Решение №б/н Решение в отношении АО «РусГидроСнабжение» от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №8-01/404

23 декабря  2016 года                                                                     г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>– и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– заместителя начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ООО ПТК «Электросталь» -  уведомлено, явку представителя не обеспечило,

- АО «РусГидроСнабжение» - <…>по доверенности  от 12.08.2016 №2,

рассмотрев жалобу ООО «ПТК «Электросталь», материалы дела №8-01\404,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «ПТК «Электросталь» на действия АО «РусГидроСнабжение» при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку рабочих лопаток 1 ступени из сплава  ЭП-800ВД в связи с необоснованным отклонением его заявки, оценки финансового состояния общества как кризисного по методике оценки деловой репутации  и финансового состояния участников закупочных процедур, не предусмотренной к использованию Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Якутскэнерго», а также не являющейся нормативно-правовым актом.

Представитель АО «РусГидроСнабжение» в заседании комиссии доводы, изложенные обществом в письменных возражениях на жалобу, поддержал в полном объеме, пояснил, что основанием отклонения заявки ООО «ПТК «Электросталь» послужило кризисное финансовое состояние по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответствии с разделом 6 методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур. Процесс закупки определен заказчиком самостоятельно, что не противоречит Закону о закупках, статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Положением о закупке к участникам закупок установлены единые требования, в соответствии с которым иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке. Установленное конкурсной документации требование о том, что участник закупки должен обладать необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния), оцениваемое в соответствии с указанной методикой, обусловлено минимизацией рисков неисполнения либо ненадлежащего исполнения контрагентом договорных обязательств, проверкой наличия у него финансовых ресурсов  и обеспеченности средствами, необходимыми для поддержания нормального режима функционирования и осуществления беспрерывных денежных расчетов в целях исполнения обязательств по договору. Поскольку заявитель не соответствует обязательному требованию конкурсной документации об отсутствии кризисного финансового состояния, закупочной комиссией обоснованно принято решение об отклонении его заявки.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав пояснения представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Закона о закупках.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Статьей 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

В силу пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

30.09.2016 на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе  www.zakupki.gov.ru АО «РусГидроСнабжение» размещены извещение №31604155541 о проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора  на поставку рабочих лопаток 1 ступени из сплава ЭП-800ВД для нужд ПАО «Якутскэнерго», конкурсная документация, методика оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур. Начальная (максимальная) цена договора –165 000 000 руб. Дата окончания подачи заявок – 24.10.2016. Дата рассмотрения заявок -07.11.2016.  Дата подведения итогов – 21.11.2016. Уведомлениями от 07.11.2016, 21.11.2016, 28.11.2016 срок рассмотрения заявок и подведения итогов закупки продлевался. Подведение итогов закупки согласно уведомлению от 28.11.2016 осуществлено 06.12.2016.

Как следует из материалов дела, данная закупка проводится в соответствии с Положением о закупке продукции для нужд ПАО «Якутскэнерго», утвержденным решением Совета директоров от 21.09.2015 №12. АО «РусГидроСнабжение» выступает организатором закупки на основании заключенного с заказчиком агентского договора от 12.09.2016 №ДВ/РГС-ЯЭ(З).

Пунктом 6.3 Положения о закупке продукции для нужд ПАО «Якутскэнерго» установлены общие требования к участникам закупки, при этом в соответствии с подпунктом 6.3.9 предусмотрена возможность установления документацией о закупке иных требований к участникам закупок.

Требования к участникам конкурса установлены пунктом 2.5 конкурсной документации, в соответствии с которым участник закупки должен обладать в числе прочего необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния), который оценивается в соответствии с разделом 6 методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур заказчика (приложение №6 к документации о закупке) (подпункт 2.5.1.1.б), участник закупки не должен обладать 5 и более ограничивающими факторами, указанными в разделе 5 методики оценки (подпункт 2.5.1.1.г).

Перечень документов, включаемых в состав заявки, установлен пунктом 2.5.3. конкурсной документации, участнику конкурса надлежит представить в том числе копию бухгалтерской финансовой отчетности за последние три года (при наличии), бухгалтерский баланс должен содержать перечень показателей: долгосрочные и краткосрочные обязательства, валюта баланса, капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные заемные средства, денежные средства и эквиваленты, кредиторская и дебиторская задолженность, внеоборотные активы, капитал и резервы, основные средства, выручка, прибыль (убыток) до налогообложения, проценты к уплате, чистая прибыль (убыток).

В соответствии с подпунктом 2.8.1.2 конкурсной документации рассмотрение заявок включает отборочную стадию (пункт 2.8.2) и стадию оценки и сопоставления заявок (пункт 2.8.3).

В рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет правильность оформления заявок участников и их соответствие требованиям документации о закупке: соответствие участников конкурса требованиям документации о закупке (в том числе опыт, правоспособность, квалификация), соответствие предлагаемых продукции и договорных условий требованиям документации о закупке (пункт 2.8.2.1). Рассмотрение заявок проводится в соответствии с отборочными критериями, указанными в приложении 3 к документации о закупке.

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые поданы участниками конкурса, не отвечающими требованиям документации о закупке (подпункт 2.8.2.5).

Методика оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур, применяемая при проведении данной закупки, содержит порядок проведения проверки, критерии оценки и отборочные критерии,  перечень ограничивающих факторов, оценка деловой репутации и финансово-экономической устойчивости рассчитывается по приведенным формулам исходя из учредительных и регистрационных документов участника закупки, документов финансовой отчетности (в том числе копий бухгалтерской (финансовой) отчетности за последние три года), типовых форм документов, заполненных участником в соответствии с требованиями закупочной документации.  Оценка менее 0,45 баллов по шкале от 0 до 1 оценивается как кризисное финансовое состояние.

В установленный срок на участие в закупке поступили заявки АО «КЗАЭМ» с ценой предложения 148 499 960,00 руб., ООО «Петербургский энергетик» с ценой предложения 165 000 000,00 руб., ООО «ПТК «Электросталь» с ценой 149 500 000,00 руб., ООО ИТ «Лентурборемонт», предложившее 164 500 600,00 руб. Заявки ООО «ПТК «Электросталь» и АО «КЗАЭМ» отклонены от участия в конкурсе на основании пункта 2.8.2.5а документации о закупке в связи с кризисным финансовым состоянием по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответствии с разделом 6 методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных процедур. Заявки ООО «Петербургский энергетик», ООО ИТФ «Лентурборемонт» признаны удовлетворяющими условиям закупки и приняты к дальнейшему рассмотрению, закупочной комиссией принято решение провести заочную переторжку с их участием (протоколы вскрытия поступивших конвертов с заявками от 24.10.2016, рассмотрения заявок от 01.1.22016). Согласно протоколу выбора победителя от 06.12.2016 №РГС-28/ОК-ВП, по результатам переторжки победителем признано ООО ИТФ «Лентурборемонт», снизившее цену до 149 500 000,00 руб.

Материалами дела установлено, что при оценке финансового состояния ООО «ПТК «Электросталь» учитывались сведения, предоставленные им в составе заявки, в том числе в бухгалтерских балансах и отчетностях за 2014, 2015, 2016 гг., предоставленная обществом бухгалтерская отчетность за 2013 год не учитывалась. Исходя из представленных им сведений, обществу обоснованно присвоено 0,39  баллов, что свидетельствует о его кризисном финансовом состоянии исключительно в целях участия в данном конкурсе (применительно к данному конкурсу).

Поскольку в соответствии с пунктом 2.5 документации о закупке участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии, отклонение конкурсной комиссией заявки общества следует признать правомерным.

Поскольку Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, довод жалобы  о том, что указанная методика не является нормативно-правовым актом и не может применяться, подлежит отклонению.

Также комиссия отмечает, что данная методика оценки размещена вместе с конкурсной документацией, податель жалобы, как и любой иной претендент, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился с порядком и условиями рассмотрения и оценки заявок, порядком проведения конкурса,  в том числе с применением к нему порядка оценки его финансового состояния, указанная методика оценки применяется в равной мере ко всем участникам конкурса, подаче заявок на участие в конкурсе не препятствует, в связи с чем не может быть признана нарушающей части 5, 6 статьи 3  Закона о закупках.

Ссылки заявителя на Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» комиссией Хабаровского УФАС России также не принимаются, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому конкурсу. 

Иные доводы подателем жалобы не заявлялись.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ПТК «Электросталь» на действия закупочной комиссии акционерного общества «РусГидроСнабжение» при проведении открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку рабочих лопаток 1 ступени из сплава  ЭП-800ВД (извещение №31604155541) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны