Решение №б/н Решение и предписание в отношении ООО «Гос.аптека» от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                    

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-05/65

 

28 июня  2016 года                                                                            г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель  Комиссии:

<…>.-    вр.и.о. руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>–  начальник отдела рекламы и  недобросовестной конкуренции;

<…>– ведущий специалист-эксперт  отдела рекламы и   недобросовестной конкуренции,

     рассмотрев дело № 4-05/65 по признакам нарушения ООО «Гос. аптека» части 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе»,

в отсутствие  представителя ООО «Гос.аптека», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России  с 9 по 12 мая 2016 г. на телеканале «Россия 1»   отслежена  реклама  (10 секунд) следующего содержания: «Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством. г. Хабаровск. ул. Серышева, 52».

Срок распространения рекламы с 05  по 31 мая 2016 г  (279 прокатов).

Из рекламы следует,  что  государство контролирует цены в  данной  аптеке   на все реализуемые ей   лекарственные средства.

Вместе с тем, анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей ценообразование на фармацевтическом  рынке,  позволяет установить следующее.

В  Российской Федерации государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

 

В соответствии со статьей  60  ФЗ «Об обращении лекарственных средств» цены на лекарственные препараты для медицинского применения подлежат государственному регулированию, которое осуществляется,  в том числе,  посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), сформированного  в установленном  порядке, и установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов.

Так, распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год» утвержден соответствующий Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Данный Перечень формируется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Следовательно,  государство регулирует цены не на все лекарственные средства, а только на те, которые  включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших.

 

Размер оптовой и розничной надбавок в силу статьи 63 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ N 865 «Правила установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП»).

Если лекарственный препарат не включен в Перечень ЖНВЛП, то цена на него устанавливается производителем и продавцом свободно  без участия органов  государственной власти.

Данное регулирование распространяется на все организации,  осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по реализации лекарственных препаратов.

Таким образом, реклама «Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством»   недостоверна, создавая впечатление, что   цены на все лекарства  складываются при государственном воздействии  путем применения экономических или директивных мер, что не соответствует действительности.

Кроме того, в процессе подготовки материалов дела к рассмотрению, установлено, что в рекламе  присутствует название  лица «Госаптека» без указания на организационно-правовую форму.

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии со статьей 1474 юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование),  в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в  объявлениях и  рекламе, на товарах или их упаковках.

В  пункте 2 статьи 1473 ГК РФ установлено, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

При этом  часть 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, реклама, содержащая слово «госаптека»,  воспринимается как наличие государственной аптеки в городе Хабаровске, создает впечатление, что компания имеет особый статус и образована государством (федеральная собственность либо собственность субъекта Российской Федерации), что является недостоверным, так согласно выписке  из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Гос.аптека»  является физическое лицо.

Таким образом, употребление данного слова  в контексте рекламы вводит потребителя в заблуждение.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Из приведенных норм следует, что законодательство о рекламе  требует указывать информацию о рекламируемой услуге, условиях ее приобретения и использования, в том числе лице, оказывающем услугу, а объем такой информации не должен искажать смысл рекламы и вводить в заблуждение относительно рекламируемого товара (услуги).

Введение в заблуждение представляет собой создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

 

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в нарушение указанных требований распространение рекламы  «Госаптека» умышленно создает впечатление о регулируемых ценах на лекарственные препараты  в отдельно взятом аптечном учреждении,  которые фактически являются рыночными, за исключением цен на перечень ЖНВЛП.

На  основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель – лицо, определивший объект рекламирования и содержание рекламы.

Рекламодателем является  ООО «Гос. аптека»  (г. Благовещенск, ул. Зейская, 193),  что подтверждается договором  № 1604-037А от 28 апреля 2016 г., заключенным названным обществом с  ООО «РА «Март»  на размещение  рекламы в региональном эфире телеканала «Россия 1».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей   рекламу: «Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством. ул. Серышева, 52», распространенную  на территории  г. Хабаровска с 05 мая  по 31 мая  2016 г. в региональном эфире  телеканала «Россия 1»,    поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «Гос.аптека» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме   28 июня    2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

28 июня  2016 года                                                                      г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:

Председатель  Комиссии:

<…>-    вр.и.о руководителя  управления;

Члены Комиссии:

 <…>- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>., – ведущий специалист-эксперт  отдела рекламы и  недобросовестной конкуренции,

на основании своего решения 28 июня  2016 года по  делу  № 4-05/65  о признании ненадлежащей рекламы Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством. Ул. Серышева, 52», распространенной   на территории  г. Хабаровска с 05 мая  по 31 мая  2016 г. в региональном эфире  телеканала «Россия 1»,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                        

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Гос.аптека»  (ИНН 2801215234, место нахождения: 6750000, г. Благовещенск,  Зейская, 193)  в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить  распространение любыми способами при помощи любых средств  рекламы Госаптеки без указания организационно –правовой формы  и содержащей недостоверные сведения о том, что цены на лекарства регулируются государством.

 

       2. ООО «Гос.аптека» ИНН 2801215234, место нахождения: 6750000, г. Благовещенск,  Зейская, 193) представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25.07.2016 г.

       В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны