Решение №б/н Определение о возбуждении дела № 4-05/76 в отношении ООО «С... от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о возбуждении  дела № 4-05/76 по признакам нарушения

 законодательства Российской Федерации о рекламе

 

        «24» сентября  2015 г.                                                                             г. Хабаровск  

         Председатель Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции по факту распространения  ООО «СТ-Гамма»  рекламы  магазина «Столица,  

УСТАНОВИЛА:

В адрес Хабаровского УФАС России поступило  обращение Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае  (вх. № 4/9023 от 14.09.2015) о размещении по адресу:  г. Хабаровск, ул. Шелеста, 85, рекламы алкомаркета «Столица»,  содержащей изображение героев мультфильма  «Мадагаскар» и слоган  «С друзьями всегда веселее».

В ходе рассмотрения заявления установлено, что по указанному  адресу  в  месте нахождения  алкомаркета  «Столица», специализирующегося   на реализации алкогольной  продукции, размещен  фотостенд - тантамареска,  содержащий  ростовые фигуры  персонажей мультфильма «Мадагаскар» с  прорезями для лиц, что  вызывает желание подойти и сфотографироваться.

Данная конструкция  в верхнем левом углу содержит изображение логотипа «Столица».

Указанное  название используется в качестве коммерческого обозначения  сетью магазинов «Столица», специализирующихся на продаже спиртных напитков.

 

Таким образом, в сознании потребителей название «Столица», содержащееся на стенде, ассоциируется с торговой точкой – алкомаркетом  с аналогичным названием.

Ассоциацию названия «Столица» на фотостенде с торговой точкой по реализации алкогольной продукции усиливают тот факт,   что и на магазине,  и на стенде слово «Столица» в цветовом решении и стилистически выполнено одинаково.

Кроме того, данную ассоциацию подтверждает заявление в антимонопольный орган Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае,  по мнению которой данная конструкция привлекает детей для фотографирования, провоцируя таким образом любопытство среди несовершеннолетних к употреблению алкоголя.

Тантамареска  «С друзьями всегда веселее» является большой и ярко оформленной и содержат элементы, направленные на привлечение внимания потребителей – обращена на улицу и адресована не только лицам, которые непосредственно намерены посетить алкомаркет «Столица» и  хотели бы найти вход, но и неопределенному кругу лиц, осуществляющих движение по улице; содержит изображения рисованных мультяшных персонажей.

Данное словосочетание создает положительное   восприятие  организации, работающей под торговой маркой «Столица» - алкомаркета «Столица».

Следовательно, с учетом размера и стилистического оформления конструкция с позиции рядового потребителя зрительно воспринимается вместе с изображением коммерческого обозначения  «Столица», используемого в своей деятельности предприятиями по продаже вино-водочной продукции.

Таким образом, проанализировав внешний вид тантамарески,  можно сделать вывод, что характер оформления данного объекта является ничем иным, как мерой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, в данном случае - к коммерческому обозначению «Столица», используемому сетью алкомаркетов.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные названным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 21 Федерального закона  «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

В спорном случае размещение рекламы магазина «Столица», реализующего, в том числе, крепкую алкогольную продукцию, на улице у входа в магазин, дает возможность для восприятия ее потребителями, находящимися вне места  продажи алкоголя.  Данная реклама формирует интерес  лиц к спиртным напиткам,   не имеющих намерение приобрести спиртную продукцию.

Соответственно, такая реклама нарушает положения  пункта 2.1  статьи 21 Федерального закона  «О рекламе» и является ненадлежащей.

Согласно пункту  6 части 1 названной статьи реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Фотостенд  «С друзьями всегда веселее» содержит  изображения животных – персонажей анимационного фильма «Мадагаскар», что является нарушением указанных требований.

Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.

В данном случае   прорези для лиц сделаны на  полотне  на уровне детского роста, то есть стенд изначально предназначен для фотографирования детей на фоне рекламы продавца алкогольной продукции, что противоречит указанным  требованиям.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

      Наружная реклама  «Столица». «С друзьями всегда веселее» размещена  в месте нахождения алкомаркета «Столица» (г. Хабаровск, ул. Шелеста, 85)  и  осуществления деятельности ООО «СТ-Гамма»,  следовательно, названное общество  является лицом, в чьих интересах распространена  реклама, то есть, рекламораспространителем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

        1. Возбудить производство по делу № 4-05/76 по признакам нарушения    законодательства Российской Федерации о рекламе.

        2. Признать  лицами, участвующими в деле:

            Заявитель – Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае;

             Лицо,   в действиях которого содержатся признаки нарушения     законодательства о рекламе – ООО «СТ-Гамма».

 

       3.         Назначить дело № 4-05/76  к рассмотрению на     16 октября   2015 г. в     09  часов 30 минут   по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 23.

 

      4.    ООО «СТ-Гамма» в трехдневный срок со дня получения настоящего определения  надлежит представить в Хабаровское УФАС России     следующие документы:

- протокол собрания учредителей о назначении руководителя ООО «СТ-Гамма»;

- пояснения по факту распространения рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований рекламного законодательства.

Явка ООО  «СТ-Гаммаа», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны