Определение №б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 8-01/124 О НАРУШЕНИИ АНТИМО... от 28 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от «24» июня 2016 №611  о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении 17.03.2016 с акционерным обществом «Звезда-Энергетика»  муниципального контракта №13-2016 на поставку газопоршневой теплоэлектростанции Звезда –ГП-1500 ВК02М3 контейнерного исполнения с системой утилизации тепла без проведения конкурентных процедур и в отсутствие оснований, исключающих их проведение,

 

установил:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба <…> на действия администрации Ульчского муниципального района при заключении без проведения торгов с акционерным обществом «Звезда-Энергетика» муниципального контракта №13-2016 (реестровая запись 3271900150416000013) на поставку газопоршневой теплоэлектростанции контейнерного исполнения с системой утилизации тепла.

Из жалобы следует, что закупка указанной теплоэлектростанции у единственного поставщика осуществлена без проведения публичных процедур в нарушение Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Из возражений администрации следует, что в результате выхода из строя 11.01.2016 одного газопоршневого агрегата №1 на ГПЭС с. Богородское ООО «Богородская ТЭЦ» Ульчского района сложилась критическая ситуация с электроснабжением потребителей населенных пунктов двух сельских поселений «Село Богородское» и «Село Нижняя Гавань», два оставшихся в работоспособном состоянии электроагрегата имели возможность суммарной выработки электроэнергии не более 1800 кВт/ч. при общей нагрузке на ГПЭС в штатном режиме от 2400 до 2800кВт/ч. 20.01.2016 в связи со сложившейся ситуацией, при которой имелась реальная угроза отключения от электроснабжения социально-значимых объектов и жилищного фонда на территории указанных сельских поселений решением комиссии по чрезвычайным ситуациям было принято постановление о введении режима чрезвычайной ситуации. В настоящее время контракт находится в стадии исполнения, в апреле 2016 года поставщиком разработана проектная и конструкторская документация, закуплено основное оборудование, 20.05.2016 начаты сборочно-монтажные работы ГПТЭС.

Правительством края из краевого резерва на период ремонта ГЭПС с. Богородское выделен передвижной дизель-генератор мощностью 500 кВТ, который  14.01.2016 получен администрацией района, на территории сельских поселений с. Богородское и с. Нижняя Гавань установлен временный режим ограничения электрической энергии, о чем утвержден график (постановление администрации от 15.01.2016 №15-па).

Муниципальный контракт №13-2016 с единственным поставщиком АО «Звезда-Энергетика» на поставку газопоршневой теплоэлектростанции Звезда-ГП-1500ВК-02МЗ заключен 17.03.2016, срок его действия – до 31.12.2016. Цена контракта – 57 200 000, 00 руб.  с НДС, согласно пункту 5.1 контракта, сроки поставки газопоршневой теплоэлектростанции – 112 календарных дней со дня зачисления предоплаты (аванса), проведение шеф-монтажных работ – не более 12 рабочих дней с момента уведомления заказчиком поставщика о готовности площадки и коммуникаций к проведению таких работ, проведение пуско-наладочных работ – не более 20 рабочих дней с момента уведомления  закзачиком поставщика о готовности проведения пуско-наладочных работ и готовности электрической и тепловой нагрузки, но не ранее подписания акта выполненных шеф-монтажных работ.  

 Согласно пункту 3.2 контракта, предоплата (аванс) в размере 30% от цены контракта – 17 160 000,0 руб. с НДС перечисляется в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта,  платеж в размере 65 % от цены муниципального контракта (37 180 000,00 ру.б с НДС) оплачивается в течени1е 0 дней с даты поставки товара на электростанцию в с. Богородское. Платеж в размере 5% от цены контракта (2 860 000,00 руб. с НС) перечисляется в течение 10 дней с момента подписания акта сдачи-приемки работ, но не позднее трех месяцев с даты поступления товара на электростанцию  в с. Богородское.  

Техническое задание к муниципальному контракту, являющееся его приложением №1, содержит качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товара.

Работы, выполняемые при монтаже газопоршневой теплоэлектростанции, установлены приложением №3 к контракту, все работы выполняются заказчиком, поставщик оборудования осуществляет только техническое сопровождение работ по подготовке фундамента под оборудование, совместное проведение пуско-наладочных работ.

Из материалов проверки также следует, что 16.03.2016 на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ульчского муниципального района благодаря предоставленной Правительством Хабаровского края помощи, принятию экстренных мер администрацией района и ООО «Богородская ТЭЦ»  ремонт вышедшего из строя агрегата был произведен в максимально возможные  сроки, бесперебойное электроснабжение вышеназванных населенных пунктов восстановлено в короткие сроки. Принято решение заключить муниципальный контракт на приобретение и поставку газопоршневого агрегата на газопоршневую электростанцию с. Богородского, и выполнение пуско-наладочных работ. В адрес администрации района поступило 4 коммерческих предложения от АО «Звезда-Энергетика» (г. Санкт-Петербург), АО «ОДК-газовые турбины» (г. Рыбинск), ООО «Ролт Инжиниринг» (г. Москва) внесло 2 коммерческих предложения, в целях заключения контракта комиссией выбрано  АО «Звезда-Энергетика» на изготовление, поставку и выполнение пуско-наладочных работ газо-поршневой теплоэлектростанции в контейнерном исполнении для электростанции с. Богородское, о чем составлен протокол №9.

Постановлением администрации Ульчского муниципального района от 20.01.2016 №23-па в связи со сложившейся ситуацией, при которой имеется реальная угроза отключения от электроснабжения социально-значимых объектов и частного сектора на территории сельского поселения «Село Нижняя Гавань», на территории Ульчского муниципального района с 20.01.2016 введен режим чрезвычайной ситуации.

Режим чрезвычайной ситуации отменен с 18:00 18.03.2016, постановление от 20.01.2016 №23-па признано утратившим силу постановлением администрации Ульчского муниципального района от 17.03.2016 №162-па.

В настоящее время администрацией во исполнение указанного муниципального контракта внесена предоплата (аванс) в размере 30% от суммы контракта – 17 160 000,0 руб.

В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,

Статьей 6 названного закона к принципам контрактной системы в сфере закупок отнесены открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность, обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

В статье 8 Закона о контрактной системе раскрыто содержание принципа обеспечения конкуренции.

Контрактная система в сфере закупок  направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя.

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченных участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

По смыслу данной нормы осуществление закупки допускается у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в том случае, если применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени ,нецелесообразно и только в том объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, неопреодолимой силы.

Из отчета о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) администрации Ульчского района от 17.03.2016 следует, что из строя вышел газопоршневой агрегат №1 газопоршневой электростанции ООО «Богородская ТЭЦ», в максимальное короткие сроки ремонт вышедшего из строя агрегата произведен, бесперебойное электроснабжение населенных пунктов с. Богородское и с. Нижняя Гавань восстановлено. Имеется реальная возможность выхода из строя всех имеющихся на ГПЭС с. Богородское агрегатов, так как на дату оставления отчета все газопоршневые агрегаты выработали свой положенный моторесурс (моточасы) и требуют проведения капитального ремонта.

По смыслу пункта 3 статьи 401 ГК РФ к  понятию непреодолимой силы относятся чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. При этом чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве такового любого жизненного факта, отличие непреодолимой силы от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Предоставленные администрацией документы свидетельствуют, что возникшая ситуация с перебоем в электроснабжении незамедлительно устранена. 18.03.2016 отменен режим ЧС, администрацией контракт заключен только 17.03.2016 и предполагает его исполнение в течение всего 2016 года, при этом в период с начала возникновения аварийной ситуации (январь 2016 года) до момента заключения контракта (март 2016 года) действий по организации конкурсной процедуры закупки администрацией не предпринимались.

При наличии достаточного количества времени на проведение торгов, а также заявок нескольких претендентов на поставку оборудования, администрацией выбран неконкурентный способ закупки.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного законоположения следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия возможности наступления негативных последствий для конкуренции, например, в будущем.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

На основании изложенного, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

определил:

  1. Назначить дело № 8-01/124  к рассмотрению на «10» час. «00» мин.   

«23» августа 2016, по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края (ул. 30 лет Победы, д.54, с. Богородское, 682400).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица АО «Звезда-Энергетика» (пр. Стачек, д.47, г. Санкт - Петербург, 198097).

4.Лицам, участвующим в деле,  в срок до «19» августа 2016 года представить мотивированные пояснения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны