Решение №б/н Решение в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяй... от 6 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/324

06 ноября 2018 г.                                                           г. Хабаровск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе <…>,

        в присутствии представителей: 

        <…>,

      рассмотрев жалобу ООО «Комресурс», материалы дела № 8-01/324, 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Комресурс» на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края  при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централи-зованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории го-родского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муници-пального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственно-сти Хабаровского края.

        Из жалобы следует, что в конкурсной документации допущены нарушения  - концессионер может начать исполнять свои обязанности не ранее февраля 2019 го-да, в то время как конкурсной документацией сроки исполнения концессионером своих обязанностей установлены с 2018 года, параметры концессионного соглаше-ния являются необоснованными,  общая производительность, указанная в конкурс-ной документации, не соответствует фактической, годом, предшествующим долго-срочному периоду регулирования  объемов отпуска воды установлен 2017 год, а не 2018 год, порядок передачи объектов в концессию не согласуется со схемой водо-снабжения поселка Чегдомын и приведет к нарушению в оперативном управлении всей схемой холодного водоснабжения поселка,  в связи с нахождением объектов системы холодного водоснабжения частично в муниципальной собственности ад-министрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын», частично в краевой собственности, следовало провести совместный конкурс в соответствии с законом.

Представителя заявителя в заседании Комиссии доводы жалобы поддержали в полном объеме.

        Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Организатор, концедент) в представленном отзыве и его представители в заседании Комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что ООО «Комресурс» заявку на участие в конкурсе не подавало, запросов о разъяснении положений конкурсной документации или предложений по внесению изменений в конкурсную документа-цию не направляло. В связи с поступлением всего одной заявки конкурс объявлен несостоявшимся. Задание по концессионному соглашению формируется на осно-вании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселения. Сроки исполнения мероприятий по реконструкции и созданию объекта соглашения отнесены к временному периоду 2018-2019 годы. Выполнение проек-тирования в 2018  или в 2019 годах не влияет на достижение целевых показателей развития систем водоснабжения, заложенных концессионным соглашением. Кон-курс объявлен только в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, в  связи с чем параметры представлены Комитетом по ценам и тарифам Пра-вительства Хабаровского края без учета объемов отпуска муниципального имуще-ства водоснабжения. Утвержденный план «Дорожная карта» по осуществлению мероприятий по организации и проведению совместного конкурса на право заклю-чения концессионного соглашения не является нормативным правовым актом, а определяет исключительно алгоритм действия сторон и сроки их выполнения. Ввиду несоответствия предложений администрации городского поселения о прове-дении совместного конкурса в отношении объектов водоснабжения и водоотведе-ния  требованиям действующего законодательства, организатором предложение возвращено администрации поселения на доработку с соответствующими разъяс-нениями, ответ  администрации о проведении совместного конкурса не поступил.  

В заседании комиссии объявлялись перерывы до 11 час. 30 мин. 06.11.2018, до 15 час. 00 мин 07.11.2018.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела,  Комиссия пришла к следующему выводу.

        Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального за-кона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).  

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несосто-явшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установ-ленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и про-ведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

       Заключение  концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).

        12.09.2018 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 110918/16965107/01 о про-ведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, распо-ложенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в го-сударственной собственности Хабаровского края, конкурсная документация. Дата окончания подачи заявок – 24.10.2018, дата вскрытия конвертов – 24.10.2018, дата начала представления конкурсных предложений – 25.10.2018, дата окончания рас-смотрения конкурсных предложений  - 25.01.2019, дата вскрытия конвертов с кон-курсными предложениями – 25.01.2019, срок подписания протокола о результатах конкурса – 29.01.2019.  

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 115-ФЗ  конкурсная документация в обязательном порядке,  в числе прочего, должна содержать условия конкурса; состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества; критерии конкурса и установленные параметры критериев конкурса. 

        Частью 2 статьи 45 Закона № 115-ФЗ установлено, что задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоот-ведения поселений и городских округов в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабже-ния и водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и не-централизованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабже-ния, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на основании дан-ных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод. Задание должно содержать величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощ-ности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического при-соединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощно-стей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации. Задание не может содержать требования, ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к уча-стию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимуще-ственные условия участия в конкурсе.

В силу части 1 статьи 47 Закона № 115-ФЗ в качестве критериев конкурса устанавливаются: 1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение); 2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта; 3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта; 4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2 настоящей статьи; 5) плановые значения показателей деятельности концессионера; 6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрена плата концедента.

        Частью 6 статьи 27 Закона № 1215-ФЗ установлено, что в случае, если по ис-течении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс по решению концедента, принимаемо-му на следующий день после истечения этого срока, объявляется несостоявшимся.

        Конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной до-кументации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложе-ний. Концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником кон-курса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурс-ной документации, в том числе критериям конкурса, принять решение о заключе-нии с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с ус-ловиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в три-дцатидневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостояв-шимся (ч. 7 ст. 32).

        Согласно протоколу № 1 от 24.10.2018 на участие в  конкурсе подана заявка АО «Хабаровские энергетические системы». Концеденту рекомендовано объявить конкурс несостоявшимся. 

Таким образом, концессионное соглашение с единственным участником должно быть заключено в 2018 году, в связи с чем концессионер будет вправе немедленно приступить к исполнению концессионного соглашения, руководствуясь  критериями конкурса. 

Приложением № 5 конкурсной документацией установлен срок реализации мероприятий по модернизации и реконструкции объектов – 2018-2022 годы, что не противоречит требованиям закона.  

        Частью 2 статьи 40 Закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если при осу-ществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным со-глашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизован-ные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотве-дения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производи-мых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и ес-ли концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обос-нованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного согла-шения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего испол-нительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) тако-го субъекта Российской Федерации. 

Субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении,  устанавливает  тарифы в соответствии с долгосрочными параметрами регулирова-ния деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установлен-ных концессионным соглашением, за исключением случаев, если соответствую-щими полномочиями в области регулирования цен (тарифов) наделен в соответст-вии с требованиями законодательства Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, орган мест-ного самоуправления поселения или городского округа (ч. 4 ст. 40).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведе-ния» установлено, что при представлении сведений о прогнозных значениях объе-ма воды и принятых сточных вод на срок действия концессионного соглашения при отсутствии схемы водоснабжения и водоотведения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах воды и принятых сточных вод расчетный объем отпуска воды и принятых сточных вод определяется органом регулирования тарифов с учетом фактического отпуска воды и принятых сточных вод за последний отчетный год, динамики отпуска воды и принятых сточных вод за последние 3 года и документов территориального планирования. 

При представлении (согласовании) долгосрочных параметров регулирования тарифов, расчетных сведений об объеме отпуска воды и принятых сточных вод в году, предшествующем первому году срока действия концессионного соглашения, сведений о потерях воды и об удельном потреблении энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и принятых сточных вод в году, предшествующем 

первому году срока действия концессионного соглашения (по каждому виду энер-гетического ресурса), органом регулирования тарифов используются фактические (плановые) сведения по регулируемой организации (регулируемым организациям), 

осуществляющей или ранее осуществлявшей регулируемую деятельность с ис-пользованием объектов водоснабжения и водоотведения, перечень которых опре-делен конкурсной документацией (проектом конкурсной документации). При этом в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, ранее не использовавших-ся регулируемыми организациями при осуществлении регулируемого вида дея-тельности, при определении указанных сведений используются технико-экономические характеристики объектов водоснабжения и водоотведения, преду-смотренные паспортами таких объектов, и данные по аналогичным организациям, осуществляющим регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

        Пунктом 60 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоот-ведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 установлено, что орган регулирования тарифов представляет ор-ганизатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отноше-нии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государ-ственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных сис-тем и объектов сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организа-тором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений дол-госрочных параметров регулирования тарифов, не являющихся критериями кон-курса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о под-готовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.

        В соответствии с Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет), утвержденным постановлением Правитель-ства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, Комитет является органом испол-нительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования. Комитет входит в структуру иных органов исполнительной власти Хабаровского края (п. 1.2, 1.3).

        В функции Комитета входит осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, и осуществление государственного кон-троля (надзора) в области регулирования указанных цен (тарифов) на территории Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.3.). 

         В полномочия Комитета входит утверждение  производственных программ организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения (п.4.2.4).

         Исходя из изложенного, Комитетом  по запросу Министерства ЖКХ для под-готовки конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения представлены значения долгосрочных па-раметров, не являющихся критериями конкурса – динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, долгосрочные параметры, яв-ляющиеся критериями конкурса, и иные цены, величины, значения, параметры, ис-пользование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными право-выми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения, на основании которых разработана конкурсная документация, что соответствует требованиям закона.     

В связи с тем, что заявителем документы, подтверждающие, что параметры кон-цессионного соглашения являются необоснованными, не представлены, доводы заявителя отклоняются. 

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения могут являться отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения. 

       Конкурс объявлен в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, что соответствует требованиям закона.

       Заявителем документы, подтверждающие, что порядок передачи объектов в концессию не согласуется со схемой водоснабжения поселка Чегдомын и приведет к нарушению в оперативном управлении всей схемой холодного водоснабжения поселка, не представлены, в связи с чем доводы заявителя не нашли своего под-тверждения.

        Частью 1 статьи 50 Закона № 115-ФЗ установлено, что проведение совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водо-снабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федераль-ным законом, с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

        Особенности проведения совместного конкурса на право заключения концес-сионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, цен-трализованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем установлены Постановлени-ем Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглаше-ния, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведе-ния, отдельные объекты таких систем».

        13.12.2017 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдо-мын» в адрес министерства ЖКХ Хабаровского края направлено обращение о про-ведении совместного конкурса в отношении объектов водоснабжения и водоотве-дения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Че-гдомын»,  которое не соответствовало нормам закона и указанного  постановления. 

         20.04.2018 Министерством ЖКХ Хабаровского края в адрес администрации поселения направлено предложение о проведении совместного конкурса, ответ от органов местного самоуправления не получен, в связи чем совместный конкурс не проведен.

        Доводы заявителя об утверждении плана «дорожной карты» осуществления мероприятий по организации и проведению совместного конкурса на право заклю-чения  концессионного соглашения подлежат отклонению, так как указанный план не является нормативным правовым актом, а определяет сроки проведения соот-ветствующих мероприятий по организации и проведению совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения. 

        В соответствии с пунктом 9.1 конкурсной документации заявитель  вправе об-ратиться в конкурсную комиссию за разъяснениями положений конкурсной доку-ментации, заявитель дан¬ным правом не воспользовался.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рас-смотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмот-рения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа при-нимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                   

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Комресурс» на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края  при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централи-зованной системы холодного водоснабжения, расположенных на территории го-родского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муници-пального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственно-сти Хабаровского края (извещение № 110918/16965107/01)  необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны