Решение №б/н Рассмотрение жалобыООО «Юридическое общество имени М.М. Спер... от 21 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>  

в присутствии представителей:

КГАУ «Аванское лесное хозяйство»  

ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,   

рассмотрев жалобу ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» на действия закупочной комиссии КГАУ «Аванское лесное хозяйство», материалы дела № 8-01/168,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» на действия закупочной комиссии КГАУ «Аванское лесное хозяйство» при проведении сбора коммерческих предложений на оказание услуг по созданию и техническому сопровождению модуля системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель».

Из жалобы общества следует, что его заявка необоснованно отклонена от участия в закупке по основаниям, не предусмотренным закупочной документации. В отсутствие установленных документацией ограничений на подачу заявок, обществом заявка направлена на адрес электронной почты заказчика. При рассмотрении заявок комиссией заказчика сделан вывод об отсутствии защиты заявки паролем, что позволяет получателю просматривать содержимое заявки с момента получения, однако подобного требования к заявке документация не содержит.

Представитель заказчика с жалобой не согласилась, указала на содержащееся в документации требование о подаче заявки исключительно в запечатанном конверте почтовым отправлением либо нарочно. Поскольку обществом данное требование не соблюдено, его заявка не принята комиссией к рассмотрению. На день рассмотрения жалобы с победителем закупки заключен договор.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

27.05.2016 учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603706193 сбора коммерческих предложений на оказание услуг по созданию и техническому сопровождению модуля системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель». Начальная (максимальная) цена договора 1100000,00 руб. Дата окончания подачи заявок, рассмотрения заявок и подведения итогов 02.06.2016.

В установленный срок на участие в закупке поданы заявки ООО «Формоза-Сервис», ООО «Волшебный мир компьютеров», ООО «Системные решения», ООО «СтройЭксперт», ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского». Заявки ООО «СтройЭксперт», ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» признаны закупочной комиссией не соответствующими требованиям документации, так как поданы в виде вложений в электронные письма, паролями не защищены, что позволяет получателю просматривать их содержание с момента получения, остальные претенденты допущены к участию в сборе коммерческих предложений. Победителем закупки признано ООО «Формоза-Сервис», предложившее минимальную цену договора (протокол от 02.06.2016).

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке отражаются установленные заказчиком требования к порядку, месту, дате начала и дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования к информационному обеспечению закупок установлены пунктами 4.6, 4.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг КГАУ «Аванское лесное хозяйство», утвержденного протоколом наблюдательного совета учреждения от 15.12.2014 № 4.

В нарушение приведенных требований законодательства и Положения о закупках учреждения в закупочной документации отсутствуют установленные заказчиком требования к порядку подачи заявок.

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В отсутствие установленного документацией порядка подачи заявок решение закупочной комиссии учреждения о признании заявок ООО «СтройЭксперт», ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» не соответствующими требованиям документации следует признать неправомерным.

Ссылка представителя учреждения на наличие соответствующей информации в разделе извещения «предоставление документации» не может быть принята, поскольку данная информация относится к порядку предоставления закупочной документации, а не порядку подачи заявок. Иных сведений, устанавливающих порядок подачи заявок, документация не содержит.

Довод представителя учреждения о заключении с победителем закупки договора в данном случае не имеет правового значения и не является основанием для отказа в признании жалобы общества обоснованной и выдаче закупочной комиссии заказчика предписания исходя из следующего.

Из положений статьи 1 Закона № 223-ФЗ следует, что одной из целей регулирования данного Закона является расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, заключение заказчиком договора без учета закрепленного в Законе № 223-ФЗ и Законе о защите конкуренции срока процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Пунктом 9.6 Положения о закупках учреждения установлен месячный срок на заключение договора по результатам проведенного сбора коммерческих предложений.

Протокол рассмотрения заявок по спорной закупке размещен в Единой информационной системе 03.06.2016, в установленный законом десятидневный срок общество обжаловало действия закупочной комиссии путем направления жалобы в антимонопольный орган, которая зарегистрирована в журнале входящей корреспонденции 07.06.2016. В этот же день управлением заказчику направлено уведомление о поступившей жалобе, требование о приостановке закупки и действий по заключению договора. Несмотря на установленный порядок административного обжалования действия заказчика, закупочной комиссии учреждением на третий день с даты размещения протокола на официальном сайте с победителем закупки заключен договор. 

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем заключенный заказчиком договор является ничтожным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Юридическое общество имени М.М. Сперанского» на действия закупочной комиссии КГАУ «Аванское лесное хозяйство» при проведении сбора коммерческих предложений на оказание услуг по созданию и техническому сопровождению модуля системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель» (№ 31603706193) обоснованной.

2. Признать действия закупочной комиссии КГАУ «Аванское лесное хозяйство» при проведении указанного сбора коммерческих предложений нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать действия КГАУ «Аванское лесное хозяйство» при проведении указанного сбора коммерческих предложений, в части неустановления в документации о закупке порядка подачи заявок на участие в закупке, нарушающими пункт 8 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Выдать закупочной комиссии КГАУ «Аванское лесное хозяйство» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны