявка отклонена от участия в аукционе как несоответствую-щая форме приложения № 1 к конкурсной документации в связи с наличием в ней одного лишнего пункта, не соответствующего требованиям документации. При этом все остальные требования заказчика в части оформления заявки выполнены в полном объеме, в том числе техническое предложение. При этом заказчиком не уч-тено, что согласно аукционной документации заказчик может не принимать во внимание мелкие погрешности, несоответствия, неточности в аукционной заявке, которые существенно не влияют на ее содержание и допустить участника к участию в аукционе, если выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки.
 Представители заказчика просили признать жалобу необоснованной, так как согласно требованиям документации участник должен соответствовать обязатель-ным и квалификационным требованиям аукционной документации. Для подтвер-ждения соответствия в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями аукционной документации, участник должен соответствовать обязательным требованиям аукционной документации. По мнению представителей заказчика, основание для обращения ООО «ЛЭРС» в антимонопольный орган не входит в перечень случаев, когда участник вправе обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган, установленный частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, соответственно у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания рассматривать жалобу ООО «ЛЭРС».
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 04.12.2017 в целях предостав-ления заказчиком документов, связанных с проведением аукциона.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы де-ла, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться сле-дующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений кон-куренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффек-тивное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых тре-бований к участникам закупки (ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извеще-ние о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемле-мой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, прото-колы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация. 
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и до-кументы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информа-ционно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (ч. 10 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).
21.09.2017 ОАО «РЖД» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705543768 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла (воды), аукционная документация. Начальная (максимальная) цена договора – 717961,87 руб. с учетом НДС.  Срок окончания подачи заявок – 23.10.2017, вскрытие заявок – 23.10.2017, рассмотрение заявок – 30.10.2017, про-ведение аукциона – 31.10.20107.
В предусмотренный извещением срок на участие в аукционе поступила одна заявка ООО «ЛЭРС», отклоненная комиссией на основании пункта 6.7.3.4. аукци-онной документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунк-том 7.1.8.2 аукционной документации, не соответствующего требованиям аукци-онной документации, а именно «заявка на участие в аукционе по форме приложе-ния № 1 к аукционной документации» не соответствует форме приложения № 1 к аукционной документации (протокол от 30.11.2017).
Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупоч-ной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частно-сти, в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2 ч. 10), требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требова-ниям (п. 9 ч. 10).
         Согласно пункту 5.3.3 аукционной документации участник должен соответст-вовать обязательным требованиям аукционной документации, в том числе  отсут-ствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестици-онный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федера-ции о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законода-тельством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную си-лу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм испол-ненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в уста-новленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, за-долженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на уча-стие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (п. 5.3.3.1). 
        Пунктом 7.1.8 аукционной документации установлено, что в аукционной заяв-ке, в числе прочего, должны быть представлены надлежащим образом оформлен-ные в соответствии с формами, являющимися приложениями №№ 1, 2 к аукционной документации, заверенные подписью и печатью (при ее наличии) участника заявка на участие в аукционе, сведения об участнике. При представлении заявки на бумажном носителе предоставляются оригиналы. При представлении заявки в электронной форме документы должны быть сканированы с оригинала.
        Приложением № 1 аукционной документации (заявка) установлено, что участ-ник подтверждает, что у него у него отсутствуют недоимки по налогам, сборам, за-долженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсроч-ка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято).
        Обществом в заявке указано, что у ООО «Лаборатория энергосбережения»  на  дату подачи заявки на участие в аукционе отсутствует недоимка по налогам, сбо-рам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной сис-темы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступив-шее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) в разме-ре более 1000 рублей.
        Согласно пункту 6.7.3.4 аукционной документации участник аукциона не до-пускается к участию в аукционе в случае непредставления несоответствия аукци-онной заявки требованиям аукционной документации, в том числе: аукционная за-явка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не со-держит документов, иной информации согласно требованиям аукционной доку-ментации; документы не подписаны должным образом (в соответствии с требова-ниями аукционной документации).
Поскольку обществом не соблюдено требование аукционной документации о форме заявки (приложение № 1), закупочной комиссией заказчика обоснованно принято решение об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с пунктом 6.2 участники аукциона вправе обратиться к заказчику за разъяснениями аукционной документации, общество дан¬ным правом не воспользовалось.
       Ссылка общества на то, что согласно пунктам 6.7.15, 6.7.16 аукционной документации заказчик может не принимать во внимание мелкие погрешности, несоответствия, неточности в аукционной заявке, которые существенно не влияют на ее содержание (при соблюдении равенства всех участников аукциона), при рассмотрении аукционных заявок, вправе допустить участника к участию в аукционе в случае, если участник или его аукционная заявка не соответствуют требованиям аукционной документации, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки на участие в аукционе, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его аукционной заявкой, не может быть принята во внимание, так как  предусмотренная аукционной  документацией возможность является правом, а не обязанностью закупочной комиссии и не освобождает участника от обязанности соблюдения требований аукционной документации к оформлению и подаче заявки.
Случаи обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлены частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимо-нопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссий или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Предусмотренный положениями данной статьи порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав участников закупок.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции соответствующие действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка разме-щения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в тор-гах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Обжалование действий (бездействия) по правилам данной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если преду-смотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключе-нием случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие). Если в ходе рассмотрения жалобы установле-ны иные нарушения в действиях (бездействии) комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции оценка обоснованности жалобы осуществляется комиссией антимонопольного органа в ходе ее рассмотре-ния, а не на стадии принятия к производству должностным лицом. При соответствии жалобы предъявляемым к ней требованиям, антимонопольный орган обязан принять и рассмотреть такую жалобу по существу.
В том случае, если действия заказчика обжалуются за пределами установлен-ных оснований, такая жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции на предмет соблюдения уста-новленных статьей 17 этого закона запретов. 
По своему содержанию жалоба общества соответствует части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Срок обжалования обществом не пропущен. В связи с этим у Хабаровского УФАС России отсутствовали основания, установленные ча-стью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, для возвращения жалобы. 
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа при-нимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Лаборатория энергоресурсосбережения» на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» в лице Хабаровского регионального отделения Центра организации конкурсных закупок – структурного подразделения ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заклю-чения договора оказания услуг по техническому обслуживанию приборов учета тепла (воды) (извещение № 31705543768) необоснованной. 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны