Решение №б/н Решение и предписание в отношении ООО «Розничные технологии ... от 20 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ
по делу № 04-5/71


19 июля 2017 года                                                                                                 г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:
<..>,
рассмотрев дело № 04-5/71 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Розничные технологии 27» с  нарушением требований пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», 
в присутствии представителя ООО «Розничные технологии 27» <..> (по доверенности), 
    
УСТАНОВИЛА:

В адрес Хабаровского УФАС России Администрацией  г. Комсомольска-на-Амуре  направлено обращение гр. (вх. № 4/5486 от 30.05.2017г.) о нарушении рекламного законодательства при распространении в г. Комсомольске-на-Амуре  на бортах автобусов рекламы следующего содержания: «Человек разумный покупает в Амбаре! АМБАР Продуктовый дискаунтер».
По мнению заявителя, текст рекламы является оскорбительным и недопустимым, поскольку  содержит предположение, что  потребители  приобретающие продукты не в магазине «Амбар» являются  «не разумными», т.е глупыми.
В процессе подготовки материалов дела к рассмотрению Хабаровским УФАС России установлено, что данная реклама распространяется  также в г. Хабаровске на бортах общественных автобусов маршрутов  №№ 6, 7, 8, 13, 16, 16в,  18, 25, 29к, 31, 56.   
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 ФЗ « О рекламе»   реклама не должна формировать негативное  отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В силу части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных  образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов  (флагов, гербов, гимнов), религиозных  символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, 4-е издание, дополненное (Российская Академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова, Москва, 1999 г.) слово  «разумный» означает обладающий разумом, толковый, рассудительный, логичный, основанный на разуме, целесообразный, в  то же время  слово «неразумный» означает  неумный, нецелесообразный, не смышленый. 
Вопрос отнесения сравнений, высказываний к оскорбительным, непристойным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии  данной информации каждым индивидуумом в отдельности, в связи с чем, антимонопольным органом с 31.05.2017г. по 15.06.2017г. на сайте Хабаровского УФАС России в сети Интернет проведен опрос потребителей относительно восприятия ими рекламы «Человек разумный покупает в Амбаре! АМБАР Продуктовый дискаунтер!» как формирующей  негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, так  и оскорбительной.
Опрос, в котором участвовало  640 человек, отражает следующее отношение потребителей к данной рекламе:
- 46, 6% респондентов  считают, что реклама формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми  товарами;
- 49,2 % опрошенных высказали мнение, что реклама является оскорбительной.
В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы № АД/17355/13 от 29.04.2013г. для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства  потребителей рекламы, достаточно установить  наличие значимого  количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
Следовательно, мнение значимого  количества людей, участвующих в опросе (около 50%) и воспринимающих рекламу «Человек разумный покупает в Амбаре! АМБАР Продуктовый дискаунтер!» как неэтичную и формирующую негативное отношение к лицам,  не пользующимся рекламируемым товаром, свидетельствует о нарушении  пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».  
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Розничные технологии 27» пояснила, что размещенная реклама не содержит каких-либо сравнений, ни позитивных, ни негативных. Все люди обладают разумом, это общее качество, присущее роду человеческому. Формулировка «Человек разумный» является общепринятым термином, дословным переводом с латинского «Homo sapiens». Опрос, проводимый на сайте Хабаровского УФАС России   предполагает  возможность голосования одного и того же человека с разных компъютеров, что не обеспечивает  достоверности полученных результатов.
Комиссией отклоняются доводы представителя ООО «Розничные технологии 27». Основанием для отклонения данных доводов является тот факт, что реклама рассматривается  не с научной точки зрения, а в соответствии  с    законодательством РФ о рекламе. Одним из признаков  рекламы является предназначенность ее для неопределенного круга лиц (статья 3  ФЗ «О рекламе»). Восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться  в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев и т.д.). Возможна ситуация, когда реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. Поэтому, для определения оценки  этичности рекламы с учетом восприятия информации потребителями  антимонопольным органом проведен опрос. 
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
Рекламодателем, в интересах которого размещена реклама, является ООО «Розничные технологии 27» (ИНН 2721218222, место нахождения: 680013, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 26, оф. 5) .
Данный факт подтверждается договором оказания услуг № 603/17-СФ от 06.03.2017г., заключенным между ООО «Аверс-М» и ООО «Розничные технологии 27», приложениями №№ 1-1, 2-1 к договору № 603-17-СФ от 06.03.2017г.,  платежными поручениями №№ 8390 от 07.04.2017г., 11199 от 03.05.2017г., актами выполненных работ №№ 101 от 01.04.2017г., 102 от 30.04.2017г., № 103 от 31.05.2017г.  
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Человек разумный покупает в Амбаре! АМБАР Продуктовый дискаунтер », распространяемую ООО «Розничные технологии 27» на бортах автобусов в г. Хабаровске и в г. Комсомольске-на-Амуре,  поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»;
2. Выдать ООО «Розничные технологии 27» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ. 
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Предписание   
о прекращении нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе

19 июля 2017 года                                                                            г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:
<..>
на основании своего решения от 19 июля 2017 года по  делу № 04-5/71 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Розничные технологии 27» с нарушением требований пункта 4 части 4, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Розничные технологии 27» (ИНН 2721218222, место нахождения: 680013, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 26, оф. 5)  в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы, формирующей негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром и с использованием в ней оскорбительных образов, сравнений и выражений.  
2. ООО «Розничные технологии 27» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 07.08.2017 года.
 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны