Решение №б/н Решение и предписание в отношении ООО «Домотехника Хабаровск... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 4-05/110

 

 

29 ноября 2016 года                                                                                           г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель  управления.

Члены Комиссии:

<…>. – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

<…>. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 4-05/110 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Домотехника Хабаровск» рекламы, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 1, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии законного представителя ООО «Домотехника Хабаровск» - генерального директора <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 14 октября 2016 года отслежена наружная реклама магазина «Домотехника», распространяемая в г.Хабаровске на ул.Большая, 34 (АЗС Альянс» следующего содержания:

- крупным шрифтом: «Резиновая рассрочка 0 р. 0% 24 месяца. Тянется легко! На телевизоры, холодильники и стиральные машины LG Телевизор H61V 37 990 1583 рублей в месяц»;

-мелким шрифтом (серыми буквами на белом фоне): «Предложение действительно с 27.09. по 24.10. 2016 г. Количество товара ограничено. Цена указана на 27.09.2016 г., возможно изменение цены и суммы платежа. Кредит предоставляется АО «ОТП БАНК». Генеральная лицензия банка России № 2766 от 27.11.2014 г. Годовая процентная ставка -8,05% годовых. Сумма кредита от 2000 до 300000 рублей. Торговая организация компенсирует покупателю сумму процентов, подлежащих уплате банку, предоставляя скидку на товар. При оплате кредита в подразделениях АО «ОТП БАНК» взимается комиссия. При оплате кредита в иных организациях комиссия взимается в соответствии с их тарифами. Подробности в магазинах у кредитных экспертов АО «ОТП Банк»».

Реклама распространялась с 27.09.2016 года по 24.10.2016 г.

Иные места дислокации указанной рекламы в г. Хабаровске:

- проспект 60 лет Октября, д. 210 (ТЦ «Контур»);

- ул. Карла Маркса, д. 124 (м-н «Мир детства»);

- ул. Постышева – ул. Ленина;

- ул. Краснореченская, д. 68 – ул. Айвазовского.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена, как на привлечение внимания потребителя к товару (бытовой технике), реализуемому в магазине, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке, так и на заключение договора кредита при покупке товаров.

Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования является не только техника (LG Телевизор H61V), но и услуга по предоставлению кредита (финансовой услуги). Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к приобретению товаров (техники) в кредит на определенных в рекламе условиях, что подтверждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на покупку товаров (0%-0 рублей переплат-24 месяца), формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления данного кредита.

Применительно к потребительскому кредитованию существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя кредита, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные рекламой.

Способ описания существенных условий предоставления кредита (сумма кредита, срок кредита, процентная ставка, платежи и комиссии по кредитным операциям) в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы, а именно: мелкий и убористый шрифт и светлый (серый) цвет текста, не позволяют потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе сведений.

В связи с этим представленные трудно воспринимаемым способом существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредита, не могут считаться присутствующими в рекламе.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, влияющих на сумму расходов, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Совокупность таких особенностей рекламы, как ограниченное время считывания информации об условиях кредита и особенности подачи информации лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Резиновая рассрочка 0 р. 0 % 24 месяца. Тянется легко!».

Таким образом, указанная информация не доведена до потребителей надлежащим образом.

Однако ООО «Домотехника-Хабаровск» осознанно составило рекламу в таком виде, при котором время и способ подачи информации привели к потере читаемости существенных условий кредитования, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего кредитный договор, включаются:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимостью нотариального заверения документов и т.п.).

Частью 3 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском вредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договор потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора  потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги, но оно выполнено мелким шрифтом, в связи, с чем является недоступным для восприятия.

Таким образом, указанная реклама ООО «Домотехника-Хабаровск» противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На рассмотрении законный представитель ООО «Домотехника Хабаровск» с выявленным правонарушением не согласился, так как размер шрифта является крупным. При этом потребители рекламы не вводятся в заблуждение, так как вся указанная на баннере информация достоверная.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ООО «Домотехника-Хабаровск» (ИНН 2724123730, 680009, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 91, оф. 101).

Данный факт подтверждается договором №7556_VDRO оказания услуг от 19.12.2014 г., заключенным между ООО «Русс Аутдор» и ООО «Домотехника Хабаровск», а также приложениями № 1-6, 1-7 к договору.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу: «Резиновая рассрочка 0 р. 0% 24 месяца. Тянется легко! На телевизоры, холодильники и стиральные машины Телевизор 61 37 990 1583 рублей в месяц…», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Домотехника Хабаровск» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

29 ноября 2016 года                                                                              г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:

Председатель  Комиссии:

<…>– руководитель управления.

Члены Комиссии:

<…>– начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции.

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

 

на основании своего решения от 29 ноября 2016 года по  делу № 4-05/110 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Домотехника Хабаровск» рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 «О рекламе», 

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.ООО «Домотехника Хабаровск» (ИНН 2724123730, место нахождения: 680009, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 91, оф. 101) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в любой форме, любым способом и использованием любых средств рекламы ООО «Домотехника Хабаровск» о предоставлении техники в кредит в отсутствие части существенной информации финансовых услуг, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 1, пункт 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Домотехника Хабаровск» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22.12.2016 года.

 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны