Решение №б/н Заключение об обстоятельствах дела № 8-01/89 от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                  Заключение об обстоятельствах дела № 8-01/89

 

22 июля 2016 года                                                                               г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– ведущий специалист-эксперт контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Строительная компания «Ваятель» – уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 145» - <…>,

ООО «Капитальный ремонт – Строительство» - исполнительный директор <…>.,

рассмотрев дело № 8-01/89 по признакам нарушения МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и руководствуясь статьёй 481 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Строительная компания Ваятель» на действия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 145» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора капитального ремонта МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145».

Из обращения следует, что закупка проведена с существенными нарушениями Положения о закупках товаров, работ, услуг МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145» и антимонопольного законодательства, заказчиком неверно выбран способ закупки, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещен ответ на запрос разъяснений от 18.03.2016 № 186-з.

Представитель учреждения с нарушением антимонопольного законодательства согласился частично, пояснив, что действительно ответ на запрос о разъяснении положений документации от 18.03.2016 № 186-з не размещен на официальном сайте, а только направлялся заявителю почтовым отправлением. Закупка осуществлена в соответствии с Положением о закупках учреждения, которым предусмотрено, что запрос предложений является приоритетным способом закупки. Заказчиком не допущено ограничение конкуренции при закупке, на участие в закупке поступило три заявки.

Представитель ООО «Капитальный ремонт – Строительство» поддержал в полном объеме позицию представителя МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145».

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей участвующих в рассмотрении дела лиц,  рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

14.03.2016 учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603410577 о проведении запроса предложений на выполнение капитального ремонта МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145», закупочная документация. Срок окончания подачи заявок 23.03.2016. Дата рассмотрения заявок 24.03.2016, подведение итогов 25.03.2016. Начальная (максимальная) цена договора 38 442 871,00 рублей.

Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе предложений поданы заявки: ООО «Стройком», ООО «Строительная компания «Ваятель», ООО «Капитальный Ремонт – Строительство».

По результатам рассмотрения заявок победителем запроса предложений признано ООО «Капитальный Ремонт – Строительство», предложившее минимальное ценовое предложение в размере 30 787 064,79 рублей.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

09.09.2015 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145» (далее - Положение), которое регламентирует закупочную деятельность учреждения, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 Пунктом 5.2.1 раздела 5 Положения предусмотрено, что приоритетным способом при закупке товаров, работ и услуг с начальной (максимальной) ценой договора с учетом налогов не более одного миллиона рублей является открытый запрос предложений.

Кроме запроса предложений Положением предусмотрены такие способы закупок как открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, открытый запрос цен, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), закупка малого объема.

Открытый конкурс проводится при закупках товаров, работ, услуг с начальной (максимальной) ценой договора с учетом налогов более одного миллиона рублей (пункт 5.2.3 раздела 5 Положения). Открытый аукцион в электронной форме может проводиться только при закупке товаров серийного производства при условии наличия конкуренции между поставщиками, если начальная (максимальная) цена договора с учетом налогов превышает один миллион рублей (пункт 5.2.4 раздела 5 Положения).

Проводимый заказчиком запрос предложений с ценой договора в размере 38 442 871,00 рублей, не подпадает под обозначенный в пункте 5.2.1 Положения критерий.

При таких обстоятельствах, проведение указанной закупки в форме открытого запроса предложений противоречит установленным в Положении о закупках для такой формы закупки требованиям.

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона 223-ФЗ, Положением о закупке срок информационного обеспечения торгов составляет не менее 20 дней, тогда как срок извещения о запросе предложений в соответствии с пунктом 7.1.2 Положения о закупках составляет не менее 5 дней.

Из материалов дела следует, что извещение о закупке размещено учреждением на сайте 14.03.2016, окончание подачи заявок 23.03.2016, таким образом отведенный на подачу заявок срок составил 9 дней.

В нарушение требований Положения выбрав в качестве способа закупки запрос предложений, предусматривающий в сравнении с торгами значительно меньший срок на подачу заявок, заказчик существенным образом ограничил круг потенциальных участников закупки.

В связи с этим действия учреждения в осуществлении закупки работ по капитальному ремонту здания МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 145» путем запроса предложений без проведения торгов нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По указанным основаниям комиссия не может согласиться с доводом об отсутствии ограничения конкуренции при проведении закупки.

Ссылка на правомерность выбранного способа закупки комиссией отклоняется, поскольку из буквального прочтения пункта 5.2.1 Положения следует, что применение запроса предложений в качестве способа закупки ограничено начальной (максимальной) ценой договора, которая не может превышать одного миллиона рублей.

 Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей  отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Установленные Законом № 223-ФЗ основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке.

В соответствии с частями 5,11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе разъяснения документации о закупке. Разъяснения документации размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Согласно пункту 7.2.1 Положения участник закупки вправе направить организатору закупки запрос разъяснений документации не позднее двух рабочих дней до дня окончания подачи заявок. Организатор закупки обязан направить разъяснения такому участнику в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса и разместить такие разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания наименования участника, от которого поступил запрос на официальном сайте и на официальном сайте учреждения.

18.03.2016 учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен запрос о разъяснении положений документации от 18.03.2016 № 186-з, в котором указывалось на противоречивый срок выполнения работ, просьба разъяснить, что заказчик понимает под расчетом предполагаемой цены договора, в какой форме данная информация должна быть представлена, какие необходимо представить документы для подтверждения наличия квалифицированного персонала с опытом работы по предмету договора, что заказчиком оценивается суммарный опыт или количество договоров, а также на каком основании заказчиком выбран способ закупки в форме запроса предложений.

Ответ на запрос о разъяснении положений документации от 18.03.2016 № 186-з, учреждением на официальном сайте не размещен, что нарушает требования частей 5,11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, а также принцип информационной открытости закупки.

Учитывая особый субъектный состав лиц, на которых распространяются положения Закона № 223-ФЗ, и цели правового регулирования Закона № 223-ФЗ, отсутствие соответствующей информации в публичном доступе исключает либо существенным образом ограничивает возможность оценки объективности и беспристрастности процесса закупки, препятствует доступу к участию в закупке, формированию коммерческих предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны