Решение №б/н Решение по делу № 8-01/215 от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,

в присутствии представителей:

КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) – <….> (по доверенности),

ООО «Учебная техника-ГалСен» - уведомленное о дате, времени и месте заседания комиссии, явку своего представителя не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Учебная Техника-ГалСен» на действия КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) при проведении запроса цен на право заключения договора поставки учебной лаборатории электротехники, материалы дела № 8-01/215,

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Учебная Техника-ГалСен» на действия КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) при проведении запроса цен на право заключения договора поставки учебной лаборатории электротехники (извещение № 31705284684).

Из жалобы ООО «Учебная Техника-ГалСен» следует, что закупочная комиссия необоснованного отклонила заявку общества от участия в запросе цен.

Представители КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» доводы жалобы отклонили, пояснив, что ООО «Учебная Техника-ГалСен» нарушен порядок подачи заявок на участие в запросе цен поставку учебной лаборатории электротехники не указав в заявке сведения о совместимости программного обеспечения, сведения об упаковке, маркировке, безопасности товара, а также сведения о годе выпуска товара, вследствие чего такая заявка не подлежала рассмотрению.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела № 8-01/215, заслушав доводы представителей колледжа, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В документации о закупке должны быть указаны  установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты  1,2, 3, 4, 9 части 10 статьи 4).

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы  информация и документы, предусмотренные Законом о закупках, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 8).

03.07.2017 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705284684 о проведении запроса цен на право заключения договора поставки учебной лаборатории электротехники, закупочная документация. Срок окончания подачи заявок 07.07.2017. Дата окончания срока рассмотрения заявок 10.07.2017, подведение итогов 10.07.2017. Начальная (максимальная) цена договора 9 428 000,00 руб.

На участие в закупке поступило 4 заявки: ООО «Зарница», ООО «Учебная Техника-ГалСен», ООО «ПромКонцерн», ООО «Стройинжиниринг». Закупочной комиссией принято решение заявки ООО «Зарница», ООО «Учебная Техника-ГалСен», ООО «Стройинжиниринг» отклонить по причине отсутствия в них сведений о совместимости программного обеспечения, указанного в пунктах 1.1.45, 1.1.72, 1.1.77 с функционирующей инфраструктурой заказчика, сведения об упаковке, маркировке, безопасности товара, сведения о годе изготовления товара (протокол от 10.07.2017).

Закупка признана несостоявшейся, закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным допущенным участником несостоявшегося запроса предложений ООО «ПромКонцерн» (протокол 10.07.2017).

Согласно извещению в разделе «Порядок проведения запроса цен»  комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса цен, и оценивает такие заявки. Победителем в проведении запроса цен признается участник закупки, соответствующий требованиям документации о проведении запроса цен и предложивший самую низкую цену договора.

В извещении в разделе «требования к участникам размещения заказа»  установлены обязательные требования к участникам закупки.

 

В «Технической части» закупочной документации указаны следующие требования:

- требования к упаковке, маркировке (этикеткам), подтверждению соответствия, процессам и методам производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, в отношении проведения испытаний, методов испытаний;

- безопасность товара должна соответствовать требованиям действующего законодательства РФ;

- товар должен поставляться в упаковке, обеспечивающей защиту товара от внешних воздействующих факторов (в т.ч. климатических, механических) при транспортировании, хранении и погрузочно-разгрузочных работах;

- маркировка товара и тары (упаковки) товара, должна содержать информацию о наименовании товара, наименовании изготовителя, адресе изготовителя, дате изготовления товара;

- требования к году (месяцу) изготовления товара - год изготовления товара не ранее 2016 г.

- программное обеспечение, указанное в пунктах 1.1.45, 1.1.72, 1.1.77 приобретается в уже функционирующую инфраструктуру,  построенную на базе используемого заказчиком программного обеспечения Microsoft Office 2013/2016; Microsoft Windows 7/10; Microsoft 2012 Server.

Комиссией по результатам рассмотрения закупочной документации установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 1, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в закупочной документации не конкретизированы документы, которые необходимо представить участнику в целях подтверждения соответствия установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке, установленных в «Технической части» закупочной документации.

В пунктах 1.1.45, 1.1.72, 1.1.77 «Технической части» закупочной документации не указаны Функциональные характеристики, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия закупаемого товара потребностям заказчика, используемые для определения соответствия потребностям заказчика закупаемого  товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, а лишь обозначено заказчиком как «наличие».

Таким образом, установив к участникам закупки такое требование, как наличие программного обеспечения, построенного на базе используемом заказчиком, в документации не раскрыто его содержание, исходя из которого возможно установить какие именно документы необходимо представить, в целях подтверждения соответствия данному требованию, что свидетельствует о его неизмеримости и нарушает пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В извещении в разделе «форма ценового предложения и требования к его оформлению»  установлено, что заявка подается в письменной форме на бумажном носителе в запечатанном конверте/пакете. (Приложение № 2). Заявка должна быть собственноручно подписана руководителем участника размещения заказа, скреплена печатью. В случае подписания заявки не руководителем, необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки на участие в запросе цен. Сведения, которые содержатся в заявках участников размещения заказа, не должны допускать двусмысленных толкований.

В извещении в разделе «наименование, характеристика товара»  предметом закупки является учебная лаборатория электротехники в соответствии с Приложением № 2.

Комиссией по результатам рассмотрения закупочной документации установлено, что Приложение № 2 отсутствует в закупочной документации.

 В ходе комиссии представители заказчика данный факт подтвердили, пояснив, что в составе закупочной документации прикреплен документ «Ценовое предложение на поставку лаборатории электротехники», который является обязательной формой заявки на участие в закупке.

На обозрение комиссии представлены оригиналы заявок участников запроса цен ООО «Зарница», ООО «Учебная Техника-ГалСен», ООО «ПромКонцерн», ООО «Стройинжиниринг».

Комиссией по результатам рассмотрения заявок поименованных участников установлено, что заявки всех участников соответствовали  форме заявки установленной заказчиком.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В отсутствие в документации конкретного перечня документов предоставляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям в «Технической части» закупочной документации,  решение закупочной комиссии об отклонении заявок ООО «Зарница», ООО «Учебная Техника-ГалСен», ООО «Стройинжиниринг» по мотиву отсутствия в них сведений о совместимости программного обеспечения, указанного в пунктах 1.1.45, 1.1.72, 1.1.77 с функционирующей инфраструктурой заказчика, сведения об упаковке, маркировке, безопасности товара, сведения о годе изготовления товара неосновательно, и противоречит пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В заседании комиссии представителями заказчика представлен на обозрение договор № 31705284684 от 18.07.2017 заключенный между КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) и ООО «ПромКонцерн».

Из положений статьи 1 Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Установление в закупочной документации, срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки (Определение Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014).

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При таком положении, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение 10 дневного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона.

Учитывая то обстоятельство, что фактически договор № 31705284684 заключенный между КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) и ООО «ПромКонцерн» заключен 18.07.2017 (на восьмой день после подписания протокола о результатах конкурса от 10.07.2017), это сокращает законодательно установленный десятидневный срок, до истечения которого договор не может быть заключен, что является нарушением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и нарушает права участников гражданского оборота, ввиду чего указанный договор считается ничтожным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Учебная техника-ГалСен» на действия КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) при проведении запроса цен на право заключения договора поставки учебной лаборатории электротехники (извещение № 31705284684) - обоснованной.

2. Признать действия закупочной комиссии КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) нарушающими пункты нарушающими пункты 1,4 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, пункты 1, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре» (межрегиональный центр компетенций) предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны