Решение №б/н Решение в отношении ООО «Янтарь» от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 04-5/33


17 апреля 2017 года                                                                                               г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-5/33 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Янтарь» рекламы, нарушающей части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие представителя ООО «Янтарь», надлежащим образом уведомленного о времени, месте и дате рассмотрения дела,
    
УСТАНОВИЛА:

На рассмотрении Хабаровского УФАС России  находится заявление (№ 4/237 от 12.01.2017 года) о нарушении рекламного законодательства при распространении недостоверной рекламы акции «Скидка по купону» гипермаркета «Самбери». 
Как следует из текста заявления, заявительница приобрела товар в гипермаркете «Самбе-ри», находящегося в г. Хабаровске в ТЦ «Южный парк», и получила от кассира купон следующе-го содержания: «Уважаемый покупатель! Ваше персональное предложение. Молочные продукты. Размер скидки -40%. Товар, участвующий в акции отмечен на полке специальным ценником «Скидка по купону». Период действия скидки: 10.01.17-31.01.17. Предложение ограничено. Ин-формация об организации акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения уточняйте на сайте www.samberi.com и по телефону 8-800-100-99-48 (зво-нок бесплатный)».
Заявительница решила воспользоваться рекламным предложением, однако в гипермаркете «Самбери» ей пояснили, что приобрести со скидкой по купону можно только одну единицу това-ра, в данном случае – одну бутылку питьевого йогурта.
Информация об ограничении приобретения товара по льготным ценам является существен-ной для потребителя. 
Существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутст-вие каких-либо сведений, в том числе и доступных, о полных условиях акции, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение восполь-зоваться рекламным предложением.
Отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конку-ренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах, поскольку только достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор. Реклама не должна вводить потребителя в заблуждение, формируя у него неправильное представление о предлагаемых товарах, услугах, их цене, скидках, потребительских свойствах.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
 Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобре-тения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в за-блуждение потребители рекламы.
В нарушение данной нормы реклама не содержит сведений о том, что рекламное предло-жение действует только на одну единицу товара. Отсутствие данной информации лишает потребителя возможности получения информации в полном объеме и вводит в заблуждение лиц, желающих приобрести товар со скидкой по купону на молочную продукция в гипермаркете «Самбери» без ограничений.
Исходя из анализа приведенной нормы, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведе-ний, способных вызвать у него правильное (неискаженное) представление об объекте рекламиро-вания. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Введение в заблуждение представляет собой создание об объекте рекламирования впечат-ления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
Закон не предъявляет требования указать всю информацию, но обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции.
Из пункта 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопро-сах практики применения арбитражными судами Федерального закона о рекламе» следует, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования , предъявляемые Законом о рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или усло-вий оказания услуг.
На рассмотрении дела 16 марта 2017 года представитель ООО «Янтарь» с выявленным правонарушением не согласилась, пояснив, что ООО «Янтарь» является не рекламодателем, а рекламораспространителем в соответствии с договором б/н на оказание услуг по продвижению товаров от 19.12.2016 года. Рекламодателем по данному договору является ООО «Блюм» (ИНН 2724131210, место нахождения: 680014, г. Хабаровск, ул. Шкотова, 15А). 
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе принято решение рассмотрение дела в отношении ООО «Янтарь» отложить, в связи с истребова-нием дополнительных доказательств и привлечения в качестве заинтересованного лица ООО «Блюм».
В ответ на определение об отложении рассмотрения дела в антимонопольный орган посту-пило пояснение от ООО «Янтарь» (вх. № 4/3416э от 06.04.2017 г. и 4/352э от 07.04.2017 г.), о том, что акция проводилась за счет средств Заказчика в рамках договора б/н от 19.12.2016 г., т.е. за счет средств ООО «Блюм».
ООО «Блюм» также представили пояснения (вх. № 4/3415э от 06.04.2017 г.), из которых следует, что ООО «Блюм» не реализует продукцию на территории осуществления деятельности ООО «Янтарь». ООО «Блюм» оказывает консультативные и маркетинговые услуги по продвиже-нию товаров производителей РФ в торговых объектах Хабаровского края и иных регионов. 
Документальных подтверждений своих пояснений ООО «Янтарь» и ООО «Блюм» в анти-монопольный орган не представили.
В соответствии с пунктом 1.1 договора на оказание услуг по продвижению товаров от 19.12.2016 г., исполнитель (ООО «Янтарь») обязуется по заданию Заказчика (ООО «Блюм») со-вершать в отношении товаров, определенные действия, направленные на их продвижение, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 
Под продвижением товаров в данном договоре понимаются услуги (разовые или система-тические) рекламного и маркетингового характера, направленные на распространение информа-ции среди неопределенного круга лиц с целью привлечения внимания потребителей к товарам, их производителям и поставщику, формирование или поддержание интереса к ним и т.п.
Согласно пункту 1.3.1. договора б/н на оказание услуг по продвижению товаром от 19.12.2016 г., ООО «Блюм» обязано представить соответствующую информацию и материалы об ООО «Янтарь» с целью оказания услуг, а ООО «Янтарь» обязуется их использовать в порядке и на условиях, определенных договором и приложениями к нему.
Информационными материалами будет являться различная информация экономического характера о Заказчике (ООО «Блюм») (пункт 1.4 договора).
Однако информации о том, что акция проводится в интересах и за счет ООО «Блюм» во всех рекламных материалах отсутствует.
Также согласно пункту 1.6 договора ООО «Янтарь» действует исключительно от своего имени и за свой счет, за исключением тех случаев, когда заказчик наделит исполнителя соответст-вующими полномочиями действовать от имени и/или за счет заказчика.
Согласно части 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В соответствии с приложением № 1 к договору ООО «Янтарь» предоставляет ООО «Блюм» возможность размещения рекламных и информационных сообщений ООО «Блюм» или взаимодействующих с ним третьих лиц на кассовых (чековых) лентах, используемых ООО «Ян-тарь» в контрольно-кассовой технике. 
В соответствии с пунктом 1.2.  договора текст рекламных и информационных сообщений размещается ООО «Янтарь» исключительно на оборотной стороне кассовой (чековой ленты). Од-нако информация о скидке распространялась на отдельном купоне.
Таким образом, ответственность по данному договору несет ООО «Янтарь», так как выполняет по поручению ООО «Блюм» юридические и иные действия от своего имени.
Кроме того, Комиссией Хабаровского УФАС России по Хабаровскому краю по рассмотре-нию дел по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе установле-но, что ООО «Янтарь» представляло в антимонопольный орган пояснения (вх. № 4/2883 от 28.02.2017 года) в рамках проведения проверки (приказ № 76 от 07.02.2017 г.), где запрашивался перечень поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих ООО «Янтарь» поставки продовольственных товаров в 2016 году и истекшем периоде 2017 года (включая молочные, ки-сло-молочные продукты).
ООО «Янтарь» указало, что поставка продовольственных товаров в адрес ООО «Янтарь» осуществляется только поставщиком ООО «Невада-Восток» в рамках договора поставки № 09 от 28.12.2012 г.
ООО «Янтарь» является продавцом товара, в отношении которого действовала акция «Скидка по купону», т.е. заинтересованным в продвижении товара лицом.
Исходя из копии купона от 21.12.2016 г., представленного заявителем, ООО «Янтарь» предлагает покупателю воспользоваться персональным предложением, а именно: получить скид-ку 40% на молочные продукты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Так как товар реализуется ООО «Янтарь» и акция направлена на продвижение его товара, то рекламодателем является ООО «Янтарь».
В силу части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 несет рекламодатель. 
 Установлено, что  рекламодателем является ООО «Янтарь» (ИНН 2724163229, место на-хождения: 680051, г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 25, каб. 110).
Данный факт подтверждается информацией, размещенной на купоне: «ОП ООО «Янтарь», КПП 272345001, ЗВД N: 19724, ИНН: 2724163229…».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу: «Уважаемый покупатель! Ваше персональное предложение. Молочные продукты. Размер скидки -40%. Товар, участвующий в акции отмечен на полке специальным ценником «Скидка по купону». Период действия скидки: 10.01.17-31.01.17. Предложение ограничено. Информация об организации акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения уточняйте на сайте www.samberi.com и по телефону 8-800-100-99-48 (звонок бесплатный)», поскольку в ней нарушено требование части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание ООО «Янтарь» не выдавать в связи с окончанием действия срока акции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны