Решение №б/н Решение и предписание в отношении администрации городского ... от 15 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/354

                г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 октября 2017 г. 

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2017 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе: <…>

при участии от:  

- <…>

рассмотрев дело №8-01/354 по признакам нарушения администрацией  го-родского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»  Верхнебуреинского района Ха-баровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ООО «Комресурс» муни-ципального имущества водоснабжения и водоотведения протоколом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнительными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения тор-гов и в отсутствие оснований, исключающих их проведение

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев обращение ООО «Тепло» на действия администрации городского посе-ления «Рабочий поселок Чегдомын» в связи с предоставлением муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения без проведения торгов  ООО «Комре-сурс», сообщает следующее.

Из обращений следует, что администрацией передано ООО «Комресурс» без проведения торгов муниципальное имущество для организации водоснабжения, водоотведения, бездействие администрации, выразившееся в не проведении кон-курса, привело к ограничению конкуренции.

Приказом Хабаровского УФАС России от 06.06.2017 №410 возбуждено дело о нарушении администрацией антимонопольного законодательства. 

Определением от 27.06.2017 рассмотрение дела откладывалось до 15.08.2017.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России 27.06.2017 представитель администрации с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства   согласилась, пояснила, что предупреждение не исполнено, поскольку процедура подготовки, организации и проведения конкурса не завершена, проводится под-готовка технической документации, вносятся изменения в схемы водоснабжения и водоотведения, мероприятия выполняются по графику в соответствии с дорожной картой, услуги водоотведения и водоснабжения должны оказываться бесперебойно.

В заседание комиссии Хабаровского УФАС России 15.08.2017 ООО «Комре-сурс» представлен отзыв, из которого следует, что пролонгация договоров аренды муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) от 17.06.2016 №165, 166 мотивировано поддержанием необходимых условий для ус-тойчивого снабжения организаций и населения поселка Чегдомын коммунальными ресурсами, мероприятия по проведению торгов на право заключения договоров аренды коммунальной инфраструктуры проводятся и не завершены, пунктом 10.36 плана дорожной карты установлен срок заключения концессионных соглашений с победителем открытых торгов – с 26.02.2018 по 16.04.2018. 

Данные доводы поддержаны представителем общества в полном объеме.

Определением от 17.08.2017 рассмотрение дела откладывалось до 03.10.2017 в связи с принятием комиссией Хабаровского УФАС России заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 18.08.20417 срок рассмотрения дела продлен до 06.12.2017.

От лиц, участвующих в рассмотрении дела, возражений на  заключение об обстоятельствах дела не поступило.

Рассмотрев материалы дела, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального об-разования самостоятельно владеют,  пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.  Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам,  органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации)  и органам местного самоуправления иных муниципальных образований,  отчуждать,  совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Частью 1  статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)  предусмотрено,  что заключение договоров аренды,  договоров безвозмездного пользования,  договоров доверительного управления имуществом,  иных договоров,  предусматривающих переход прав владения и (или)  пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  осуществляется только по результатам проведения торгов,  за исключением случаев,  предусмотренных Законом о защите конкурен-ции.

17.06.2016 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдо-мын» с ООО «Комресурс» заключен договор аренды №165 муниципального иму-щества водоснабжения на срок до 31.10.2016, сторонами 19.06.2016 подписан акт приема-передачи имущества.  Согласно перечню имущества, являющемуся прило-жением №1 к акту приема-передачи, обществу передано имущество водоснабжения (станция перекачки, скважины, водозаборные скважины,  водонапорная башня, во-допроводная сеть, водопроводы, сети водоснабжения, колодец, насосная станция и иное имущество – станок деревообрабатывающий, автомашины ЗИЛ и УАЗ, ком-пьютеры) для оказания услуг водоснабжения (эксплуатации) в границах поселения.

Дополнительным соглашением от 18.10.2016 №1 в перечень переданного имущества вносились изменения путем исключения из перечная отдельных объек-тов (водоколонок, аварийного сброса, насос, здания пневматической насосной станции и т.д.), путем включения в перечень водоразборных колонок в количестве 4 объектов).

17.06.2016 администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдо-мын» с ООО «Комресурс» заключен договор аренды №166 муниципального иму-щества водоотведения на срок до 31.10.2016, сторонами 19.06.2016 подписан акт приема-передачи имущества для оказания услуг в границах поселения водоотведе-ния (эксплуатации). В соответствии с перечнем имущества, являющимся приложе-нием №1 к акту приема-передачи, обществу переданы объекты водоотведения (сети канализации, канализационные сети, канализационные насосные станции, напорно-самотечный коллектор, насосная станция, очистные сооружения п. ЦЭС, п. Чегдомын).    Дополнительным соглашением от 18.10.2016 №1 в перечень передан-ного имущества вносились изменения, исключены отдельные объекты, обществу дополнительно передан насос СМ 2 шт.

Указанные договоры заключены на основании постановления администрации от 17.06.2016 №434 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Комресурс» на срок до 31.10.2016 для оказания услуг по водоснабжению и водо-отведению, согласие на предоставление которой дано   Хабаровским УФАС России  письмом от 07.06.20216 №8/5806, из    которого следует, что данная преференция согласовывалась с ограничением, на администрацию возлагалась обязанность в те-чение указанного срока действия преференции провести конкурс на право заклю-чения концессионного соглашения, что, однако, сделано не было. 

Администрация 08.11.2016 обращалась в Хабаровское УФАС России с заяв-лением о предоставлении ООО «Комресурс» муниципальной преференции путем передачи по договору аренды без проведения торгов указанного имущества, но ос-нований для дачи согласия на предоставление данной преференции у антимоно-польного органа не имелось.

Как следует из постановления   от 15.11.2016 №905,  администрацией приня-то решение заключить с ООО «Комресурс» соглашение о продлении сроков дейст-вия договоров аренды муниципального имущества водоснабжения и водоотведения от 17.06.2016 №№165, 166 на срок до 18.10.2017. Сторонами 15.11.2016 подписаны дополнительные соглашения №2 к указанным договорам о продлении сроков их действия.

Основанием для такого решения администрации послужил протокол заседа-ния комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес-печению первичных мер пожарной безопасности администрации городского посе-ления «Рабочий поселок Чегдомын» от 15.11.2016 №9. 

Из материалов проверки  следует, что дорожной картой администрации, ут-вержденной  постановлением от 31.05.2016 №369, срок проведения мероприятий в целях организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения определен до октября 2017 года.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного само-управления запрещается совершать действия (бездействие), принимать акты, кото-рые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению кон-куренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

Пунктом 4 части 1 статьи 14  Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концес-сионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением предусмотренных данным законом случаев. 

Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ, вступившим в силу 08.05.2013, внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) и от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоот-ведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабже-ния, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водо-снабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находя-щимися в государственной или муниципальной собственности.

Договоры аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горя-чего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурса на право заключения этих договоров в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, с учетом предусмотренных Законами о водоснабжении и водо-отведении, о теплоснабжении особенностей (статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении,  часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении). Заключение кон-цессионных соглашений осуществляется в соответствии с одноименным законом. 

При этом со дня официального опубликования настоящего Федерального за-кона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользова-ния объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водо-снабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объек-тами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собст-венности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотве-дении по договорам аренды таких объектов и (или) систем на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю кон-курса на право заключения концессионного соглашения, если такие объекты и (или) системы входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (части 5 и 6 Федерального закона от 07.05.2014 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные за-конодательные акты Российской Федерации»).

Установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции общие требования к заключению договоров в отношении государственного и муниципального иму-щества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных законом случаев.

Вместе с тем Законом о водоснабжении и водоотведении установлены осо-бенности передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами по договору аренды или по концессионному соглашению, заключаемых по результа-там торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем представления преференции, законодательством не предусмотрена.

Поскольку дата ввода спорных объектов водоснабжения и водоотведения превышает 5 лет, передача прав пользования на данные объекты возможна только по концессионным соглашениям.

Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности админи-страции городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 15.11.2016 №9 не может быть признан законным основанием для продления сроков действия догово-ров аренды без проведения конкурса на право заключения концессионного согла-шения в силу следующего.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера» (далее – Закон №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на опре-деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв-ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельно-сти людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное умень-шение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоро-вья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как следует из пункта «б» части 8 статьи 4.1 указанного закона, при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуа-ции сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера раз-вития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопас-ность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливаемый, в частности, местный уровень реагирования утверждается:

- решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной си-туации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, ока-завшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения; 

- решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одно-го сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муници-пального района; решением главы городского округа при ликвидации чрезвычай-ной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправле-ния, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа.

Для проведения указанных мероприятий необходимо доказать наличие ре-альной угрозы возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Протокол от 15.11.2016 №9 таким документом и доказательством  не являет-ся. При этом смена времен года, наступление того или иного времени года в тече-ние календарного года само по себе не представляет угрозу возникновения чрезвы-чайной ситуации. 

Организация обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения не-зависимо от времени года не является обстоятельством, установленным   Законом   № 68-ФЗ в качестве чрезвычайной ситуации. Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Комресурс» (в том числе в качестве меры по не-допущению чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением деятельности ООО «Комресурс»), не имеют правового значения для установления факта нарушения Закона о защите конкуренции.

Более того,  комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-туаций и обеспечение первичных мер пожарной безопасности администрации не является органом,  в полномочия которого входит принятие решений о порядке распоряжения муниципальным имуществом.  

Присвоенный постановлением администрации от 07.10.2014 №456 ООО «Комресурс» статус гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатации водо-проводных и канализационных сетей п. Чегдомын, установлена зона деятельности ООО «Комресурс» - территория данного рабочего поселка, не является основанием для предоставления муниципального имущества без проведения конкурса.

Исходя из таких обстоятельств, доводы ООО «Комресурс» комиссией Хаба-ровского УФАС России отклоняются. 

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, воз-можности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состя-зательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользо-вания муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передав муниципальное имущества без проведения конкурса,  администра-цией созданы   ООО «Комресурс» преимущественные условия по ведению хозяй-ственной деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем,  у администрации имелась возможность обеспечить соблюде-ние требований антимонопольного законодательства начиная с мая 2013 года (с да-ты вступления закона в силу).  Заблаговременные действия позволили бы органу местного самоуправления подготовить документацию о проведении торгов и про-вести процедуру торгов в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды,  договоров безвозмездного пользования,  договоров доверительного управления имуществом,  иных догово-ров,  предусматривающих переход прав в отношении государственного или муни-ципального имущества,  утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010  № 67  (далее — Правила № 67).

В связи с наличием в действиях администрации  городского поселения «Ра-бочий поселок Чегдомын»  признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении ООО «Комресурс» муниципального имущества водоснабжения и водоотведения протоколом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнительными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения кон-курса,  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации выда-валось предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (без-действия) путем отмены данных протокола от 30.03.2016 и постановления от 01.04.2016 №91, расторжении дополнительных соглашений от 15.11.2016 №2 к до-говорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166 и совершения действий по изъятию му-ниципального имущества из пользования ООО «Комресурс».

В установленный срок от администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» поступило письмо от 02.06.2017 №995 о невозможности изъя-тия имущества из пользования общества.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России 15.08.2017 ООО «Комре-сурс» представило дорожную карту (план) мероприятий по организации и проведе-нию конкурса, из которого следует, что срок проведения мероприятий в целях ор-ганизации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглаше-ния изменен и продлен до апреля 2018 г., что не может быть признано обоснован-ным и законным.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации городского поселения  «Рабочий посе-лок Чегдомын», выразившиеся в предоставлении ООО «Комресурс» муниципаль-ного имущества водоснабжения и водоотведения протоколом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнительными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения тор-гов и в отсутствие оснований, исключающих их проведение, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать администрации городского поселения  «Рабочий поселок Чегдо-мын» предписание о совершении действий, направленных на устранение наруше-ния антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаров-ского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного  статьей 14.9 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

          

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  

по делу №8-01/354

 

«16» октября 2017 года                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хаба-ровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законо-дательства в составе <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, ча-стью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «16» октября 2017 г. по делу № 8-01/354 о нарушении администрацией  городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»  Верхнебуреинского района Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»  Верхнебуреинского района Хабаровского края прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предоставлении ООО «Комресурс» муниципального имущества водоснабжения и водоотведения про-токолом от 15.11.2016 №9, постановлением от 15.11.2016 №905, дополнитель-ными соглашениями от 15.11.2016 №2 к договорам аренды от 17.06.2016 №№165, 166, без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих их проведение, с целью чего  в срок до «15» июня 2018 г.:

- организовать и провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества водоснабжения и водоотведения, переданного ООО «Комресурс»,  

- совершить действия по изъятию из пользования ООО «Комресурс» ука-занного муниципального имущества.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов). 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны