Решение №б/н Решение в отношении «КПК «Первый Дальневосточный» от 11 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                 ПО ДЕЛУ № 4-05/16

 

04 марта  2015 г.                                                                                            г. Хабаровск.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 4-05/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения кредитным потребительским кооперативом «Первый Дальневосточный» (далее КПК «1-й ДВ») рекламы финансовых услуг, в присутствии  <…>– директора КПК «1-й ДВ» и <…> – начальника Хабаровского регионального центра КПК «1-й ДВ» (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного  надзора за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России 15 января 2015 г. отслежены 3 рекламы кредитного потребительского кооператива «Первый Дальневосточный» (далее «КПК «Первый Дальневосточный»). 

Первая:  (рекламный баннер) «Сберегательные программы 16%. Время сохранять и приумножать. Тел. 42-48-10».  В левом нижнем углу мелким шрифтом содержится пометка  «Для пайщиков». 

Вторая : (рекламный баннер) «Займы  на любые нужды. Тел. 42-88-10. Для пайщиков».

Оба баннера размещены на крыльце здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 62, (в месте осуществления деятельности «КПК «Первый Дальневосточный»).

Третья реклама: «Высокодоходные сберегательные программы. 16%. Ставим рекорд на новых условиях. Информация для пайщиков».   

Баннер размещен на отдельно стоящем вентиляционном сооружении напротив входа в здание «КПК «Первый Дальневосточный», ул. Ленина, 62).

Несмотря на наличие в рекламах  пометки «Информация для пайщиков», т.е. членов кооператива, содержание рекламных предложений  свидетельствует о том, что информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, связанной с привлечением денежных средств, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – КПК «Первый Дальневосточный» и предлагаемым им  сберегательным программам и займам.

Рекламирование указанных услуг  направлено именно на привлечение внимания к кооперативу и на формирование к нему интереса у неопределенного круга лиц,   следовательно, такая информация является рекламой.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые рекламным законодательством к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

К числу финансовых организаций, оказывающих финансовые услуги, относится кредитный потребительский кооператив (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, деятельность по предоставлению займов и принятию личных сбережений пайщиков является финансовой услугой, оказываемой кредитным потребительским кооперативом граждан и в случае рекламирования названных услуг несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом «О рекламе».

В отношении рекламы финансовых услуг  часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» обязывает указывать наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

В рекламе «Займы на любые нужды», «Сберегательные программы 16%. Время сохранять и приумножать» и «Высокодоходные сберегательные программы. 16%. Ставим рекорд на новых условиях» наименование финансовой организации не указано, что является нарушением указанных требований.

Пунктом 2 части 2 ст. 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В действующих сберегательных программах КПК «Первый Дальневосточный» (по состоянию на 17.12.2014 г.), привлечение личных сбережений граждан осуществляется по различным наименованиям программ: «До востребования», «Студенческий до востребования», «Пенсионный до востребования», «Жилищный до востребования», «Золотой ключик», «Новогодняя-2015», «Антикризисная»,  «Копилка +», «Бабушкин сундучок», «Годовая».

Указанная в рекламе доходность 16%   предоставляется только по программе «Антикризисная».

Данная сберегательная программа предусматривает указанную в рекламе доходность при условии заключении договора на 6 месяцев. Согласно данной программе предусмотрена капитализация процентов и максимальная сумма вклада до 5 млн. рублей.

Таким образом, доводимая до потребителей  реклама по привлечению денежных средств граждан по высокодоходным сберегательным программам умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут такие лица, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28 названного закона, несет  рекламодатель.

Поскольку рекламы «Займы  на любые нужды»,  «Сберегательные программы 16%. Время сохранять и приумножать» и «Высокодоходные сберегательные программы. 16%. Ставим рекорд на новых условиях» расположены в месте нахождения и осуществления деятельности «КПК «Первый Дальневосточный», последний является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, то есть, рекламодателем.

В ходе рассмотрения дела представители КПК «1-й ДВ» в обоснование своей позиции пояснили, что в связи с изменениями  в 2015 году условий доходности по сберегательным программам,  КПК «1-й ДВ» была заказана  рекламная продукция, отражающая  все условия оказания финансовых услуг,  влияющих на сумму доходов. До момента изготовления новой продукции в месте нахождения в КПК «1-й ДВ» по ул. Ленина, 62, временно были размещены баннеры, в которых среди прочих условий указана только доходность по сберегательным программам (16%) и отсутствует  наименование финансовой организации. При совершении данных действий по размещению рекламных баннеров  КПК «1-й ДВ» исходил из того, что до завершения работ по изготовлению новой рекламной продукции с подробными  условиями по сберегательным программам потребители могли ознакомиться в офисе кооператива.

Наружная реклама с нарушениями ФЗ «О рекламе» размещалась неделю и демонтирована в добровольном порядке.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими рекламы  «Займы  на любые нужды. Тел. 42-88-10. Для пайщиков»,  «Сберегательные программы 16%. Время сохранять и приумножать. Тел. 42-48-10»  и «Высокодоходные сберегательные программы. 16%. Ставим рекорд на новых условиях. Информация для пайщиков», размещенные в месте осуществления деятельности КПК «1-й ДВ»:  на крыльце здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 62, и на вентиляционном сооружении напротив входа в здание «КПК «Первый Дальневосточный»  (ул. Ленина, 62),  поскольку в них нарушены требования части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с добровольным устранением нарушений законодательства РФ о рекламе предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2015 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны