Решение №б/н Решение в отношении Дальневосточного банка ПАО Сбербанк от 21 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ

по делу 8-01/195

 

15 июля 2016 года                                                                                   г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Макдом» - <…> (доверенность от 15.07.2016),

Дальневосточный банк ПАО Сбербанк – <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Макдом» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк, материалы дела № 8-01/195,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Макдом» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса по выбору организации на оказание услуг по техническому обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,  в связи с неотражением в конкурсной документации сведений об объеме оказываемых услуг, о количестве необходимого для исполнения договора товара, несоответствием предмета закупки содержанию подлежащих выполнению работ.

В заседании комиссии представитель общества доводы жалобы поддержал, сослался на допущенные при объявлении конкурса нарушения, на нарушение порядка направления заявителю разъяснений закупочной документации и размещения их на официальном сайте закупок.

Заказчик, в представленном отзыве, и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу, указали, что с целью уточнения потребности заказчика в закупаемых услугах, оспариваемый конкурс отменен.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей участвующих в рассмотрении жалобы лиц, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

В соответствии  с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 2 этой же статьи установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Поскольку жалоба общества содержит доводы о неуказании в конкурсной документации сведений об объеме оказываемых услуг, о количестве необходимого для исполнения договора товара, несоответствием предмета закупки содержанию подлежащих выполнению работ, нарушении порядка разъяснения условий конкурсной документации, что свидетельствует о ненадлежащем информационном обеспечении закупки и препятствует подаче заявки, применительно к приведенным правовым нормам данные действия заказчика (организатора закупки) могут быть обжалованы помимо лиц, подавших заявки на участие в закупке, также и иными лицами, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения соответствующих процедур.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

17.06.2016 банком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603789669 о проведении указанного конкурса, конкурсная документация. Срок подачи заявок на участие в конкурсе 11.07.2016, рассмотрение заявок 18.07.2016, подведение итогов конкурса назначено на 19.07.2016. Начальная (максимальная) цена договора 17625153,00 руб.

Предметом заключаемого по результатам конкурса договора является техническое обслуживание СОУЭ банка, конкурс проводится по семи лотам.

В приложении № 1 к конкурсной документации определен перечень подлежащих выполнению на объектах заказчика работ, включающий в себя не только проведение осмотра и проверку системы, но и перенос акустических модулей системы в пределах помещения при необходимости при условии не нарушения документации проекта, ремонт (замена, перенос) световых оповещателей «Выход» (табло), эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей в пределах помещения при необходимости и при условии не нарушения документации проекта.

По мнению заявителя, включение в договор ремонтных работ не соответствует предмету закупки и такие работы должны закупаться заказчиком отдельно, либо выполняться исполнителем только с его согласия. Условия документации позволяют заказчику требовать переноса акустических модулей системы и ремонт (замена, перенос) табло «Выход» в неограниченном количестве.

Представитель заказчика в заседании комиссии пояснила, что в том случае, если в ходе обследования СОУЭ выявится необходимость замены либо ремонта отдельных элементов системы, исполнитель должен будет произвести соответствующий ремонт, обследование системы и ее ремонт (при необходимости) составляют единый неразрывный цикл, в связи с чем закупка заказчиком ремонтных работ у иных исполнителей приведет к неэффективному обслуживанию системы, дополнительным затратам банка, что не отвечает его интересам. Банк не вправе по своему усмотрению переносить отдельные элементы СОУЭ без согласования с органом государственного пожарного надзора. В рамках планового технического обслуживания системы изменение расположения ее элементов допускается только в соответствии с утвержденной документацией на СОУЭ, изменение которой возможно только по указаниям (предписаниям) контролирующих органов. При ремонте офисов, установка системы будет проводиться по отдельному договору и не является предметом оспариваемой закупки.

Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из данных норм следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических и иных характеристиках прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика и такая потребность Законом № 223-ФЗ не ограничена.

Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений требует наличия лицензии.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружению, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225, лицензируемая деятельность состоит из работ и услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, данные работы и услуги являются технологически взаимосвязанными.

Пунктом 4.6 требований к участникам (приложение № 2 к документации) на участника возложена обязанность предоставить в составе заявки копию лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая в себя следующий перечень работ и услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Включенные в техническое задание конкурса работы направлены на своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчика, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, обусловлены потребностью заказчика, а также необходимостью экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Подлежащие выполнению ремонтные работы учтены в начальной (максимальной) цене договора и согласно пункту 2.1.3 технического задания подлежат включению исполнителем в состав своих издержек.

При таком положении утверждение заявителя о неправомерном включении в состав подлежащих выполнению работ ремонта СОУЭ следует признать необоснованным, поскольку установленная совокупность подлежащих выполнению работ направлена на поддержание системы в исправном состоянии и на своевременное устранение возникающих неполадок, исполнение заказчиком обязанности по обеспечению пожарной безопасности в принадлежащих ему объектах, доступу к участию в конкурсе не препятствует.

Согласно пункту 3.11 приказа МЧС России от 20.06.2003 № 323, которым утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 1.2.3 Системы руководящих документов по пожарной автоматике РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания» предусмотрено, что внесение изменений в конструкцию установки, принятый вариант использования ее на объекте и другие отступления от проекта (акта обследования) допускается производить по согласованию с проектной организацией - автором проекта, органом государственного пожарного надзора, обслуживающим объект, вневедомственной охраны - в части, ее касающейся (для систем ОПС).

В связи с этим банк не вправе по своему усмотрению изменять расположение системы либо отдельных ее элементов без предварительного согласования с соответствующими органами и организациями.

При возникновении необходимости переноса акустических модулей системы в пределах помещения, при условии не нарушения документации проекта, соответствующие работы производятся исполнителем по требованию заказчика, что не означает произвольное усмотрение заказчика в требовании таких работ в отсутствие реальной потребности их выполнения.

Заявителем также оспаривается отсутствие в пунктах 4, 7 таблицы 3 технического задания сведений о количестве блоков зарядки аккумуляторов JEP-352, отсутствие в перечне объектов банка количества необходимого для обслуживания табло «Выход», других эвакуационных указателей, что не позволяет расценить планируемые к выполнению работы, включение в пункт 2.1.3 громкоговорителей как быстроизнашиваемых деталей.

Представитель заказчика пояснила, что при подготовке технического задания допущена опечатка относительно количества блоков зарядки, которая устранена путем размещения на сайте закупок разъяснения документации, содержащего указание на количество оборудования по данным позициям. Замена громкоговорителей в составе всего оборудования является незначительной, по усмотрению исполнителя и при необходимости в громкоговорителях возможна замена ресурсных деталей, что не влияет на права участников закупки, не препятствует доступу к торгам.

Действительно, в указанных позициях таблицы 3 технического задания отсутствуют сведения о количестве блоков зарядки аккумуляторов JEP-352, вместе с тем, 06.07.2016, до окончания срока подачи конкурсных заявок, на сайте размещено разъяснение документации о том, что количество оборудования следует считать равным 1 (один блок зарядки), в связи с чем заказчиком своевременно устранен пробел в закупочной документации.

По материалам дела комиссией установлено, что ООО «Макдом» с запросом о разъяснении документации не обращалось, 28.06.2016, 04.07.2016, 06.07.2016 на сайт электронной торговой площадки поступили запросы от ООО «Изотоп», на которые даны соответствующие разъяснения, размещенные на сайте по правилам части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2.1.3 технического задания в стоимость ПТО СОУЭ включается стоимость всех издержек исполнителя, связанных с проведением таких работ, в том числе стоимость быстроизнашиваемых (ресурсных) деталей и материалов – громкоговорители. Этим же пунктом предусмотрена возможность замены ресурсных деталей и материалов на соответствующие по техническим характеристикам аналоги.

Из буквального прочтения данного спорного условия следует, что замене подлежат не сами громкоговорители, а их отдельные детали при выходе из строя. В размещенных на сайте разъяснениях документации заказчиком также указано на необходимость замены элементов СОУЭ только в случае их выхода из строя (в рамках устранения неисправности путем замены или проведения ремонтно-восстановительных работ).

Отнесение в конкурсной документации громкоговорителей к быстроизнашиваемым деталям не свидетельствует о безусловной обязанности исполнителя осуществить их полную замену, замена громкоговорителей осуществляется исполнителем при невозможности их полного восстановления.

В соответствии с пунктом 2.3 технического задания поддержание в рабочем состоянии (ремонт, замена) световых оповещателей «Выход» (табло), эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей, осуществляется на всех объектах банка перечисленных в лотах.  Количество световых оповещателей «Выход» (табло) и эвакуационных знаков возможно к изменению с учетом требований законодательства Российской Федерации, предполагается наличие не менее двух световых оповещателей «Выход» (табло) на объекте сервиса (конкретное количество оповещателей и эвакуационных знаков зависит от утвержденной проектной документации на СОУЭ).

Таким образом, документация содержит указание на наличие на каждом объекте заказчика двух световых оповещателей «Выход», которые должны быть учтены при расчете коммерческого предложения. Аналогичный ответ дан заказчиком в разъяснениях конкурсной документации. При этом, стоимость услуг по обслуживанию световых оповещателей «Выход» указывается единой суммой, без разбивки за единицу наименования оборудования.

Довод представителя заявителя о том, что поименованное оборудование, возможно, находится в нерабочем состоянии и на исполнителя будет возложена обязанность полной его замены, что потребует значительных затрат, комиссией отклоняются как основанный на предположении.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу ООО «Макдом» на действия Дальневосточного банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса по выбору организации на оказание услуг по техническому обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение № 31603789669) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны