Решение №б/н Решение и предписание в отношении ООО «Вертикаль» от 14 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-05/93

 

 

12 октября 2016 года                                                                                 г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – врио руководителя  управления.

Члены Комиссии:

<…>– ведущий-специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 4-05/93 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Вертикаль» рекламы, нарушающей требования пунктов 1,3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителя ООО «Вертикаль», надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела,

                                                             

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России 22 августа 2016 года отслежены рекламные буклеты следующего содержания: «ООО «Вертикаль» ИНН 2724165152, ресторан-бар «ЧИНДАО» китайская кухня. В г.Хабаровске в нашем ресторане самые дешевые цены, так же предлогаем вкусное, охлажденное, недорогое пиво на розлив с нашей пивоварни. Доставка по городу – бесплатно. Предлагаем скидки: имениннику – 10%. При заказе одного блюда подарок – бокал пива. Режим работы: 12:00-02:00. www.qingdao.ru. Тел. +7-909-857-16-66, +7-909-824-29-99. Адрес: ул. Дзержинского, д. 56 (3 этаж). Добро пожаловать!».

Буклеты распространяются путем их раздачи прохожим по адресу г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 34 (ост. «Совкино»).

Информация о доставке сопровождается фотоизображением различных видов блюд с их описанием (состав, вес, цена) и фотографией ресторана.

Реклама направлена на привлечение внимания потребителей к  пиву, которое можно приобрести как по указанному в рекламе адресу, так и по  телефону доставки, то есть дистанционным способом.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила) продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. 

В соответствии с  ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пиво  относится к алкогольной продукции.

В пункте  5 Правил установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью  сделки.

Таким образом, законное приобретение алкогольной продукции посредством заказа дистанционным способом (по телефону или иным подобным образом) невозможно, так как договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом является ничтожным.

Следовательно,  реклама, содержащая информацию о возможности приобретения алкогольной продукции дистанционным способом, является недостоверной и признается ненадлежащей на основании пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте или цене товара, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использованные в рекламе словосочетания: «самые дешевые цены», выражают превосходство,  поэтому их употребление  создает  впечатление о том, что у данного ресторана самые низкие цены на все виды товаров (услуг), реализуемые им в сравнении с другими хозяйствующими субъектами на данном рынке, тем самым стимулируя интерес потребителей именно к своим  услугам.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, использование формулировок, содержащих прилагательные в превосходной степени, должны иметь документальное и фактическое обоснование.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В нарушение данной нормы ООО «Вертикаль» в вышеуказанной рекламе не подтверждает должным образом того, что в ресторане китайской кухни «Чиндао» реализуются товары и услуги по самым низким ценам.

Кроме того, информация о доставке сопровождается фотоизображением различных видов блюд с их описанием (состав, вес, цена) и фотографией кафе.

Рекламная информация, размещенная в буклете, направлена на привлечение внимания потребителя как к самому кафе, так и к продаже товаров (блюд китайской кухни) дистанционным способом по указанному телефону доставки.

Определение дистанционного способа продажи товара дано пунктом 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила), продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора

В соответствии с п. 20 названных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного  чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

 Указанная выше реклама предлагает покупателю продукты, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи  должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение данной нормы права рекламные буклеты содержат неполную информацию, а именно наименование юридического лица и ИНН.

В силу части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пунктов 1, 3 части 3 статьи 5, статьи 8 несет рекламодатель.

Установлено, что рекламодателем является ООО «Вертикаль» (ИНН 2724165152, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 12А).

Данный факт подтверждается наличием на первой странице рекламного буклета информации о рекламодателе: «ООО «Вертикаль», ИНН 2724165152».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ООО «Вертикаль» ИНН 2724165152, ресторан-бар «ЧИНДАО» китайская кухня. В г.Хабаровске в нашем ресторане самые дешевые цены, так же предлогаем вкусное, охлажденное, недорогое пиво на розлив с нашей пивоварни. Доставка по городу – бесплатно. Предлагаем скидки: имениннику – 10%. При заказе одного блюда подарок – бокал пива. Режим работы: 12:00-02:00. www.qingdao.ru. Тел. +7-909-857-16-66, +7-909-824-29-99. Адрес: ул. Дзержинского, д. 56 (3 этаж). Добро пожаловать!», распространенную на рекламных буклетах по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 34, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Вертикаль» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

12 октября 2016 года                                                                             г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:

Председатель  Комиссии:

<…>– врио руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции.

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

на основании своего решения от 12 октября 2016 года по  делу  № 4-05/93 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО «Вертикаль» на рекламных буклетах в г. Хабаровске по ул. Муравьева-Амурского, д. 34.

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Вертикаль» (ИНН 2724165152, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 12А) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в любой форме, любым способом и использованием любых средств рекламы, в том числе распространяемой путем раздачи рекламных буклетов в г. Хабаровске по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 34, содержащей недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого  товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;  рекламы продажи алкогольной продукции дистанционным способом, а также рекламы продажи блюд ресторана «Чиндао» дистанционным способом без наименования, места нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица.

2. ООО «Вертикаль» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10.11.2016 года.

 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны