Решение №б/н Решение в отношении АО «ДГК» от 20 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                РЕШЕНИЕ

                                          по делу № 8-01/89 

 

20 апреля 2018 года                                                                 г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <…>,  

в присутствии представителей: 

<…>,

       рассмотрев жалобу  ООО «Инверсия-Сенсор» на действия АО «ДГК», заку-почной комиссии, материалы дела № 8-01/89,

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Инверсия-С» на действия АО «ДГК», закупочной комис-сии при проведении открытого запроса предложений на право заключения догово-ра на поставку деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов, ГКПЗ 2018 г. № 2220003  (Лот № 1) (извещение № 31806133806).

Из жалобы общества следует, что закупка проведена с нарушением дейст-вующего законодательства, победитель определен с нарушением положений заку-почной документации. По мнению заявителя заказчиком незаконно установлены требования к поставляемому товару, указанные в Технических требованиях ГОСТы устанавливают требования не на основное изделие, а только на некоторые детали, в Технических требованиях  заказчиком использованы обозначения, не предусмот-ренные системой стандартизации на элементы трубопроводов, в документации не представлено обоснование необходимости использования иных требований, свя-занных с определением поставляемого товара, потребностям заказчика, протокол выбора победителя содержит ранжирование заявок только по одному критерию – цена договора, в закупочной документации  установлен отборочный критерий  - отсутствие кризисного финансового состояния участника по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответствии с требованиями документации о закупке, при этом методика оценки деловой репу-тации финансового состояния участников в составе закупочной документации от-сутствует, установлен отборочный критерий к производителю товара,  предлагае-мая к поставке победителем продукция не соответствует требованиям заказчика.

АО «ДГК» в представленном отзыве и его представители в заседании комис-сии доводы жалобы отклонили, пояснив, что приведенные в Техническом задании ГОСТы относятся непосредственно к трубопроводам, к Техническому заданию приложены опросные листы, в которых обозначены эксплуатационные и конструк-тивные особенности изделия и приведены ссылки на нормативные документы. Обозначения, используемые в Техническом задании, соответствуют  техническим требованиям. Оценка и сопоставлении заявок проведены в соответствии с крите-риями и процедурами, указанными в закупочной документации, в размещенных в ЕИС протоколах содержится исчерпывающая информация о ранжировании заявок. Методика оценки деловой репутации и финансового состояния размещена в составе закупочной документации в ЕЭТП «Росэлторг». Технические и функциональные характеристики, номенклатура, количество, форма и срок оплаты, предложенные победителем закупки, соответствуют требованиям Технического задания заказчика. Заявитель до полдачи заявки за разъяснениями закупочной документации с запро-сами о разъяснениях обжалуемых положений документации не обращался. Договор АО «ДГК» с победителем закупки  - ООО «Энергетический альянс Сибири» заключен. 

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 20.04.2018.

Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела,  Комиссия пришла к следующему выводу.

        Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального за-кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извеще-ние о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемле-мой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, прото-колы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация. 

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и до-кументы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информа-ционно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (ч. 10 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

При проведении закупки заказчик обязан обеспечить ее информационную от-крытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необосно-ванных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

        14.02.2018 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806133806 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов для нужд филиалов АО «ДГК», закупочная доку-ментация. Согласно размещенному извещению дата окончания подачи заявок – 27.02.2018, дата рассмотрения заявок – 16.03.2018, дата подведения итогов – 30.03.2018.  Начальная (максимальная) цена договора – 5843305,00 руб. без НДС, 6895099,90 руб. с НДС. 

         Согласно пунктам 1,2,9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техни-ческим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к ре-зультатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техни-ческом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в на-циональной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с опре-делением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не ис-пользуются установленные в соответствии с законодательством Российской Феде-рации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристи-кам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, рабо-ты, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в доку-ментации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использова-ния иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого то-вара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требова-ния к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, тре-бования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участника-ми закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поимено-ванных сведений и информации, Закон № 223-ФЗ не содержит, в том числе при за-купке товаров, работ, услуг определенного производителя.

         Пунктом 13 Приложения № 1 закупочной документации –Технические требо-вания, установлено, что  товар должен быть новым, без повреждений, следов воз-действия влаги и следов вскрытия, иметь год изготовления не ранее 2017-2018 гг. производства завода-изготовителя. Товар должен соответствовать действующим требованиям технических регламентов: действующим ГОСТам: ГОСТ 51164-98,  ГОСТ 9.402-2004 и стандартов, применяемых к поставляемому товару.

        В пояснениях к Техническим требованиям – деталям соединительным привар-ным для стальных технологических трубопроводов указаны технические и функ-циональные характеристики товара - ВЭИ-1000-7.4, Ду1000мм, Ру7.4МПа,                                                                    наружный диаметр примыкающего трубопровода 1020мм;                                                                                        толщина стенки примыкающего трубопровода 10мм;                                                                        материал примыкающего трубопровода 17Г1С; рабочее давление 6 кгс/см2;                                                                                               климатическое исполнение "У1"; температура: от -40 0С до +60 0С;                                                                              транспортируемая среда-природный газ; место установки: надземно;                                                            неразрушающий контроль сварных соединений: 100%;                                                                           классификация по допустимым механическим нагрузкам: категория "Б", с ограни-ченными механическими нагрузками (опросный лист 001.01.13-ГСН.ОЛ-2);   ВЭИ-400-9.8, Ду400мм, Ру9.8МПа, наружный диаметр примыкающего трубопровода 426мм; толщина стенки примыкающего трубопровода 9мм;                                                                        материал примыкающего трубопровода 09Г2С;  рабочее давление 6 кгс/см2;                                                                                климатическое исполнение "У1";   температура: от -40 0С до +60 0С;                                                                              транспортируемая среда-природный газ; место установки: надземно;                                                                      неразрушающий контроль сварных соединений: 100%;                                                                           классификация по допустимым механическим нагрузкам: категория "Б", с ограни-ченными механическими нагрузками (опросный лист 001.01.13-ГСН.ОЛ-3).

        Также в информации о закупаемом товаре указаны ГОСТ 51164-98, ГОСТ 9.402-2004.

        Доводы заявителя о несоответствии ГОСТов, указанных в Технических требо-ваниях, требуемому к поставке товару, подлежат отклонению, так как в пояснениях к Техническим требованиям приведены ГОСТы, распространяющиеся на трубо-проводы, а  закупка проводится на поставку деталей соединительных приварных для стальных технологических трубопроводов, технические и функциональные ха-рактеристики которых размещены в составе закупочной документации. 

         На официальном сайте опросные листы, указанные в Пояснениях к Техниче-ским требованиям, не размещены.

         Доводы организатора торгов о том, что указанные листы размещены на тор-говой площадке АО «ЕЭТП»  подлежат отклонению, так как согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в ЕИС подлежит размещению вся информация о закупке.

         Отсутствие в закупочной документации требований к техническим характе-ристикам товара не позволяет однозначно установить потребность заказчика в оп-ределенном товаре, надлежащим образом подготовить заявку на участие в закупке, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчи-ка, в связи с чем комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организа-тора закупки пунктам 1, 2 части 1 статьи 3, пункту 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

         Доводы заявителя об использовании заказчиком в Технических требованиях  обозначений, не предусмотренные системой стандартизации на элементы трубо-проводов, в документации не представлено обоснование необходимости использо-вания иных требований, связанных с определением поставляемого товара, подле-жат отклонению, так как самим заявителем в составе заявки применено сокращен-ное название условного диаметра трубопровода - «Ду 400», «Ду 1000», применен-ное в Техническом задании заказчика. При этом заявитель за разъяснениями об указанном обозначении  не обращался. 

        Пунктом 7.2.9.14 Положения о закупке продукции для нужд АО (далее - По-ложение)  установлено, что по результатам заседания закупочной комиссии, на ко-тором осуществляется оценка и предварительное ранжирование заявок, в случае принятия решения о проведении переторжки, составляется протокол рассмотрения. В нем, как минимум, указывается закупочная комиссии, перечисляются участники конкурса, заявки которых были рассмотрены, с указанием причин отклонения  зая-вок, не прошедших отборочную стадию, установленное комиссией предваритель-ное ранжирование заявок по степени предпочтительности и назначается дата, время и место проведения переторжки. Протокол заседания закупочной комиссии публикуется на официальном сайте (п.2.7.1.7) до момента объявления переторжки.

        Требования к содержанию протокола выбора победителя запроса предложений установлены пунктом 7.7.10.5 Положения -  по результатам заседания закупочной комиссии, на котором осуществляется оценка заявок и определение победителя за-проса предложений, оформляется протокол выбора победителя. В нем, как мини-мум,  указывается закупочная комиссия, перечисляются участники, заявки которых были рассмотрены, установленное комиссией ранжирование заявок по степени предпочтительности и называется победитель. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия, меньший по-рядковый номер в ранжировке присваивается заявке на участие в запросе предло-жений, которая содержит меньшую цену. Протокол заседания закупочной комис-сии публикуется на официальном сайте.

         В протоколах закупки, размещенных в ЕИС, указан расчет итоговой оценки предпочтительности по каждому участнику (протоколы от 19.03.2018 № 1276, от 21.03.2018 № 1278), рассчитываемый по следующим критериям оценки – цена до-говора – 95%, деловая репутация – 2%, срок гарантии на поставляемую продукцию – 3%.    Расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки по каждому критерию оценки установлен порядком оценки и сопоставления заявок (Приложе-ние № 4 закупочной документации).

        Указание расчетов каждого критерия оценки в протоколе Положением не пре-дусмотрено, в связи с чем доводы заявителя о неуказании в протоколе от 21.03.2018 № 1278 расчета критериев «срок гарантии» и «деловая репутация» под-лежат отклонению.

        Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что не допускается устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки.

        Пунктами 44.6, 44.8 отборочных критериев оценки заявок участников закупки  (приложение № 3) закупочной документации в числе отборочных критериев указа-ны  отсутствие кризисного финансового состояния участника по результатам оцен-ки финансово-экономической устойчивости участника, произведенной в соответст-вии с требованиями документации о закупке (финансовое состояние более 0,45 баллов в соответствии с разделом 6 Методики оценки деловой репутации и финан-сового состояния участников закупочных процедур); неустойчивое финансовое со-стояние по результатам оценки финансово-экономической устойчивости участника (финансовое состояние от 0,45 до 0,9 баллов в соответствии с разделом 6 Методики оценки деловой репутации и финансового состояния участников закупочных про-цедур).

         При этом Методика оценки деловой репутации и финансового состояния уча-стников закупочных процедур в составе закупочной документации на официальном сайте не размещена. Доводы заказчика о возможности ознакомления с ней в составе закупочной документации на ЕЭТП «Росэлторг» подлежат отклонению, так как противоречит пункту 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

        Приложением № 3 закупочной документации установлено соответствие уча-стников требованиям документации о закупке, согласно которым участник должен являться производителем (заводом-изготовителем) продукции, составляющей но-менклатуру лота, его дилером (представителем) или быть официально уполномо-ченным представлять интересы производителя в данном открытом запросе пред-ложений (п.42),  производитель продукции не должен являться неплатежеспособ-ным (банкротом), находиться в процессе ликвидации, его экономическая деятель-ность не должна быть приостановлена (п. 43), что не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ, в связи с чем доводы заявителя об установлении отборочного критерия к производителю подлежат отклонению.

        В соответствии с пунктом 2.4.7 участники закупки вправе обратиться к заказ-чику за разъяснениями закупочной документации, общество дан¬ным правом не воспользовалось.

        Материалами дела установлено, что победителем закупки – ООО «Энергети-ческий Альянс Сибири» в составе заявки предложена к поставке продукция, соот-ветствующая требованиям технического задания заказчика, в связи с чем доводы заявителя о несоответствии предлагаемой продукции требованиям закупочной до-кументации подлежат отклонению.

        На участие в закупке поданы  заявки ООО «Инверсия-Сенсор», ООО «НТС Групп», ООО «Энергетический Альянс Сибири», ООО «Машпромэкспорт», ООО «Неваэнергопром», ООО «Сибирская трубопроводная компания», заявки всех уча-стников допущены к участию в закупке  (протокол от 28.02.2018). 

        Согласно протоколу рассмотрения заявок  от 19.03.2018 закупочной комиссией вынесено решение о переторжке.

        Пунктом 2.10 закупочной документации предусматривается возможность про-ведения переторжки, тогда как информация о дате, времени и месте рассмотрения предложений участников по результатам проведенной переторжки в документации не отражена.

       Рассмотрение заявок участников, поступивших на процедуру переторжки, и выбор победителя проведены 21.03.2018, что противоречит извещению и закупоч-ной документации.

       Согласно части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, пре-доставления указанных разъяснений. 

       Представителем заказчика в заседании комиссии не отрицался факт внесения изменений в процедуру проведения закупки и неразмещение таких изменений на официальном сайте, в связи с чем действия заказчика в данной части нарушают пункт 1 части 1 статьи 3, части 5, 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

        Частью 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляю-щими предмет обжалования.

         В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявите-ля,  Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.       

        Поскольку заявки всех участников закупки признаны удовлетворяющими по существу условиям закупочной документации и допущены к участию в закупке, запросов о разъяснении документации участниками не подавалось, закупочная до-кументация в полном объеме размещена на ЕЭТП, где размещались заявки участ-ников, допущенные нарушения не повлияли на результат запроса предложений, основания для выдачи предписания отсутствуют.

        В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа при-нимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

        По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   

                                                 РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Инверсия-С» на действия АО «ДГК», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки деталей соединительных приварных для стальных технологиче-ских трубопроводов для нужд филиалов АО «ДГК» (извещение № 31806133806) обоснованной.

2. Признать действия АО «ДГК» при проведении указанного конкурса нару-шающими пункты 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юриди-ческих лиц».

3. Предписание не выдавать. 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаров-ского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административ-ном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны