Решение №б/н РЕШЕНИЕ по делу 8-01/161 от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,

в присутствии представителей:

ОАО «Хабаровский аэропорт» - <….>по доверенности,

ООО «Мариатмикс»  - уведомленное о дате времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Мариатмикс» на действия ОАО «Хабаровский Аэропорт» при проведении электронного запроса предложений на право заключения договора на внедрение автоматических подъемных ворот в ангаре для хранения и обслуживания воздушных судов тип: Dash-8 Q400, В-737 и А-320, материалы дела 8-01/161,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Мариатмикс» на действия ОАО «Хабаровский Аэропорт» при проведении электронного запроса предложений на право заключения договора на внедрение автоматических подъемных ворот в ангаре для хранения и обслуживания воздушных судов тип: Dash-8 Q400, В-737 и А-320 (извещение № 31704917469).

Из жалобы следует, что в документации необоснованно объединены в один предмет закупки работы по разработке проектной документации, выполнение изыскательских работ, работ по организации строительства. Данные работы требуют наличия различных разрешительных документов, между собой технологически и функционально не взаимосвязаны, в связи с чем препятствуют доступу к участию в закупке лицам, имеющим только один из данных разрешительных документов. В закупочной документации отсутствуют порядок оценки заявок по критерию «качество товара», что может повлечь неправильный отбор победителя.

Организатор торгов в представленном отзыве и его представители в заседании Комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что порядок оценки и критерии оценки заявок установлены пунктом 7.10 Положения о закупках ОАО «Хабаровский аэропорт». Согласно пункту 14.9.7.1 Положения о закупках ОАО «Хабаровский аэропорт» оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации. Решение по определению победителя конкурсная комиссия принимает на основании ранжирования заявок, однако может принять любое самостоятельное решение. Заказчиком по данной закупке объединены в один лот работы по разработке проектной документации, выполнению изыскательских работ, работ по организации строительства поскольку автоматические подъемные многосекционные ворота являются сложным техническим устройством, конструктивно неразрывно связанным с проектируемой выносной надворотной фермой.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Статьей 2 Закона №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить информационную открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационной открытости закупки,  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом №223-ФЗ (часть 5 статьи 4).

Согласно пунктам 1,2,8,9,12,13 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

22.03.2017 ОАО «Хабаровский Аэропорт»   на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения  договора на внедрение автоматических подъемных ворот в ангаре для хранения и обслуживания воздушных судов тип: Dash-8 Q400, В-737 и А-320 (извещение № 31704917469), закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора - 50000000 руб. Срок подачи заявок установлен до 11.04.2017. Дата рассмотрения и подведения итогов запроса предложений  26.05.2017, с учетом внесенных изменений.

В соответствии с пунктом 15.2 Положения о закупках ОАО «Хабаровский аэропорт», утвержденного 14.03.2017 Советом директоров  ОАО «Хабаровский аэропорт» (далее – Положение)  под запросом предложений понимается конкурентный способ закупки без проведения торгов, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

В соответствии с подпунктом 14.3.3 пункта 14 Положения в документации о проведении запроса предложений должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 6.4 Положения.

В документации о закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (подпункты 6.4.12, 6.4.13 пункта 6.4 Положения).

Согласно подпункту 14.9.7 пункта 14.9 Положения в рамках оценочной стадии конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя.

Оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.

Определение победителя запроса предложений проводится в порядке, оговорённом в п. 7.10 (подпункт 14.10.1 пункта 14 Положения).

На основании результатов оценки конкурсных заявок каждой конкурсной заявке присваиваются порядковые номера относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Конкурсной заявке, в которой содержится лучшее сочетание условий исполнения договора, присваивается первый номер <...> Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и конкурсной заявке которого по результатам оценки и сопоставления конкурсных заявок присвоен первый номер <...> Решение по определению победителя конкурсная комиссия принимает на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение (подпункт 7.10.1 пункта 7.10 Положения).

Согласно пунктам 1-3 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» закупочной документации для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Если наибольший рейтинг набрали несколько заявок, то высший рейтинг присваивается заявке, которая была подана раньше. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

Согласно пунктам 6-7 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» закупочной документации для получения рейтинга заявок по критериям «Качество товара» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.  Для получения рейтинга заявок по критериям «Гарантийные условия» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

В нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в закупочной документации порядок применения критериев и начисления баллов в документации не раскрыт, нарушает принцип информационной открытости закупки, препятствует формированию конкурсных предложений исходя из значимости примененных оценочных параметров.

В соответствии с закупочной документацией претендентом на участие в закупке в составе заявки должен быть предоставлен перечень документов. В то время, как сам перечень отсутствует, со ссылкой на Положение, что является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ

Из предмета технического задания к закупочной документации следует, что заказчик в совокупности закупает проектные, изыскательские и работы по строительству реконструкции и капитальному ремонту, которые составляет демонтаж существующих ворот и монтаж выносной надворотной фермы.

В соответствии с требованиями к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования на день подачи заявки и день подведения итогов закупки, если иное не установлено документацией о закупке, в том числе соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки продукции, являющейся предметом закупки (лицензия, членство в СРО и т.п.) – прилагается копия соответствующего документа.

В силу части 2 стать 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

Согласно части 4 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

В силу части 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ

Приказом от 30.12.2009 № 624 Министерства регионального развития выделяют работы в группы: I группа – «виды работ по инженерным изысканиям», II группа – «виды работ по подготовке проектной документации», III группа – «виды по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Таким образом, перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденным приказом от 30.12.2009 № 624 Министерства регионального развития Российской Федерации, установлено что для работ по подготовке проектной документации и работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту требуется наличие разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.

В состав закупочной документации включены требования о выполнении работ по инженерным изысканиям, работы по подготовке проектной документации,  а также по строительству реконструкции и капитальному ремонту, в связи с чем потенциальный участник закупки должен иметь три свидетельства на осуществление трех разных видов деятельности - на проектирование, осуществление инженерных изысканий, на строительство реконструкции и капитальному ремонту.

Для осуществления каждого из этих видов деятельности требуется специализированное имущество, штат квалифицированных в соответствующей области специалистов, так как работы по проектированию, инженерным изысканиям, строительству реконструкции и капитальному ремонту различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Предоставленное заказчику право формировать предмет закупки должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Поименованный запрет применяется только к закупкам, проводимым для государственных и муниципальных нужд, тогда как проведенный обществом запрос предложений к таковым не относится и подчинен положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

При этом, вопреки мнению заказчика, организация закупочной деятельности субъектов регулирования Закона № 223-ФЗ должна строиться на неукоснительном соблюдении совокупности установленных этим законом принципов, а не только исходя из коммерческих интересов заказчика. 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мариатмикс» на действия ОАО «Хабаровский Аэропорт» при проведении электронного запроса предложений на право заключения договора на внедрение автоматических подъемных ворот в ангаре для хранения и обслуживания воздушных судов тип: Dash-8 Q400, В-737 и А-320 (извещение № 31704917469), обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Хабаровский Аэропорт» нарушающими пункты 1,2 части 1 статьи 3, пункты 9, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «Хабаровский Аэропорт» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны