Определение №б/н Определение о возбуждении дела в отношении ФГБОУ «Российская... от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении  дела  №  04-5/43  по признакам нарушения
 законодательства Российской Федерации о рекламе.

22 марта      2017 г.                                                                       г. Хабаровск
     
  Председатель Комиссии  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе …,  рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции по факту распространения ФГБОУ «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте Российской Федерации»     рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3  статьи 5  Федерального закона «О рекламе» 

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований рекламного законодательства  Хабаровским  УФАС России  09 февраля 2017 г.  отслежена наружная реклама следующего содержания: 
«Президентская академия – лидирующий ВУЗ России!». РАНХиГС  (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).   Дальневосточный институт управления. г. Хабаровск, 33, (4212) 50-54-60, 30-65-49. Изображены логотипы социальных сетей («Инстаграм», «В контакте», «Фейсбук») и логина «RANEPA _ DVIU.  # Президентская академия ДВ  #ДВИУРАНХИГС».
     Рекламная  конструкция площадью 126,5  кв. м. размещена  над входом в  здание, занимаемое  Дальневосточным институтом управления – филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее РАНХиГС)  по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 24.
Проанализировав рекламу с точки зрения Федерального закона «О рекламе» (далее Закон)  установлено следующее. 

Термин «лидер» (прилагательное «лидирующий») имеет следующее значение:
- тот, кто пользуется авторитетом среди кого-либо (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000);
- тот, кто по своим показателям опережает других (Л.П. Крысина. Толковый словарь иностранных слов.- М.: Русский язык. 1998.);
- (от англ. Leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. (Свободный экономический словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу).
      «Лидерство» - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе  (Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева). 
  Синонимом слова «лидер» является термин «вождь», что трактуется как «глава, гегемон, руководитель» (З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Москва. Издательство «Русский язык». 1998).
 Следовательно, слово «лидирующий»  в контексте рекламной информации  формирует представление о РАНХиГС,  как о высшем учебном заведении, идущем впереди и возглавляющем вузы   России.
   При этом использованная в рекламе сравнительная характеристика («лидирующий ВУЗ России») не содержит критериев, по которым осуществляется сравнение.
В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№ 58     от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  указано, что использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами    должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Из данных разъяснений следует, что отсутствие критериев сравнения в  рекламы допускает возможность проведения потребителями такого сравнения по любому показателю, то есть, слово «лидирующий» в контексте рекламы означает, что     РАНХиГС   превосходит любого другого участника рынка образовательных услуг России по всем оценочным критериям.
     Вместе с тем, качество высшего образования является многомерным понятием.
    В соответствии с приложением  4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», основу деятельности  образовательной организации высшего образования составляют такие показатели, как общая численность студентов, аспирантов, средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ,   научно-исследовательская деятельность, количество научных публикаций, удельный вес численности преподавателей, имеющих степень доктора наук в общей численности  научно-педагогических работников, количество научных публикаций, качество методического обеспечения учебного процесса, востребованность (трудоустройство) выпускников и другие показатели.
Из  рекламы  не представляется возможным сделать вывод о том, по каким оценочным критериям РАНХиГС  занимает лидирующее положение  на рынке образовательных услуг России.
 В соответствии с пунктом  1 части 3 статьи 5 Закона  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Следовательно, реклама «Президентская академия – лидирующий ВУЗ России!»  без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение с другими вузами,   нарушает  указанные требования Закона.

Кроме того, на основании пункта 1 части 2 статьи 5 Закона  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Реклама не содержит  прямого сравнения с конкретными вузами,  но утверждение «Лидирующий ВУЗ России»  позволяет сделать вывод о том, что РАНХиГС  сравнивается со всеми участниками рынка.
Вместе с тем, по данным ежегодного рейтинга лучших вузов России за 2016 год, проведенного  рейтинговым агентством «RAEX (Эксперт РА)»,  РАНХиГС  при Президенте Российской Федерации не входит в тройку лидеров и занимает: 
-  по комлексной оценке показателей - 12-е место;
- по условиям для получения качественного образования – 9 место;
- по востребованности выпускников работодателями – 11 место;
- по уровню научно-исследовательской деятельности – не вошла в двадцатку лучших.
Таким образом,  поскольку в рекламе не указаны результаты других рейтинговых исследований, рекламная информация «Президентская академия – лидирующий ВУЗ России!»  содержит признаки нарушений  пункта  1 части 2   и   пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части указания недостоверных сведений о преимуществе  объекта рекламирования  над иными хозяйствующими субъектами   и некорректного сравнения с иными образовательными учреждениями.
      В соответствии с частью  6 статьи  38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение указанных требований  несет рекламодатель.
      Установлено, что       владельцем рекламной конструкции площадью  по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 24, является Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС.
    Реклама размещена в месте нахождения и осуществления деятельности  названного учебного заведения, следовательно,      РАНХиГС является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, то есть рекламодателем.
     При оценке рекламы на соответствие рекламному законодательству  учтено, что  РАНХиГС имеет сеть филиалов в России, поэтому подобная реклама может распространяться на территории других субъектов РФ.
В связи с этим, руководствуясь пунктом  5  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Хабаровским УФАС России письмом от 13.02.2017 г. № 4/1003 направлено ходатайство  в ФАС России на предоставление полномочий   на возбуждение дела в отношении РАНХиГС  на подведомственной территории.
ФАС России наделило Хабаровское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение данного  дела (вх. № 4/2464   от 10.03.2017 г.).

  На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.    Возбудить производство по делу № 04-5/43 по признакам нарушения    законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать  лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения     законодательства о рекламе – ФГБОУ «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте Российской Федерации»    (место нахождения: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82).  
       3.  Назначить дело № 04-5/43  к рассмотрению на 27 апреля   2017 г.  в 10   часов  30 минут  по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 23.
4.  ФГБОУ «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте Российской Федерации»  в пятидневный срок со дня получения настоящего определения  надлежит представить в Хабаровское УФАС России    пояснения по факту распространения указанной рекламы.  

Явка  ФГБОУ «Российская  академия народного хозяйства и государственной службы при  Президенте Российской Федерации», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации обязательна.


         

Связанные организации

Связанные организации не указаны