Решение №б/н Решение и предписание в отношении рекламы ANTIOPTIKA.RU от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

04 мая   2016 г.                                                                        г. Хабаровск   

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –,  руководитель управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело № 4-05/54  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения рекламы продажи товаров дистанционным способом, в присутствии ИП <…>.,

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России  25.03.2016 г. в пешеходной зоне   напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36,  отслежена    наружная реклама (сити -  формат)  следующего содержания: «ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. «Нк Плаза» 2 этаж».

Рекламная информация направлена на привлечение внимания потребителя,    к приобретению очков и контактных линз    дистанционным способом.

 Определение дистанционного способа продажи товара содержится в  пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. 

В соответствии с п. 20 названных правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного  чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Из указанной нормы  следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная выше реклама предлагает покупателю товары, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи  должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:  наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако в нарушение указанных требований  реклама о доставке линз не содержит  указанных сведений.

В силу части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 названного закона несет рекламодатель.

Рекламодателем,  определившим объект рекламирования и содержание рекламы,  является индивидуальный предприниматель <…>.

Кроме того, на основании договора аренды рекламных конструкций от 15 марта 2016 г. № 76/16,  заключенного между  ООО «Элит» и ИП <…>.,  последняя взяла во временное пользование поверхность рекламной конструкции по адресу: г.Хабаровск, ул. М,-Амурского, 36, следовательно, является  одновременно и рекламораспространителем.

В ходе рассмотрения дела ИП <…> с выявленными нарушениями не согласилась, пояснив, что реклама направлена не на привлечение внимания  потребителей к продаже линз дистанционным способом, а к сайту  «ANTIOPTIKA.RU.», через который можно заказать линзы с доставкой. Кроме того,   в рекламе указано  местонахождение магазина («Нк Плаза» 2 этаж»), где можно оформить заявку на линзы  с последующей их доставкой на дом.

Приведенные аргументы Комиссией отклонены, поскольку сайт «ANTIOPTIKA.RU.» - это офтальмологический интернет-магазин.

Деятельность интернет-магазинов в РФ является дистанционным способом продажи товаров и регламентируется наряду с Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ  «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», Законом «О защите прав потребителей»   -   Федеральным законом «О рекламе», в соответствии с которым на продавца возложена обязанность  по предоставлению реквизитов, позволяющих его идентифицировать.

Данное требование направлено на защиту интересов   потребителей, которые не могут оценить качество и особенности товара до момента его покупки.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу «ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. «Нк Плаза» 2 этаж»,   распространенную  ИП  <…>напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36,    поскольку в ней нарушены  требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».

                  2. Выдать ИП <…>  предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

       3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

        Решение изготовлено в полном объеме        04 мая    2016 г.  

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

04 мая 2016 года                                                                   г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:

 

председатель Комиссии – <…>,  руководитель управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной    конкуренции;

на основании своего решения от 04 мая 2016 г.  по делу № 4-05/53 о признании ненадлежащей рекламы  «ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. «Нк Плаза» 2 этаж»,  распространенной  индивидуальным предпринимателем <…>напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                        

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Индивидуальному предпринимателю <…>в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить  размещение любым способом, при помощи любых средств рекламы товаров при дистанционном способе их продажи    без указания сведений о продавце, а именно:  фамилии, имени отчества, основном государственном номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 2. Индивидуальному предпринимателю <…>представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 мая   2016 г.

 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить шраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны