Решение №б/н Рассмотрение жалобы РОО «Родовичи» на действия МУП города Ха... от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <..>,

в присутствии представителей:

- МУП города Хабаровска «Водоканал» - представители по доверенности,

- РОО «Родовичи» - председатель,

рассмотрев жалобу РОО «Родовичи» на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств, материалы дела 8-01/343,             

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба РОО «Родовичи» на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств. Заявитель полагает, что заказчиком в конкурсной документации не указаны объем закупаемых услуг, не обоснованы требования заказчика  о необходимом количестве охранников, наличии огнестрельного оружия, наличии кинолога, собак, полиса коллективного страхования сотрудников, объединены в один лот разные лицензируемые виды деятельности, несмотря на то, что закупка размещена для субъектов малого и среднего предпринимательства, для работ по заключаемому договору должно быть привлечено не менее 150 человек, требование наличия свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области частной охранной деятельности.

Представитель организации в заседании Комиссии доводы жалобы поддержал, пояснив, что отсутствие технических характеристик оборудования, неуказание в конкурсной документации количества часов в смену исключает возможность сформировать коммерческое предложение.

В представленном отзыве организатор закупки с жалобой не согласился, пояснив, что в конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе указано количество автотранспорта, специальных средств, огнестрельного оружия, требование о наличии в штате кинолога и служебных собак. В соответствии с техническим заданием  требуется обеспечить физическую охрану объектов предприятия 28 постами, что составляет не менее 112 человек, при условии круглосуточной охраны с организацией работы 1 сутки через трое, для обеспечения вооруженной охраны всех постов необходимо 28 единиц оружия. При принятии мер реагирования требуется не менее 10 единиц служебного автотранспорта, для вооружения работников на котором необходимо 20 единиц оружия. С целью вооружения временных постов, количество которых в сезон производства работ достигает 8, может потребоваться 8 единиц оружия. При сопровождении и охране опасных грузов и из расчета оказания услуги по двум маршрутам одновременно необходимо 4 единицы оружия. Таким образом, требуемые количество оружия и охранников является минимальным в случае возникновения необходимости вооруженной охраны предприятия и сопровождения грузов. Требование о наличии лицензий на осуществление охранной деятельности и на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств пожарной безопасности зданий и сооружений не противоречит нормам действующего законодательства. Установление в конкурсной документации критерия о наличии свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области частной охранной деятельности, не влечет отклонение участника закупки. Данный критерий свидетельствует о надежности участника, так как саморегулируемая организация наделяется правом  дисциплинарного воздействия, а при необходимости и принуждения к возмещению ущерба, причиненного потребителям.

Представители заказчика поддержали изложенную в отзыве позицию, пояснив, что в конкурсной документации объем работ рассчитывается по сумме цен единиц, за один час работы охранника. Число охранников рассчитано исходя из общего объема услуг и должно быть не менее 150 человек. Страховой полис коллективного страхования должен быть оформлен на всех сотрудников, задействованных для оказания охранных услуг. На участие в конкурсе поступила одна заявка – ООО «ЧОО «Гарт», признанная отвечающей требованиям, установленным конкурсной документацией. Конкурс признан несостоявшимся. 08.11.2016 договор заключен с единственным участником. Запросов о разъяснении конкурсной документации не поступало. 

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены  Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

При проведении закупки заказчик обязан обеспечить ее информационную открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

30.09.2016 МУП города Хабаровска «Водоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31604160597 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств, конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена договора – 169115000,00 руб. с учетом НДС.  Дата окончания подачи заявок – 25.10.2016. Рассмотрение заявок – 28.10.2016, подведение итогов – 03.11.2016.

Пунктами 1, 3, 9, 12 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть помимо прочего указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию, участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из данных норм следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничена.

Предметом заключаемого по результатам конкурса договора является оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств.

Техническим заданием к конкурсной документации установлены предмет гарантийного обязательства и исчерпывающий перечень условий исполнения гарантийного обязательства, включающий: 1) обеспечение охраны объектов и контрольно-пропускного режима на территории  всего имущественного комплекса, пресечение и профилактика неправомерной деятельности  посторонних лиц в рамках существующего законодательства с обеспечением  материальной ответственности. Содержание и уход за служебными собаками, ремонт и модернизация вольеров на объектах заказчика (Приложение 1); 2) обеспечение охраны объектов с помощью технических средств охраны путём принятия сигналов «Тревога» от систем охранно-пожарной  сигнализации по каналам передачи данных  LARS  и GSM  на собственный пульт централизованного наблюдения подрядчика и обеспечение   экстренного выезда  группы быстрого реагирования для выяснения причин срабатывания сигнализации и принятия мер к пресечению противоправных действий. При отсутствии системы LARS произвести замену  необходимого оборудования на аналогичное за счёт сил и средств подрядчика с последующей передачей в собственность заказчика  (Приложение 2); 3) обеспечение технического обслуживания охранно-пожарной и  тревожной сигнализаций систем установленных на объектах заказчика  (Приложение 3); 4) обеспечение экстренного выезда собственной группы быстрого реагирования подрядчика на объекты заказчика при поступлении сигнала «Тревога» от систем тревожной сигнализации (Приложение 4); 5) обеспечение сохранности приборов учета, устанавливаемых для проведения технических замеров в колодцах водопроводных и канализационных сетей заказчика  с помощью технических средств охраны с обеспечением экстренного выезда группы быстрого реагирования при поступлении сигнала «Тревога» с охраняемых колодцев на пульт централизованного наблюдения подрядчика  к месту установки приборов учёта (Приложение 5); 6) обеспечение экстренного выезда группы быстрого реагирования на объекты охраняемые пультом централизованного наблюдения заказчика для принятия мер по пресечению противоправных действий в отношении имущества заказчика (Приложение 6); 6) осуществление контроля за отпуском воды, грунта, отходов и круглосуточный сбор сведений об оперативной обстановке на объектах заказчика, состояния  инженерно-технических средств охраны  работниками подрядчика  согласно  (Приложение 7); 8) оказание дополнительных услуг по обеспечению охраны материальных средств и техники на местах производства работ по устранению аварийных ситуаций, капитальному ремонту и прокладке сетей и в местах проведения массовых мероприятий (Приложение 8); 9) обеспечение охраны и сопровождение опасных грузов. (Приложение 9); 10) оказание услуг по предоставлению детекторов лжи (проверка на полиграфе) (Приложение 10).

В пункте 3.2 части 2 конкурсной документации в числе прочего установлены специальные требования к участникам, которые должны иметь соответствующие разрешающие документы на оказание охранных услуг, в соответствии с законодательством РФ, в том числе: лицензию (с приложением) на осуществление охранной деятельности; лицензию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств пожарной безопасности зданий и сооружений; разрешение на хранение и использование оружия; разрешение на использование радиочастот и радиочастотных каналов.

Для работ по заключаемому договору должно быть привлечено не менее 150 сотрудников, из которых не менее 100 охранников, имеющих удостоверение частного охранника 6-го разряда, наличие квалифицированных специалистов для проведения ремонтно-эксплуатационных работ с техническими средствами охраны.

Наличие у охранной организации специальных средств для одновременного обеспечения охранников, несущих службу на всех взятых под охрану объектах, в том числе: служебный автотранспорт, обеспечивающий транспортную доступность охраняемых объектов – не менее 10 ед.; специальные средства, технические средства связи и иные вспомогательные средства: палка резиновая, наручники, радиостанция, сотовый телефон, металлоискатель, фонарь, досмотровое зеркало, бронежилеты, при необходимости – дозиметр, в соответствии с объемом оказываемых услуг; огнестрельное оружие (не менее 60 единиц), в случае оказания содействия правоохранительным органам в части превентивных мер безопасности при возникновении угрозы, либо совершении актов незаконного вмешательства, возникновении чрезвычайных ситуаций;  наличие в штате кинолога охранника и 18 служебных собак; наличие страхового полиса (договора) коллективного страхования на сотрудников, задействованных для оказания охранных услуг.

В техническом задании конкурсной документации определены перечни объектов предприятия, подлежащих охране, тарифы 1-го часа в рублях с НДС  (без НДС), но не указано время охраны, количество часов в месяц (смену), время охраны в выходные дни. В конкурсной документации отсутствует описание услуг по контролю за отпуском воды, грунта, отходов (приложение 7). 

Закон № 223-ФЗ не исключает право заказчика сформировать начальную (максимальную) цену договора исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги в целях обеспечения целей и принципов правового регулирования законодательства о закупках, в числе которых экономически эффективное расходование средств заказчика, при условии обеспечения соблюдения совокупности названных принципов.

Указание в документации информации о тарифе за 1 час, установленном по каждому виду оказываемых услуг без указания объема подлежащих выполнению услуг не соответствует принципу информационной открытости закупки, не позволяет рассчитать ценовое предложение и определить конечную стоимость договора.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции  запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 1 Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), установлено, что частная охранная деятельность относиться к видам деятельности, подлежащей лицензированию.

Статьей 11.2 Закона № 2487-1 установлено, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

В силу пункта 3 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охраной деятельности» утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности и Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, предусматривающие при оказании услуг по охране - средства аудио- и видеонаблюдения; технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации; средства инженерно-технической защиты и контроля доступа; технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте; технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Таким образом, осуществление хозяйствующим субъектом охраны объектов с осуществлением работ по техническому обслуживанию технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации и включение указанных услуг в состав одного лота не противоречит действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Одним из условий отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 2 части 1.1. названого закона является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий; б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Исходя из изложенного, требование заказчика о привлечении для работ по заключаемому договору не менее 150 сотрудников соответствует условиям размещения закупки исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Критерии и порядок оценки заявок установлены пунктом 10 конкурсной документации, при оценке заявок применяется балльная система с учетом критериев, указанных здесь же: стоимостные критерии 30% (сумма цен единиц услуг), нестоимостные критерии 70% (опыт нахождения на рынке – 20%, опыт по оказанию услуг на выезд группы быстрого реагирования – 10%, опыт по оказанию услуг технического обслуживания систем охранно-пожарной сигнализации качество товара – 10%, наличие свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области частной охранной деятельности – 20%, страхование ответственности, связанное с обязанностью возместить вред жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц, причиненный вследствие осуществления частной охранной деятельности – 10%), всего 100%.

Установленные заказчиком нестоимостные критерии, в частности, наличие свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области частной охранной деятельности, подаче заявки не препятствует, не лишает претендента возможности конкурировать по всем установленным

В соответствии с пунктом 4.1 конкурсной документации любой участник  вправе обратиться к ор­ганизатору конкурса за разъяснениями положений конкурсной документации, заявитель дан­ным правом не воспользовался.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На момент рассмотрения дела по результатам конкурса предприятием и ООО «ЧОО «ГАРТ» заключен договор от 08.11.2016 № 1047/ФС, который в данном случае может быть расторгнут только по соглашению сторон либо в судебном порядке, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу РОО «Родовичи» на действия МУП г. Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов с использованием технических средств (извещение № 31604160597) в части неуказания в конкурсной документации объема требуемых услуг, обоснованной.

В остальной части признать жалобу необоснованной

2. Признать действия МУП г. Хабаровска «Водоканал» при проведении указанного конкурса нарушающими пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10  статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны