Определение №б/н Определение о рассмотрении дела в отношении Комитета по упра... от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 8-01/245 О НАРУШЕНИИ  АНТИМОНО-ПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  К РАССМОТРЕНИЮ

 

«¬¬20» октября 2017 года                             г. Хабаровск

                                                                                                          

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного за-конодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от «16» октября 2017 №883 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Комитетом по управлению муници-пальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, МУП «Районные электрические сети», <…> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения по приватизации муниципального имущества коммунального назначения способом, не предусмотренным  Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», путем дачи 20.12.2016 согласия на продажу имущества, заключении 22.12.2016 договора №4 купли-продажи, приведшего к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

установила: 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Хабаровского края  материалы в связи с продажей 22.12.2016 <…>муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспомина-ний, 1, в г. Хабаровске,  канализационных сетей, протяженностью 908 м., располо-женных в г. Хабаровске), установило следующее.  

Пунктом 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) от 21.11.2016 №286/1 изменен состав уставного фонда МУП «Районные электриче-ские сети», в состав имущества предприятия в соответствии с приложением №1 к указанному приказу  включены:

-  канализационные сети протяженностью 908 м., расположенные в Желез-нодорожном районе города Хабаровска от домов №№42, 44, 46, 48, 50, 62, 64, по ул. Горького, от дома №11 по ул. Полевой, от домов №9,7,5,3,1 по ул. Воспомина-ний, 1, через КНС 1, через КНС 2, через станцию биологической очистки, через от-стойник в канал; 

- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 42,2 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 30 м. на запад от жилого дома, расположенного по ул. Воспоминаний, 1;

- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 34, кв.м., расположенная в городе Хабаровске, 250 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1;

- станция биологической очистки нежилого назначения площадью 94,5 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 270 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1.

Приказом Комитета от 21.11.2016 №289 указанное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи указанного имущества предприятию подписан между Комитетом и директором предприятия 21.11.2016. 

20.12.2016 письмом №01-21/4413 Комитет дает согласие на продажу указан-ного муниципального имущества.

22.12.2016 предприятием и <…>без проведения конкурентных процедур за-ключен договор №4 купли-продажи указанного муниципального имущества,  в со-став продаваемого имущества  земельный участок не включен. Стоимость договора – 4 225 798 руб. с НДС 18% - 664 614 руб., из них станция биологической очистки продана за 1 442 314 руб.. канализационная насосная станция  площадью 42,2 кв.м. – 697 616 руб., канализационная насосная станция  площадью 34,3 кв.м.- 745 388 руб., канализационные сети протяженностью 908 м. – 1 340 480 руб. Акт приема-передачи имущества сторонами подписан 06.02.2016 (со слов представителя пред-приятия, это опечатка, акт приема-передачи имущества подписан 06.02.2017, то есть после произведенной оплаты).

На дату заключения указанного договора <…>являлся индивидуальным предпринимателем.

Право хозяйственного ведения зарегистрировано в Управлении Росреестра 30.12.2016, то есть  после заключения договора купли-продажи.

В соответствии с письмом оценщика рыночная общая стоимость объектов вместе с земельным участком площадью 448 кв.м., расположенным в 30 м. на запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1, в городе Хабаровске, составляет 4 041 984,00 руб., из них стоимость канализационных сетей - 1 136 000,00 руб., ка-нализационной насосной станции площадью 42,2 кв.м. -  591 200,00 руб., канализа-ционной насосной станции площадью 34,30 кв.м. – 631 684,00 руб., станции биоло-гической очистки – 1 222 300,00 руб., земельного участка – 460 800,00 руб.

Согласно платежному поручению от 23.12.2016, <…> за очистные сооруже-ния МУП «РЭС» уплачено 423 000 руб., платежному поручению от 02.02.2017 уп-лачено 2 500 000 руб. по договору от 22.12.2016 №4, от 03.02.2017 – 300 000 руб., 08.02.2017 – 1 003 000 руб., при этом оплата согласно пункта 3.2 договора должна быть произведена в течение тридцати календарных дней с момента подписания до-говора.

Согласно пункту 3.1 договора, покупатель вносит предоплату на расчетный счет продавца в размере 50% от стоимости договора  в течение трех рабочих дней с  момента подписания договора сторонами.

Таким образом, сроки оплаты, установленные договором, покупателем не соблюдены.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001  №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) установлено, что его действие   не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 

  Способы приватизации государственного и муниципального имущества ус-тановлены статьей 13 Закона о приватизации, при этом согласно части 5 указанной статьи приватизация государственного и муниципального имущества осуществля-ется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статьей 30 Закона о приватизации установлены особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В силу час-ти 1 указанной статьи объекты социально-культурного назначения (здравоохране-ния, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть привати-зированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за ис-ключением используемых по назначению, в том числе объектов жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Указанное в пункте 1 настоящей статьи ограниче-ние не распространяется на случаи, если объекты электросетевого хозяйства, ис-точники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего во-доснабжения и (или) отдельные объекты таких систем являются основными произ-водственными фондами унитарного предприятия (пункт 1.1). Особенности прива-тизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепло-вых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основ-ными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 настоящего Федерального закона (пункт 1.2). Для целей настоящей статьи объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем признаются основными производственными фондами унитарного предпри-ятия в случае, если выручка унитарного предприятия от реализации товаров, оказа-ния услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого унитарным предприятием согласно его уставу (пункт 1.3).

Согласно части 3 статьи 30 Закона о приватизации, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитар-ного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим федеральным законом.

В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О го-сударственных и муниципальных унитарных предприятиях»  движимым и недви-жимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжа-ется только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Согласно последней редакции устава МУП «РЭС», утвержденной Комитетом 11.07.2016, предприятие является коммерческой организацией (пункт 1.5), имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, явля-ется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (пункт 1.7), предприятие создано в целях приведения в надлежащее состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций, содержания электрических сетей, расположенных на территории Ха-баровского муниципального района и дальнейшей их эксплуатации в соответствии с правилами устройства и эксплуатации электроустановок, решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли (пункт 2.1). 

Пунктом 2.2. устава определены основные виды деятельности предприятия, осуществление видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения к ос-новным видам деятельности предприятия не отнесено.

Пунктом 5 устава установлено, что предприятие осуществляет разработку и мероприятия, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности по сбыту энергетических ресурсов, указанным пунктом предусмотрено устройство наружных сетей   водопровода, канализации, теплоснабжения.

Пункт 4 устава предусматривает консалтинг, энергосервис, сопровождение внедрения энергосберегающих проектов. Здесь же указано, что предприятие вы-полняет работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения. Также указано, что предприятие может осуществлять забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжение.

Вместе  с тем в письме МУП «РЭС» от 18.09.2017 №55-3 за подписью дирек-тора предприятия   указано, что содержание и эксплуатация канализационных се-тей, канализационных насосных станция, станции биологической очистки и земли под этими сооружениями, переданными в уставной фонд предприятия, не являются  уставной целью учреждения предприятия. Обязанность собственника отдельно указывать цели использования при передаче в хозяйственное ведение муниципаль-ному предприятию имущества законодательством не предусмотрена. 

Таким образом, анализ устава предприятия позволяет сделать вывод о том, что указание в пункте 4 устава на возможность осуществления предприятием  за-бора, очистки и распределения воды, сбора и обработки сточных вод, строительст-ва инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабже-ние, является мерой, направленной на передачу муниципального имущества в хо-зяйственное ведение с последующей его продажей путем ухода от торгов, обяза-тельных в соответствии с  Законом о приватизации. 

Не имеет правового значения факт отсутствия в письменном согласии Коми-тета от 20.12.2016 №01-21/4413 указания на ФИО покупателя муниципального имущества, поскольку из хронологической последовательности сделок следует их взаимосвязанность, существенное значение имеет  срочный характер  заключенной сделки.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически имущество, переданное предприятию  в хозяйственное ведение, не предполагало намерения для возникновения права хозяйственного ведения с целью использова-ния этого имущества  предприятием для ведения своей уставной деятельности, а являлось необходимым звеном (действием) в схеме по продаже муниципального имущества в обход статей 2, 13  Закона о приватизации. Факт поспешной продажи (с даты передачи в хозяйственное ведение, получения согласия на сделку до даты заключения договора купли-продажи прошло всего тридцать два дня, с даты полу-чения согласия на продажу до даты заключения договора купли-продажи прошло два дня) свидетельствует также о том, что    хозяйствующий субъект – покупатель был известен   заранее, цель этих сделок направлена на сокрытие сделки привати-зации имущества на выгодных для покупателя условиях – в рассрочку. 

В силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка – это  сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, в связи  с чем притворная сделка ни-чтожна. 

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)  запрещаются соглашения ме-жду федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организа-циями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осу-ществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устране-нию с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглаше-ние - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или не-скольких документах, а также договоренность в устной форме.

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая орга-низация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве инди-видуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятель-ность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморе-гулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связан-ные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий об-ращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъек-тами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, соз-дающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствую-щих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обра-щения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в пре-доставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предос-тавлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный пере-чень не является исчерпывающим.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкурен-цию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, совокупность действий     Комитета по управлению муници-пальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района,  МУП «Районные электрические сети», <…>, выразившихся в передаче 21.11.2017 имущества предприятию без цели его использования в своей уставной деятельно-сти, короткий промежуток времени между передачей имущества, дачей 20.12.2017 согласия на продажу и  заключения 22.12.2016 договора купли-продажи, при том, что   право хозяйственного ведения за предприятием зарегистрировано 30.12.2016 (после заключения договора купли-продажи),  указывают на соглашение (устную договоренность) между органом местного самоуправления, муниципальным уни-тарным предприятием и хозяйствующим субъектом, заключение, участие в согла-шении и его реализация привели или могли привести к недопущению, ограниче-нию, устранению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку только при соблюдении публичных процедур хозяйст-вующие субъекты имеют равную возможность реализовать свое право на получе-ние таких объектов в пользование в соответствии с целевым назначением имуще-ства, выявленные факты нарушений создают реальную угрозу для конкуренции, препятствуют доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок, в чем усмат-риваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

определила:

1. Назначить дело № 8-01/245  к рассмотрению на «14» час. «30» мин.    

«21» ноября 2017, по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.

2.Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муници-пального района (ул.  Волочаевская, д.6, г. Хабаровск, 680007), МУП «Районные электрические сети» (ул. Угловая, д.15, корпус А, с. Ильинка Хабаровского муни-ципального района, 680509),  индивидуального предпринимателя <…> (ул. Юности, д.15, кв.53, г. Хабаровск, 680045).

3. <…>представить выписку из ЕГРИП о государственной регистрации.

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участ-вующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать во-просы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возни-кающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, уча-ствующих в деле.

 

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с до-веренностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны