Решение №б/н Рассмотрение дела по признакам нарушения ООО «Флагман-Комсом... от 15 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>  (далее – Комиссия), рассмотрев дело №3-1/241 по признакам нарушения ООО «Флагман-Комсомольск» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в 2014 году монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в городе Комсомольске-на-Амуре, в присутствии на заседании:

I. Представителей ответчика – ООО «Флагман-Комсомольск» <…>,

II. Представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – ООО «Флагман» <…>.

Заявитель <…> в заседаниях Комиссии участия не принимал, явку своих представителей не обеспечил.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 03 сентября 2014 года поступило заявление Гр., проживающего в г. Комсомольске-на-Амуре, на действия ООО «Флагман-Комсомольск» по неоднократному увеличению в августе 2014 года цены розничной реализации через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в городе Комсомольске-на-Амуре.

 

В целях рассмотрения данного заявления Гр. Хабаровским УФАС России запрошены у ООО «Флагман-Комсомольск» документы и информация по вопросам осуществления розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию и применению цены розничной реализации.

 

Также Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынках оказания услуг розничной реализации через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре.

Анализ проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства, применение товара, качественные, технические характеристики, цены и иные характеристики.

 

За продуктовые границы исследуемых товарных рынков принимались розничная торговля автомобильными бензинами марок А-76 (А-80), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и розничная торговля дизельным топливом.

Временной интервал исследования – 2014 год.

На основании анализа районов продаж, местоположения покупателей, хозяйствующих субъектов – продавцов, фактически действующих на рассматриваемых товарных рынках, географические границы товарных рынков розничной торговли автомобильными бензинами марок А-76 (А-80), Аи-92, Аи-95, Аи-98, дизельным топливом определяются административными границами городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

В ходе проведения анализа состояния конкуренции установлено, что в 2014 году в г. Комсомольске-на-Амуре деятельность на рынках розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 6 хозяйствующих субъектов, в том числе ООО «Флагман-Комсомольск».

 

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынках оказания услуг розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре установлено, что в границах локального рынка на территории г. Комсомольска-на-Амуре установлено, что:

1. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Флагман-Комсомольск» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного А-76 (А-80) в составе группы лиц ООО «Флагман» (доля 23%) и ООО «Флагман-Комсомольск» (доля 9%) совместно с АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (доля 19%),  ООО «РН-Востокнефтепродукт» (доля 47%).

2. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Флагман-Комсомольск» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного Аи-92 в составе группы лиц ООО «Флагман» (доля 28%) и ООО «Флагман-Комсомольск» (доля 7%) совместно с АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (доля 29%),  ООО «РН-Востокнефтепродукт» (доля 32%).

3. В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Флагман-Комсомольск» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного Аи-95 в составе группы лиц ООО «Флагман» (доля 20%) и ООО «Флагман-Комсомольск» (5%) совместно с АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (39%),  ООО «РН-Востокнефтепродукт» (34%).

 

Приказом Хабаровского УФАС России от 03.12.2014 №923 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Флагман-Комсомольск» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Определением Хабаровского УФАС России от 14 апреля 2015 года о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 17.04.2015 №3/3064) к участию в рассмотрении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено ООО «Флагман».

 

Рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства приостанавливалось с 23 июня по 23 ноября 2015 года на срок рассмотрения судом дела №А73-6258/2015 Арбитражного суда Хабаровского края, имеющего значение для рассмотрения дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства. По мнению Комиссии, рассмотрение арбитражным судом дела №А73-6258/2015 имеет непосредственное значение для рассмотрения дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства, так как в результате рассмотрения дела №А73-6258/2015 будет дана оценка правомочности действий антимонопольного органа в части истребования необходимых для рассмотрения дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства документов и сведений (информации).

 

В связи с необходимостью изучения документов и информации, поступивших от ООО «Флагман-Комсомольск» и ООО «Флагман» в соответствии с определением Хабаровского УФАС России от 12 февраля 2016 года об отложении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 16.02.2016 №3/1433), в заседании Комиссии 10 марта 2016 года объявлялся перерыв до 17 марта 2016 года.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

Согласно пункту 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции потребитель – это юридическое или физическое лицо, приобретающее товар.

Пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Письмом от 11.03.2015 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 12.03.2015 №3/297) ООО «Флагман-Комсомольск» заявило ходатайство о продлении до 25.03.2015 срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 05 февраля 2015 года об отложении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 09.02.2015 №3/932), то есть после назначения дела к рассмотрению (18.03.2015). Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства ООО «Флагман-Комсомольск», отложив рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства на 14.03.2015.

Письмом от 28.04.2015 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 29.04.2015 №3/3801) ООО «Флагман-Комсомольск» заявило ходатайство об ознакомлении с материалами дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства. Представитель ООО «Флагман-Комсомольск»  <…> 06 мая 2015 года ознакомился с материалами дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства с применением технических средств.

Письмом от 20.05.2015 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 26.05.2015 №3/4610) ООО «Флагман-Комсомольск» заявило ходатайство о продлении до 03.06.2015 срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 14 апреля 2015 года об отложении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 17.04.2015 №3/3063), то есть после назначения дела к рассмотрению (26.05.2015). Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства ООО «Флагман-Комсомольск», отложив рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства на 23.06.2015.

Письмом от 20.05.2015 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 26.05.2015 №3/4610) ООО «Флагман» заявило ходатайство о продлении до 03.06.2015 срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 14 апреля 2015 года о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах к рассмотрению дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 17.04.2015 №3/3064), то есть после назначения дела к рассмотрению (26.05.2015). Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства ООО «Флагман», отложив рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства на 23.06.2015.

Письмом от 10.02.2016 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 10.02.2016 №3/111ф) ООО «Флагман-Комсомольск» заявило ходатайство о продлении до 17.02.2016 срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 22 января 2016 года об отложении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 25.01.2016 №3/633), то есть после назначения дела к рассмотрению (12.02.2016). Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства ООО «Флагман-Комсомольск», отложив рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства на 10.03.2016.

Письмом от 10.02.2016 б/н (вход. Хабаровского УФАС России от 10.02.2016 №3/112ф) ООО «Флагман» заявило ходатайство о продлении до 17.02.2016 срока представления документов и информации, запрошенных определением Хабаровского УФАС России от 22 января 2016 года об отложении дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. Хабаровского УФАС России от 25.01.2016 №3/633), то есть после назначения дела к рассмотрению (12.02.2016). Комиссия приняла решение об удовлетворении данного ходатайства ООО «Флагман-Комсомольск», отложив рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства на 10.03.2016.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «Флагман-Комсомольск», ООО «Флагман» Комиссия пришла к следующим выводам:

По информации ООО «Флагман-Комсомольск», представленной в Хабаровское УФАС России, ООО «Флагман-Комсомольск» осуществляет оптовую и розничную реализацию моторным топливом, в том числе в г. Комсомольске-на-Амуре. Розничная реализация бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре осуществляется через 3 АЗС, расположенных по адресам:

– ул. Лазо,89, инв. №11847, Договор аренды б/н от 01.01.2014;

– ул. Пропарочная, 1, инв. №11846, Договор аренды б/н от 01.01.2014;

– ул. Станционная, 56, инв. №11856, Договор аренды б/н от 01.01.2014.

 

ООО «Флагман-Комсомольск» осуществляет деятельность розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре на основании Договора комиссии от 01.10.2010 №271/1 (далее – Договор №271/1), заключённого с ООО «Флагмиан».

В соответствии с пунктом 1.1 Договора №271/1 ООО «Флагман-Комсомольск» обязуется по поручению ООО «Флагман» от своего имени за обусловленное настоящим договором вознаграждение оказывать услуги по отпуску нефтепродуктов, принадлежащих ООО «Флагман» через АЗС по цене, указанной ООО «Флагман».

Согласно пункту 3.1 Договора №271/1 вознаграждение устанавливается в размере 10000,00 (десять тысяч) рублей в месяц.

В процессе рассмотрения дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Флагман-Комсомольск» представило в Комиссию Дополнительное соглашение от 01.01.2014 к Договору комиссии №271/1 от 01.10.2010 которым в пункт 3.1 Договора №271/1 внесены изменения: Вознаграждение Комиссионеру устанавливается в размере 350000,00 (триста пятьдесят тысяч) рублей в месяц за реализацию нефтепродуктов через одну АЗС.

Таким образом, как следует из представленных в Комиссию документов и информации, сумма вознаграждения, предусмотренная Договором №271/1 за осуществление ООО «Флагман» розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре, с 01.01.2014 увеличилась до 1050000,00 рублей в месяц за три АЗС.

Пунктом 2.1.1 Договора №271/1 предусмотрено, что в случае, если ООО «Флагман-Комсомольск» реализует нефтепродукты по цене, превышающей цену, указанную ООО «Флагман», дополнительная выгода причитается ООО «Флагман-Комсомольск» в полном объёме. Комиссия не располагает документами и сведениями, свидетельствующими о наличии в 2014 году фактов розничной реализации ООО «Флагман-Комсомольск» бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре по ценам, превышающим цену, указанную ООО «Флагман».

Цену реализации нефтепродуктов через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре ООО «Флагман» сообщало ООО «Флагман-Комсомольск» письмами, в которых указывались цены на каждую марку бензинов автомобильных и на дизельное топливо и дата начала действия этих цен.

 

Как следует из представленных ООО «Флагман-Комсомольск» и ООО «Флагман» в Комиссию документов в августе 2014 года цены розничной реализации нефтепродуктов изменялись 3 раза:

– с 03.08.2014 увеличились цены реализации бензинов автомобильных А-80 (+0,30 руб./л), Аи-92 (+0,30 руб./л), Аи-95 (+0,40 руб./л), Аи-98 (+0,40 руб./л), дизельного топлива (+0,40 руб./л);

– с 21.08.2014 увеличились цены реализации бензинов автомобильных А-80 (+0,30 руб./л), Аи-92 (+0,40 руб./л), Аи-95 (+0,40 руб./л), Аи-98 (+0,60 руб./л);

– с 26.08.2014 увеличились цены реализации бензинов автомобильных Аи-92 (+0,20 руб./л), Аи-95 (+0,20 руб./л).

 

Всего в течение августа 2014 года цены розничной реализации нефтепродуктов изменились следующим образом:

– бензина автомобильного А-80 увеличилась на 0,60 руб./л (+ 1,97%);

– бензина автомобильного Аи-92 увеличилась на 0,90 руб./л (+2,73%);

– бензина автомобильного Аи-95 увеличилась на 1,00 руб./л (+2,88%);

– бензина автомобильного Аи-98 увеличилась на 1,00 руб./л (+2,72%);

– дизельного топлива увеличилась на 0,40 руб./л (+1,13%).

 

В то же время следует отметить, что до августа 2014 года цена розничной реализации бензина автомобильного А-80 не изменялась, предыдущее изменение цены розничной реализации бензинов автомобильных Аи-92 и Аи-95 произошло 03.04.2014, цена розничной реализации бензина автомобильного Аи-98 изменялась 07.03.2014, цена розничной реализации дизельного топлива изменялась 14.02.2014.

 

Комиссия рассмотрела информацию об изменении в 2014 году цен розничной реализации ООО «Флагман-Комсомольск» и цен поставки (закупки) нефтепродуктов у поставщиков ООО «Флагман». Как следует из имеющихся в распоряжении Комиссии документов и сведений, цены поставки (закупки) бензинов автомобильных изменялись в течение года только в сторону повышения, в то же время цена поставки (закупки) дизельного топлива сначала снижалась, а затем увеличивалась, цены розничной реализации повторяли динамику изменения цен поставки (закупки), только на меньшую величину:

 

№ п/п

Вид нефтепродукта

Изменение цены (%)

поставки (закупки)

розничной реализации

1.

Бензин автомобильный А-80

+ 22,96

+ 3,61

2.

Бензин автомобильный Аи-92

+ 22,39

+ 8,57

3.

Бензин автомобильный Аи-95

+ 8,55

+ 7,42

4.

Бензин автомобильный Аи-98

+ 6,25

+ 5,83

5.

Дизельное топливо

+ 0,98

+ 0,41

 

Таким образом, имеющиеся в распоряжении Комиссии документы и сведения свидетельствует об опережающем росте цен поставки (закупки) бензинов автомобильных и дизельного топлива по отношению к росту цен розничной реализации на соответствующие нефтепродукты.

 

Комиссия рассмотрела предоставленные ООО «Флагман-Комсомольск» документы и информацию о фактической себестоимости розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2014 году.

При определении фактической себестоимости розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных и дизельного топлива ООО «Флагман-Комсомольск» учитывает расходы на заработную плату сотрудников АЗС, отчисления от заработной платы, расходы на аренду АЗС, расходы на содержание АЗС и другие расходы, связанные с осуществлением деятельности АЗС. Расходы, учитываемые ООО «Флагман-Комсомольск» при определении фактической себестоимости розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре нефтепродуктов, являются необходимыми для производства и реализации товара (розничная реализация через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных и дизельного топлива), расходы, не являющиеся необходимыми для производства и реализации товара (розничная реализация через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных и дизельного топлива), при определении фактической себестоимости ООО «Флагман-Комсомольск» не учитываются.

Общая сумма расходов за 2014 год составила, как следует из Приложения №1 к письму ООО «Флагман-Комсомольск» от 02.06.2015 б/н, 13512260,02 (тринадцать миллионов пятьсот двенадцать тысяч двести шестьдесят рублей 02 копейки) рублей. В то же время, размер вознаграждения за осуществление ООО «Флагман-Комсомольск» розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива, принадлежащих ООО «Флагман», в соответствии с Договором №271/1, составил, как следует из Приложения №1 к письму ООО «Флагман» от 16.02.2016 б/н, 11900000,00 (одиннадцать миллионов девятьсот тысяч) рублей в год, что меньше суммы понесённых в 2014 году ООО «Флагман-Комсомольск» расходов.

 

Кроме того, Комиссия, рассмотрев цены розничной реализации нефтепродуктов через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре, установленные в 2014 году АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в г. Комсомольске-на-Амуре, и занимающими большую долю, чем ООО «Флагман-Комсомольск», на данном товарном рынке), констатирует, что за исключением кратковременного периода в первой половине ноября ООО «Флагман-Комсомольск» осуществляло розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива по ценам, ниже, чем цены розничной реализации иных хозяйствующих субъектов, в том числе в августе 2014 года на 0,30 – 1,50 руб./л ниже в зависимости от вида нефтепродукта и даты реализации.

 

Установленные в настоящем решении обстоятельства, свидетельствуют о том, что размер цены розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных А-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива не превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

 

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ООО «Флагман-Комсомольск», ООО «Флагман», с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО «Флагман-Комсомольск» по установлению и применению в 2014 году цены розничной реализации через АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре бензинов автомобильных А-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №3-1/241 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны