Решение №б/н Заключение по результатам проверки сведений о включении ООО... от 28 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаключение
по результатам проверки сведений
о включении ООО «Самплекс»
в реестр недобросовестных поставщиков
14 ноября 2017 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>,
в присутствии представителей:
<…>,
рассмотрев обращение АО «ДЭК» о включении ООО «Самплекс» в реестр не-добросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юри-дических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), установила следующее.
В Хабаровское УФАС России поступило обращение АО «ДЭК» от 05.10.2017 № 81.1/9464 о включении ООО «Самплекс» в реестр недобросовестных поставщи-ков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с уклонением общества от заключения договора по результатам проведенной закупки.
В заседании комиссии представитель АО «ДЭК» на приведенных в обращении доводах настаивала, пояснив, что в связи с признанием закупки несостоявшейся принято решение о заключении договора с единственным участником – ООО «Самплекс». Договор должен быть подписан до 27.09.2017. Договор со стороны ООО «Самплекс» не подписан до настоящего времени.
Представитель Общества пояснил, что общество не отказывается от заключе-ния договора на условиях заказчика, не уклоняется от исполнения договора. Обще-ством закуплено сырье для поставки товара, заключены договоры с поставщиками. Заказчиком после проведения закупочной процедуры предъявлены требования, не предусмотренные документацией о закупке – заказчик после подведения итогов закупки уведомил общество о необходимости дополнительной упаковки товара на условиях, отличных от заявки участника.
В заседании комиссии Хабаровского УФАС России объявлялся перерыв до 11:30 час. 14.11.2017.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы представителей за-казчика и общества, комиссия пришла к следующему выводу.
28.07.2017 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705370799 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки скорлуп ППУ для нужд АО «ДГК». Начальная (максимальная) цена договора – 89271000,00 руб., с учетом НДС.
Дата окончания подачи заявок – 08.08.2017, дата рассмотрения заявок – 23.08.2017, дата подведения итогов – 28.08.2017.
На участие в закупке поданы заявки ООО «Хабаровский Завод Трубной Изо-ляции», ООО «Техэнергоснаб», ООО «Востокэнерго», ООО «Самплекс», ООО «Центр». Заявки ООО «Хабаровский Завод Трубной Изоляции», ООО «Техэнерго-снаб», ООО «Востокэнерго», ООО «Центр» признаны несоответствующими усло-виям документации и отклонены. Заявка ООО «Самплекс» признана удовлетво-ряющей условиям документации о закупке, с обществом решено заключить дого-вор. Открытый запрос предложений признан несостоявшимся (протокол от 31.08.2017 № РГС-222/ОЗП-ВП).
Пунктом 20 извещения о закупке установлено, что договор по результатам за-купки между заказчиком и победителем будет заключен в течение 20 рабочих дней, но не ранее чем через 10 дней после публикации протокола выбора победителя за-купки.
В соответствии с пунктом 2.8.2.4 документации о закупке по результатам про-ведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые поданы участниками запроса предложений, которые не отвечают требованиям документации о закупке; содержат предложения, не соответствующие установлен-ным условиям документации о закупке; не содержат документов, требуемых в со-ответствии с условиями документации о закупке; содержат недостоверные сведе-ния или намеренно искаженную информацию или документы; поданы участниками запроса предложений, которые не согласились с предложениями закупочной ко-миссии по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их заявках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 16 Технического задания на поставку продукции документа-ции о закупке товар должен быть поставлен в упаковке производителя, не нару-шенной, без следов воздействия влаги. Упаковка и/или тара должна обеспечивать его сохранность от всякого рода повреждений при перевозке любыми видами транспорта, а также предохранять поставляемый товар от внешних воздействий. Вместе с товаром должны передаваться относящиеся к нему документы, установ-ленные в соответствии с законодательством РФ, оформленные надлежащим обра-зом – сертификаты и паспорт качества с физико-химическими показателями, упа-ковочный лист и другие. Дополнительных требований к упаковке товара заказчи-ком не установлено.
Пунктом 2.8.2.8 документации о закупке установлено, что в рамках отбороч-ной стадии организатор вправе направить в адрес участника закупки запрос разъ-яснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и со-поставление его заявки, в том числе если в составе заявки на участие в закупке от-сутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде сведения, не-обходимые для определения соответствия заявки на участие в закупке требованиям документации в части характеристик предлагаемой продукции и договорных усло-вий, расчета цены договора; в заявке на участие в закупке имеются разночтения или положения, допускающие неоднозначное толкование, не позволяющие определить соответствие заявки на участие в закупке или участника закупки требованиям документации или осуществить оценку и сопоставление заявок допущенных уча-стников закупки.
ООО «Самплекс» в техническом предложении заявки указаны следующие условия поставки – доставка до склада заказчика в контейнерах навалом.
Запросы организатором закупки об условиях упаковки товара в рамках отбо-рочной стадии обществу не направлялись.
Письмом от 04.09.2017 № 162/09 обществом направлены уточнения о пара-метрах необходимой к поставке продукции и подтверждение условий поставки – навалом в контейнерах.
Письмом от 06.09.2017 № 81.1/7771 ОАО «ДГК» уточнило параметры требуе-мого к поставке товара и заявило, что товар должен быть поставлен в упаковке производителя, не нарушенной, без следов воздействия влаги. Упаковка и/или тара должна обеспечивать его сохранность от всякого рода повреждений при перевозке любыми видами транспорта, а также предохранять поставляемый товар от внешних воздействий. Учитывая, что данная скорлупа ППУ может храниться под воздейст-вием солнечных лучей и других внешних климатических факторов упаковка сег-ментов ППУ должна обеспечить защиту от УФ излучений, влаги и прочих воздей-ствий, которые могут привести к ухудшению технических и функциональных свойств продукции.
Таким образом, заказчик предъявил дополнительные требования к упаковке товара, не предусмотренные документацией о закупке и заявкой участника, что противоречит части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
13.09.2017 АО «ДГК» обществу направлен договор, полученный обществом 14.09.2017 (письмо от 15.08.2017 № 178/09). В связи с отсутствием согласования условий поставки товара договор обществом не подписан. Заказчиком принято ре-шение признать общество уклонившимся от подписания договора в связи с непред-ставлением подписанного договора.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросо-вестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нару-шением ими договоров. Данные сведения содержатся в реестре недобросовестных поставщиков в течении двух лет со дня их внесения (ч. 5 ст. 5).
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках за-купки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполни-тельной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщи-ков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к техно-логическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным сред-ствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавлива-ются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных уча-стниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных по-ставщиков.
Пунктом 2 Правил установлено, что в случае уклонения от заключения дого-вора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с доку-ментацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с докумен-тацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от за-ключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заклю-чение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения и документы, предусмотренные настоящими Правилами.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщи-ков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совер-шившему правонарушение, влекущей применение к нему неблагоприятных по-следствий.
В соответствии правовой позиции Конституционного суда Российской Феде-рации, изложенной в постановлении от 18.07.2008 № 10-П, федеральный законода-тель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, проце-дур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, приме-няемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финан-сового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регу-лирование должно соответствовать юридической природе и характеру обществен-ных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринима-тельской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины право-нарушителя и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требовани-ям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и примене-ния.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки ук-лонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной вла-сти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения зако-на и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку сущест-венности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответст-венности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться огра-ничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.
Также реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспе-чивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных Законом № 223-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недоб-росовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неос-торожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 223-ФЗ.
Из представленных документов следует, что общество, направляя заказчику уведомления об условии поставки товара, действовало в соответствии с представ-ленной им заявкой и закупочной документацией. Из писем общества не усматрива-ется намерение уклониться от заключения договора, а выражается несогласие с дополнительными требованиями к условиям поставки товара.
При таком положении действия общества не могут расцениваться в качестве виновного поведения, за которое Законом № 223-ФЗ установлена мера ответствен-ности в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Проверив представленные в составе обращения о включении общества в ре-естр недобросовестных поставщиков сведения и документы, Комиссия пришла к выводу о неподтверждении факта уклонения ООО «Самплекс» от заключения до-говора поставки скорлуп ППУ для нужд АО «ДГК».