Определение №б/н Определение о рассмотрении дела в отношении администрации го... от 7 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 8-01/354 О НАРУШЕНИИ  АНТИМОНО-ПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  К РАССМОТРЕНИЮ

«¬¬06» июня 2017 года                             г. Хабаровск
                                                                                                          
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного за-конодательства … на основании приказа Хабаровского УФАС России от «06» июня 2017 №410 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения администрацией  городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»  Верхнебуреинского района Хабаровского края части 1 статьи 15 Феде-рального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении ООО «Комресурс» муниципального имущества водоснабжения и водоотведения протоколом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнительными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения торгов и в отсутствие оснований, исклю-чающих их проведение,  
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев обращения ООО «Тепло» на действия администрации городского посе-ления «Рабочий поселок Чегдомын» в связи с предоставлением муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения без проведения торгов  ООО «Комре-сурс», сообщает следующее.
Из обращений следует, что, по мнению заявителя, действия администрации по предоставлению  преференции ООО «Комресурс» ограничивают конкуренцию, администрация бездействует, не объявляя и не проводя торги в отношении муни-ципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального об-разования самостоятельно владеют,  пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.  Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам,  органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации)  и органам местного самоуправления иных муниципальных образований,  отчуждать,  совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Частью 1  статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)  предусмотрено,  что заключение договоров аренды,  договоров безвозмездного пользования,  договоров доверительного управления имуществом,  иных договоров,  предусматривающих переход прав владения и (или)  пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  осуществляется только по результатам проведения торгов,  за исключением случаев,  предусмотренных Законом о защите конкурен-ции.
17.06.2016 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдо-мын» с ООО «Комресурс» заключен договор аренды №165 муниципального иму-щества водоснабжения на срок до 31.10.2016, сторонами 19.06.2016 подписан акт приема-передачи имущества.  Согласно перечню имущества, являющемуся прило-жением №1 к акту приема-передачи, обществу передано имущество водоснабжения (станция перекачки, скважины, водозаборные скважины,  водонапорная башня, во-допроводная сеть, водопроводы, сети водоснабжения, колодец, насосная станция и иное имущество – станок деревообрабатывающий, автомашины ЗИЛ и УАЗ, ком-пьютеры) для оказания услуг водоснабжения (эксплуатации) в границах поселения.
Дополнительным соглашением от 18.10.2016 №1 в перечень переданного имущества вносились изменения путем исключения из перечная отдельных объек-тов (водоколонок, аварийного сброса, насос, здания пневматической насосной станции и т.д.), путем включения в перечень водоразборных колонок в количестве 4 объектов).
17.06.2016 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдо-мын» с ООО «Комресурс» заключен договор аренды №166 муниципального иму-щества водоотведения на срок до 31.10.2016, сторонами 19.06.2016 подписан акт приема-передачи имущества для оказания услуг в границах поселения водоотведе-ния (эксплуатации). В соответствии с перечнем имущества, являющимся приложе-нием №1 к акту приема-передачи, обществу переданы объекты водоотведения (сети канализации, канализационные сети, канализационные насосные станции, напорно-самотечный коллектор, насосная станция, очистные сооружения п. ЦЭС, п. Чегдомын).    Дополнительным соглашением от 18.10.2016 №1 в перечень передан-ного имущества вносились изменения, исключены отдельные объекты, обществу дополнительно передан насос СМ 2 шт.
Указанные договоры заключены на основании постановления администрации от 17.06.2016 №434 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Комресурс» на срок до 31.10.2016 для оказания услуг по водоснабжению и водо-отведению, согласие на предоставление которой дано   Хабаровским УФАС России  письмом от 07.06.20216 №8/5806, из    которого следует, что данная преференция согласовывалась с ограничением, на администрацию возлагалась обязанность в те-чение указанного срока действия преференции провести конкурс на право заклю-чения концессионного соглашения, что, однако, сделано не было. 
Администрация 08.11.2016 обращалась в Хабаровское УФАС России с заяв-лением о предоставлении ООО «Комресурс» муниципальной преференции путем передачи по договору аренды без проведения торгов указанного имущества, но ос-нований для дачи согласия на предоставление данной преференции у антимоно-польного органа не имелось.
Как следует из постановления   от 15.11.2016 №905,  администрацией приня-то решение заключить с ООО «Комресурс» соглашение о продлении сроков дейст-вия договоров аренды муниципального имущества водоснабжения и водоотведения от 17.06.2016 №№165, 166 на срок до 18.10.2017. Сторонами 15.11.2016 подписаны дополнительные соглашения №2 к указанным договорам о продлении сроков их действия.
Основанием для такого решения администрации послужил протокол заседа-ния комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес-печению первичных мер пожарной безопасности администрации городского посе-ления «Рабочий поселок Чегдомын» от 15.11.2016 №9. 
Из материалов проверки  следует, что дорожной картой администрации, ут-вержденной  постановлением от 31.05.2016 №369, срок проведения мероприятий в целях организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения определен до октября 2017 года.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного само-управления запрещается совершать действия (бездействие), принимать акты, кото-рые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению кон-куренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 
Пунктом 4 части 1 статьи 14  Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концес-сионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением предусмотренных данным законом случаев. 
Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ, вступившим в силу 08.05.2013, внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоот-ведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабже-ния, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водо-снабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находя-щимися в государственной или муниципальной собственности.
Договоры аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горя-чего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурса на право заключения этих договоров в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, с учетом предусмотренных Законами о водоснабжении и водо-отведении, о теплоснабжении особенностей (статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении,  часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении). Заключение кон-цессионных соглашений осуществляется в соответствии с одноименным законом. 
При этом со дня официального опубликования настоящего Федерального за-кона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользова-ния объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водо-снабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объек-тами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собст-венности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотве-дении по договорам аренды таких объектов и (или) систем на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю кон-курса на право заключения концессионного соглашения, если такие объекты и (или) системы входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (части 5 и 6 Федерального закона от 07.05.2014 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные за-конодательные акты Российской Федерации»).
Установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции общие требования к заключению договоров в отношении государственного и муниципального иму-щества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных законом случаев.
Вместе с тем Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водо-отведении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами по договору аренды или по концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем представления преференции, законодательством не предусмотрена.
Поскольку дата ввода спорных объектов водоснабжения и водоотведения превышает 5 лет, передача прав пользования на данные объекты возможна только по концессионным соглашениям.
Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности админи-страции городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 15.11.2016 №9 не может быть признан законным основанием для продления сроков действия догово-ров аренды без проведения конкурса на право заключения концессионного согла-шения в силу следующего.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера» (далее – Закон №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на опре-деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв-ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно-сти людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное умень-шение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоро-вья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Как следует из пункта «б» части 8 статьи 4.1 указанного закона, при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуа-ции сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера раз-вития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопас-ность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливаемый, в частности, местный уровень реагирования утверждается:
- решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной си-туации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, ока-завшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения; 
- решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одно-го сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муници-пального района; решением главы городского округа при ликвидации чрезвычай-ной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправле-ния, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа.
Для проведения указанных мероприятий необходимо доказать наличие ре-альной угрозы возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Протокол от 15.11.2016 №9 таким документом и доказательством  не являет-ся. При этом смена времен года, наступление того или иного времени года в тече-ние календарного года само по себе не представляет угрозу возникновения чрезвы-чайной ситуации. 
Организация обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения не-зависимо от времени года не является обстоятельством, установленным   Законом   № 68-ФЗ в качестве чрезвычайной ситуации. Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Комресурс» (в том числе в качестве меры по не-допущению чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением деятельности ООО «Комресурс»), не имеют правового значения для установления факта нарушения Закона о защите конкуренции.
Более того,  комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-туаций и обеспечение первичных мер пожарной безопасности администрации не является органом,  в полномочия которого входит принятие решений о порядке распоряжения муниципальным имуществом.  
Присвоенный постановлением администрации от 07.10.2014 №456 ООО «Комресурс» статус гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатации водо-проводных и канализационных сетей п. Чегдомын, установлена зона деятельности ООО «Комресурс» - территория данного рабочего поселка, не является основанием для предоставления муниципального имущества без проведения конкурса.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, воз-можности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состя-зательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользо-вания муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передав муниципальное имущества без проведения конкурса,  администра-цией созданы   ООО «Комресурс» преимущественные условия по ведению хозяй-ственной деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем,  у администрации имелась возможность обеспечить соблюде-ние требований антимонопольного законодательства начиная с мая 2013 года (с да-ты вступления закона в силу).  Заблаговременные действия позволили бы органу местного самоуправления подготовить документацию о проведении торгов и про-вести процедуру торгов в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды,  договоров безвозмездного пользования,  договоров доверительного управления имуществом,  иных догово-ров,  предусматривающих переход прав в отношении государственного или муни-ципального имущества,  утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010  № 67  (далее — Правила № 67).
В связи с наличием в действиях администрации  городского поселения «Ра-бочий поселок Чегдомын»  признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении ООО «Комресурс» муниципального имущества водоснабжения и водоотведения протоколом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнительными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения кон-курса,  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации выда-валось предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездей-ствия) путем отмены данных протокола от 30.03.2016 и постановления от 01.04.2016 №91, расторжении дополнительных соглашений от 15.11.2016 №2 к до-говорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166 и совершения действий по изъятию му-ниципального имущества из пользования ООО «Комресурс».
В установленный срок от администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» поступило письмо от 02.06.2017 №995 о невозможности изъя-тия имущества из пользования общества.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный ор-ган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
определил:
1.    Назначить дело № 8-01/354  к рассмотрению на «11» час. «00» мин.    
«27» июня 2017, по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика админист-рацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского района Хабаровского края (ул. 60 лет Октября, д.4,  п. Чегдомын, 682030).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица  ООО «Комресурс» (ул. Пионерская, д.27, п. Чегдомын, 682030).


В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать поясне-ния в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с до-веренностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны