Определение №б/н Определение о возбуждении дела № 4-05/83 по рекламе торговог... от 24 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 4-05/83 по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
«19» октября 2015 г. г. Хабаровск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…>рекламы торгового дома «Золото»,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровским УФАС России отслежена реклама следующего содержания:
«Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть России. По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году».
Реклама опубликована в журнале «Лучшее в Хабаровске» (№ 9, сентябрь 2015 г. и № 10, октябрь 2015 г.).
При оценке рекламы на соответствие Федеральному закону «О рекламе» установлено следующее.
Использованное в рекламе утверждение «Лучшая ювелирная сеть России» указывает на превосходство и подразумевает, что рекламируемые товары и услуги торгового дома «Золото» лучше, т.е. обладают более высокими достоинствами и преимуществом перед другими аналогичными услугами, оказываемыми другими участниками рынка. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена, прежде всего, на продвижение реализуемых услуг и привлечение клиентов, и спорное словосочетание воспринимается не просто как информация о свойствах услуг, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ данных услуг, и способствуют возникновению желания ими воспользоваться.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№58 от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В отсутствие конкретного критерия сравнения создается впечатление, что торговый дом «ЗОЛОТО» обладает преимуществом по всем критериям и в масштабах всей страны является лучшей ювелирной сетью из числа однородных.
Присутствующая в рекламе приписка «По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году» не может рассматриваться в качестве критерия, поскольку термин «критерий» означает признак, на основании которого производится оценка, определение или квалификация чего-либо (Ефремова Т.Ф.. Современный толковый словарь русского языка. Мю: АСТ, Астрель, Харвест, 2006).
То есть, критерий является признаком, по которому проводится сравнение - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух и более объектов.
Таким образом, результаты опроса работников ООО «Ломбард. Городской центр расчетов», выражающие мнение определенного круга лиц, не являются признаком и не могут быть критерием обоснованности употребления в рекламе торгового дома «ЗОЛОТО» термина «лучшая».
В силу пункта 28 Постановления Пленума ВАС РФ оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Потребители спорной рекламы, не обладающие специальными познаниями в области лингвистики, понимают рекламу буквально – торговый дом «ЗОЛОТО» - это «ЛУЧШЕЕ», что есть в России среди ювелирных предприятий, т.е., рекламируемое торговое предприятие находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров.
Кроме того, установлены факты размещения в г. Хабаровске наружной рекламы «Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть. По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году» на зданиях по адресам:
- ул. Муравьева Амурского, 19, (кинотеатр «Гигант»);
- ул. Суворова, 25, (ТРЦ «Южный парк»).
- ул. Карла-Маркса, 76 «а», (ТЦ «НК Плаза»);
- ул. Муравьева Амурского, 4, (Хабаровское краевое объединение профсоюзов).
Рекламная информация о том, что торговый дом «ЗОЛОТО» является по версии ООО «ЛГЦР» лучшей ювелирной сетью, также не сопровождается подтверждением критерия степени превосходства, поэтому является недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара и некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной и не допускается.
Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, и печатная реклама (в журнале «Лучшее в Хабаровске») и наружная реклама торгового дома «Золото», указывают на нарушение пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель <…>, следовательно, по его вине произошло нарушение рекламного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 4-05/83 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя <…>.
3. Назначить дело № 4-05/83 к рассмотрению на 12 ноября 2015 г. в 12-00 часов по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 23.
Явка индивидуального предпринимателя <…>, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации обязательна.