Решение №б/н Решение и предписание по делу № 4-05/83 по рекламе торгового... от 24 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-05/83

12  ноября  2015 г.                                                                      г. Хабаровск        

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>,  руководитель управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный  специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 4-05/83  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в связи с распространением индивидуальным предпринимателем <…> ненадлежащей  рекламы торгового дома «Золото», в отсутствие  <…> по ходатайству исх. № 4/11069 от 11.11.2015 г.,

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе  Хабаровским  УФАС России отслежена реклама следующего содержания:

«Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть России.  По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году».

Реклама опубликована  в журнале «Лучшее в Хабаровске»   (№ 9, сентябрь 2015 г. и № 10, октябрь 2015 г.).

При оценке рекламы на соответствие Федеральному закону «О рекламе» установлено следующее.

Присутствующее в рекламе словосочетание «Лучшая ювелирная сеть России»  формирует представление о данном торговом предприятии, как лучшем в России.

Термин «лучший» означает:  «самого высокого качества, самого хорошего свойства» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное, М., 1999, стр. 335).

То есть, слово «лучший» выражает степень превосходства,  поэтому его употребление  в совокупности с названием конкретного лица или товара  создает  представление о том, что объект рекламирования находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей именно к своим  товарам и услугам.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№58       от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший»,  должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, формулировка «Лучшая ювелирная сеть России», содержащая прилагательное в превосходной степени, должны иметь документальное и фактическое обоснование.

В отсутствие конкретного критерия  сравнения создается впечатление, что    торговый дом  «ЗОЛОТО» обладает преимуществом по всем критериям и  в масштабах всей страны является лучшей ювелирной сетью  из  числа однородных.

Присутствующая в рекламе приписка   «По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году» не может рассматриваться в качестве критерия по следующим основаниям.

 

Термин «критерий» означает:

  1. Мерило оценки, суждения. (Мерило – признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить чт0-нибудь).  С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное, М., 1999.
  2. Признак, на основании которого производится оценка, определение или квалификация чего-либо (Ефремова Т.Ф.. Современный толковый словарь русского языка. Мю: АСТ, Астрель, Харвест, 2006).

Следовательно, критерий  является  признаком, по которому проводится сравнение -   процесс  количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух и более объектов.

Определение звания «Лучшая ювелирная сеть» основано на использовании различных  сравнительных признаков, как, например,  «Лучшее оформление торгового зала», «Лучшая организация продаж», «Лучшая организация обслуживания», «Лучшая акция по привлечению покупателей» и др.

Таким образом, результаты опроса работников  ООО «Ломбард. Городской центр расчетов»,  выражающие мнение определенного круга лиц,  не являются признаком и не могут  быть критерием обоснованности употребления в рекламе торгового дома «ЗОЛОТО» термина  «лучшая».

В силу пункта 28 Постановления Пленума ВАС РФ оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Потребители  спорной рекламы,  не обладающие  специальными познаниями в области лингвистики,  понимают рекламу буквально – торговый  дом «ЗОЛОТО»  -  это «ЛУЧШЕЕ», что есть в России среди ювелирных предприятий,  т.е., рекламируемое торговое предприятие находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров.

Кроме того, установлены  факты размещения в г. Хабаровске наружной рекламы «Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть.  По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году»  на зданиях по адресам:

-  ул. Муравьева Амурского, 19, (кинотеатр «Гигант»);

-  ул. Суворова, 25, (ТРЦ «Южный парк»).

-  ул. Карла-Маркса, 76 «а», (ТЦ «НК Плаза»);

- ул. Муравьева Амурского, 4, (Хабаровское краевое объединение профсоюзов).

Рекламная информация о том, что торговый дом «ЗОЛОТО» является по версии  ООО «ЛГЦР» лучшей ювелирной сетью, также не сопровождается  подтверждением критерия степени превосходства, поэтому является  недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара и некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара  перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается  недостоверной и не допускается.

Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Некорректность сравнения  имеется в спорной рекламе торгового дома «ЗОЛОТО» по той причине, что после прочтения  текста «Лучшая ювелирная сеть России» и «Лучшая ювелирная сеть» формируется представление, что таких показателей по качеству обслуживания, предлагаемого товара и других необходимых критериев нет ни в одном другом магазине, действующим на ювелирном рынке России.

Таким образом, и печатная реклама (в журнале «Лучшее в Хабаровске») и наружная реклама торгового дома «Золото» указывают  на нарушение  пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

      В соответствии с частью  6 статьи  38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение указанных требований  несет рекламодатель.

      Установлено, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель <…>, следовательно, по его вине произошло нарушение  рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащими рекламу «Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть России.  По версии  ООО «ЛГЦР» в 2012 году»,    опубликованную  в журнале «Лучшее в Хабаровске»   (№ 9, сентябрь 2015 г. и № 10, октябрь 2015 г.) и рекламу «Торговый дом «ЗОЛОТО» лучшая ювелирная сеть.  По версии ООО «ЛГЦР» в 2012 году»,  размещенную   на зданиях по адресам:

-  ул. Муравьева Амурского, 19, (кинотеатр «Гигант»);

-  ул. Суворова, 25, (ТРЦ «Южный парк»).

-  ул. Карла-Маркса, 76 «а», (ТЦ «НК Плаза»);

- ул. Муравьева Амурского, 4, (Хабаровское краевое объединение профсоюзов).

поскольку в них нарушены требования пункта 1 части 2 и пункта  1 части 3 статьи 5   Федерального закона «О рекламе».

      2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме     12 ноября  2015 г.  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

    «12» ноября   2015 г.                                                                 г. Хабаровск     

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии <…>,   руководитель управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании своего решения от 12 ноября   2015 г.  по делу № 4-05/83 о признании ненадлежащей  рекламы торгового дома «Золото» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным   органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Индивидуальному предпринимателю <…> в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств  рекламы торгового дома «Золото» с использованием словосочетаний «Лучшая ювелирная сеть России» и «Лучшая ювелирная сеть»  без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

 

 

2. ИП <…> представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок  до   10 декабря 2015 г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны