Решение №б/н Решение и предписание по делу № 4-05/42 по рекламе алкогольн... от 2 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 4-05/42
26 мая 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<…> – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<…>- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<…>- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 4-05/42 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ИП <…>рекламы с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя ИП <…> – <…>,
УСТАНОВИЛА:
На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вход. от 27.04.2015 № 4/3699) по факту распространения рекламы алкогольной продукции на страницах журнала «Ваша Свадьба 27» в № 1(17) весна 2015 года, а именно: на странице 7, а также последней странице и обложке журнала.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 16 Информационного письма от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассматриваемых споров, связанных с применением законодательства РФ о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведения о товаре (в том числе товарного знака).
Реклама рассматривается в комплексе, и объектом рекламирования в журнале «Ваша свадьба» являются: банкетный зал на территории «Парка Северный» и ресторан «Матвеевская слобода».
Данные рекламы содержат наименования ресторанов, указаны адреса и телефоны, фотоизображения их интерьеров, накрытых столов с алкогольной продукцией, то есть изображения стеклянной тары в виде бутылок с указанием видов алкогольной продукции, а именно: шампанское, вино, тем самым, они направлены на формирование интереса потребителей к указанным заведениям и реализуемому в них алкоголю, следовательно, носят рекламный характер.
Комплексный характер рекламы (наличие в ней несколько объектов рекламирования) не исключает соблюдение нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебрегать теми или иными требованиями Закона, отдавая предпочтение тому или иному объекту рекламирования. В данном случае по своему содержанию рекламная информация призвана продвинуть на рынке алкогольную продукцию рекламодателя и привлечь к ней потребителя.
Таким образом, реклама, размещенная в журнала «Ваша свадьба 27», сообщает не только о возможности заказать банкеты и свадьбы, но и иную информацию, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к определенному объекту, формирование или поддержание интереса к нему, то есть указанные рекламы привлекают внимание потребителей и к алкогольной продукции.
В ходе рассмотрения дела <…> не согласилась с выявленным нарушением рекламного законодательства, ссылаясь на то, что в журнале «Ваша свадьба 27» изображены бутылки шампанского и вина, произведенного в РФ из выращенного на территории РФ винограда, что законом допускается.
Данный довод не принимается по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама любой алкогольной продукции в независимости от места производства не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Кроме того представитель ИП <…> не смогла предоставить доказательства, подтверждающие факт производства алкоголя на территории РФ.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является учредитель журнала «Ваша Свадьба» ИП <…>.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащими рекламы алкогольной продукции, распространенные ИП <…>в журнале «Ваша Свадьба 27» в № 1(17) весна 2015 года, поскольку в них нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать <…> обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
26 мая 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<…> – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<…>– начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<…>– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 26 мая 2015 года по делу № 4-05/42 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещенной ИП <…> на страницах журнала «Ваша Свадьба 27» в № 1(17) весна 2015 года, а именно: на странице 7, а также последней странице и обложке журнала.
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <…>в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в журнале «Ваша Свадьба 27» рекламы алкогольной продукции с нарушением требований пункта 1 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».
2. ИП <…> представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 июня 2015 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).