Решение №б/н Решение в отношении КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсо... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу №8-01/38

                г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 14  августа 2017 г. 

В полном объеме решение изготовлено 22 августа 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе:

при участии от:  

рассмотрев дело №8-01/38 по признакам нарушения КГБУЗ «Психиатриче-ская больница г. Комсомольска-на-Амуре» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе индиви-дуальному предпринимателю <…> в допуске к участию в запросе котировок при отсутствии в документации о закупке условий допуска к участию в закупке, осно-ваний отклонения заявок, а также в установлении требования к участникам закупки о предоставлении выданного саморегулируемой организацией свидетельства о до-пуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624   (подпункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений) на право заключения договора на выполнение работ по замене дверей и ремонту в помещении поликлиники (из-вещение №31704723870),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила  жалоба ИП <…>на действия КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсомольска-на-Амуре» при проведении запроса котировок на право выполне-ния работ по замене дверей и ремонту в помещении поликлиники (извещение №31704723870).

Из жалобы следует, что установленное в пункте 4.4.20 контракта требование о наличии надлежаще заверенной копии выданного саморегулируемой организаци-ей свидетельства  о допуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.1.22009 №624 (пункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструк-тивных элементов и ограждающих конструкций) неправомерно, так как для выпол-нения работ по  текущему ремонту  наличие указанного свидетельства не является обязательным.

Приказом Хабаровского УФАС России от 23.05.2017 №378 возбуждено дело по признакам нарушения КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсомольска-на-Амуре» антимонопольного законодательства. 

22.06.2017 в заседании комиссии Хабаровского УФАС России принято за-ключение об обстоятельствах дела, определением от 22.06.2017  рассмотрение дела отложено.

От индивидуального предпринимателя <…>., ООО «Формат-ДВ» возраже-ний на заключение не поступило.

В заседании комиссии представитель КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсомольска-на-Амуре» представила письменный отзыв на заключении об об-стоятельствах дела, которые поддержала в заседании комиссии в полном объеме, с доводами заявителя и заключением об обстоятельствах дела не согласилась, пояс-нив, что у заказчика отсутствует обязанность размещать в единой информационной системе положительное заключение о достоверности определения сметной стоимо-сти капитального ремонта, указывать в документации о закупке дополнительные работы, указанные в локальном сметном расчете, участник размещения заказа об-ладает правом направить запрос на получение  разъяснений. В котировочной заявке установлены требования, после указания и подписания которых участник закупки подтверждает их соответствие действительности. У заказчика отсутствует обязан-ность устанавливать основания отклонения заявок, возможность отклонения заявок. Требование к участникам закупки о наличии выданного саморегулируемой ор-ганизацией свидетельства о допуске к видам работ установлены в закупочной до-кументации в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624.

22.06.2017 в заседании комиссии представитель учреждения пояснила, что денежные средства, выделенные на капитальный ремонт, являются внебюджетны-ми, субсидии министерством здравоохранения Хабаровского края на ремонт не вы-делялись, закупка обоснованно проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Установленное к участникам закупки требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624 (пункт 10.1 монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конст-рукций) является обоснованным, имеется возможность привлечения субподрядчи-ков с допуском к таким видам работ, ремонт по замене дверей и ремонт в помеще-нии поликлиники относятся к капитальному ремонту, что подтверждается положи-тельным заключением о достоверности определения сметной стоимости капиталь-ного ремонта от 13.10.2016, локальным сметным расчетом также подтверждено, что происходило расширение проемов, разборка кирпичных стен. Заявка предпри-нимателя отклонена правомерно, так как им не указаны конкретные показатели, позволяющие определить соответствие предлагаемых товаров, используемых при выполнении работ, требованиям заказчика.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителя КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсомольска-на-Амуре», изучив материалы дела №8-01/38, пришла к следующим выводам.

Правовая основа, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регламентированы Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках това-ров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закуп-ках). 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми ак-тами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвер-жденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми ак-тами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эф-фективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых тре-бований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, явля-ется положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы за-купки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Закон о Закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а ус-танавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения,  а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной сис-теме при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о за-купке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой ча-стью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено поименованным законом и поло-жением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных законом. 

В документации о закупке должны быть указаны  установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требо-вания, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками за-купки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функцио-нальных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качест-венных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количест-венных и качественных характеристик; место, условия, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 1, 2, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках). 

30.01.2017 на официальном сайте Российской Федерации в единой информа-ционной системе www.zakupki.gov.ru КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Ком-сомольска-на-Амуре» министерства здравоохранения Хабаровского края размеще-но извещение №31704723870 о проведении запроса котировок на выполнение ра-бот по замене дверей и ремонту в помещении поликлиники.

Дата окончания подачи заявок – 06.02.2017. Дата рассмотрения и оценки заявок – 07.02.2017.

Начальная (максимальная) цена договора – 606 665,00 руб. 

В соответствии с технической частью предметом закупки является выполне-ние работ по замене дверей и ремонту в помещении поликлиники, полный перечень и объем выполняемых работ указан в ведомости объемов работ, локальном сметном расчете. Приведены технические характеристики и количество блока дверного ПВХ, блока дверного деревянного, линолеума, замка врезного.

Перечень видов работ, которые необходимо выполнить в целях замены дверных блоков, содержится в дефектной ведомости и локальном сметном расчете, и предусматривает в числе прочего ремонт штукатурки внутренних стен, выравни-вание штукатурки внутри здания на стенах, улучшенную окраску масляными  и во-доэмульсионными составами по штукатурке стен, потолков, разборку покрытий полов из линолеума и релина, разборку выбоин в полах цементных, заделку выбоин в полах, устройство покрытий из линолеума и готовых ковров на комнату, разборка плинтусов цементных и из керамической плитки, устройство плинтусов, сбор и вывоз образовавшегося строительного мусора.

Требования к участникам закупки установлены в форме заявки на участие в запросе котировок, требование о необходимости предоставления свидетельства СРО  в данной форме отсутствует.

Однако требование о представлении надлежаще заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соот-ветствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 (подпункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений) установлено пунктом 4.4.20 проекта договора, размещенно-го на официальном сайте в  составе закупочной документации.

Доводы представителя ответчика о размещении  в составе закупочной доку-ментации положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, утвержденного КГБУ «Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хаба-ровского края» 13.10.2016, подтверждающего, что данный ремонт относится к ка-питальному, опровергается неразмещением на официальном сайте данного доку-мента. 

Довод ответчика об отсутствии обязанности размещать в единой информа-ционной системе указанное заключение о достоверности определения сметной стоимости от 13.10.2016 не может быть принят, поскольку содержание документа-ции о закупке (в том числе графа «непредвиденные расходы») не содержит видов работ, подтверждающих, что выполняться будет именно капитальный ремонт, тре-бующий наличия у участника закупки  выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624   (подпункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструктив-ных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений). 

Представленный в заседание комиссии локальный  сметный расчет подтвер-ждает, что в ходе ремонта произведено расширение проемов, однако изначально документация о закупке не содержала таких видов работ, чем нарушен принцип информационной открытости закупки, установленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Отсутствие в перечне видов работ, размещенных в составе закупочной доку-ментации, видов работ по расширению проемов свидетельствует о том, что ремонт не мог быть признан капитальным, в связи с чем требование о наличии свидетель-ства СРО  необоснованно.

По смыслу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Феде-рации при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строи-тельства обязательное наличие свидетельства о допуске требуется лишь при усло-вии, если выполняются виды работ по капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ре-монту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безо-пасность объектов капитального строительства, утвержден  приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 (далее – пе-речень). Монтаж и демонтаж дверных коробок (блоков) как самостоятельный вид работ Перечнем не предусмотрен. 

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О за-щите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (да-лее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению кон-куренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, за-просе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не уста-новлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победи-теля или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).

Следовательно, установление в пункте 4.4.20 проекта договора  требования о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства  о допуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.1.22009 №624 (пункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограж-дающих конструкций) не может быть признано правомерным,  ограничивает кон-куренцию, что прямо запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 5.2.1 Положения о закупке учрежде-ния, в документации о закупке указываются в том числе условия допуска к участию в закупке.

Закупочной документацией не установлены условия допуска к участию в за-купке, основания отклонения заявок, возможность отклонения заявок также не предусмотрена.

Как следует из протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на уча-стие в запросе цен от 07.02.2017, на участие в закупке поступило 15 заявок, заявке ИП <…>. с ценой предложения 479266,00 руб. отказано в допуске к участию в за-просе котировок в связи с тем, что не заполнены конкретные показатели товара, остальные 14 заявок (в числе которых заявка ООО «Формат-ДВ» с ценой предло-жения 303000,00 руб.) допущены к участию в закупке,  победителем признано ООО «Формат-ДВ» как предложившее наименьшую цену.

Из заявки ИП <…>следует, что в ней не указаны характеристики и показатели товаров, подлежащих установке, что свидетельствует о несоответствии предла-гаемого товара  требованиям заказчика.

Вместе с тем поскольку документацией о запросе котировок не установлены условия допуска к участию в закупке, основания отклонения заявок, равно как и вообще не предусмотрено отклонение заявок, отказ котировочной комиссии ИП <…>.,  подавшему заявку на участие в запросе котировок, в допуске к участию в закупке следует признать неправомерным, нарушающим принципы информацион-ной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Доводы представителя ответчика о несоответствии заявки предпринимателя хотя и нашли свое подтверждение в заседании комиссии, однако в связи с отсутст-вием в закупочной документации оснований отклонения заявок, условий допуска к участию в закупке, такая заявка не могла быть отклонена.

Вместе с тем допущенное закупочной комиссией отклонение заявки пред-принимателя не привело к нарушению прав ИП <…>поскольку предпринимателем в полном объеме не соблюдены требования к оформлению заявки на участие в за-купке.

Кроме того, закупочная документация не содержит порядок предоставления приоритета товарам  российского происхождения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 о приоритете товаров российского происхождении, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российски-ми лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия учитывает, что за-ключенный по результатам закупки договор заключен и  исполнен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия КГБУЗ «Психиатрическая больница г. Комсомольска-на-Амуре» министерства здравоохранения Хабаровского края, выразившегося в ус-тановлении требования к участникам закупки о предоставлении выданного саморе-гулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624   (подпункт 10.1 – монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и со-оружений) на право заключения договора на выполнение работ по замене дверей и ремонту в помещении поликлиники (извещение №31704723870), нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции».

2. Дело в отношении закупочной (Единой) комиссии КГБУЗ «Психиатриче-ская больница г. Комсомольска-на-Амуре» министерства здравоохранения Хаба-ровского края в связи с отказом индивидуальному предпринимателю <…>в допус-ке к участию в запросе котировок при отсутствии в документации о закупке усло-вий допуска к участию в закупке, оснований отклонения заявок, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

3. Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны