Решение №б/н Решение по делу № 4-05/67 в отношении ООО «Саммит Моторс (Ха... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 4-05/67 03 сентября 2015 года г. Хабаровск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: Председатель Комиссии: <…> – руководитель управления; Члены Комиссии: <…> – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; <…>– ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; рассмотрев дело № 4-05/67 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Саммит Моторс (Хабаровск)» (далее ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении рекламы финансовых услуг, в присутствии генерального директора ООО «Саммит Моторс (Хаба-ровск)» <…>юриста ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» <…>., УСТАНОВИЛА: При осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламно-го законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 05 августа 2015 года отслежена наружная реклама (перетяжка над дорогой) компании «Тойота Центр Хабаровск», размещенная на ул. Волочаевская (район ост. Уссурийская), следующего содержания: - крупным шрифтом: «Тойота Центр Хабаровск 41-77-41. Специальное предложение при покупке Toyota Highlander. Скидка до 120 000 руб.* В кредит от 5,9%** ». - мелким шрифтом(на левой стороне баннера): «* Предложение распространяется на автомобили Toyota Highlander в наличии на складе дилера в г. Хабаровске. Акция действует с 28.07.2015 по 31.08.2015. Подробности по телефону 41-77-41 и на сайте www.toyota-rhv.ru ** Ставка указан по кредиты «Выгодный» при первоначальном взносе (ПВ) от 70% и сроке кредита (СК) 12 мес. Условия кредита: годовая процентная ставка при ПВ от 70% и СК 12 мес. -5,9%, при СК от 13 до 24 мес. -9,9%, при СК от 25 до 36 мес. -12%, при ПВ от 40 до 69% и СК 12 мес.- 11,9%, при СК от 13 до 24 мес. -15.9%, при СК от 25 до 36 мес. -18%. Валюта кредита –рубли РФ. Минимальная сумма кредита – 90 000 руб. Погашение равными ежемесячными платежами. Обязательная передача автомобиля в залог ЗАО «Тойота Банк». Кредитование осуществляется ЗАО «Тойота Банк» в регионах присутствия банка. КАСКО обязательно по тарифам страховых компаний, отвечающих требованиям банка. Предложение действует с 10 марта 2015 года. Подробнее на сайте www.toyota-bank.ru bkb gj ntk/ 8 800 200 0840». Срок распространения рекламы с 01 августа 2015 года - дата окончания открыта. Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования является не только товар (автомобиль Toyota Highlander), но и услуга по предоставлению кредита (финансовая услуга) на определенных в рекламе условиях (кредит от 5,9%), что подтверждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на покупку товаров, формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления данного кредита. В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банков-ских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В расходы лица (заемщика), заключившего кредитный договор, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимо-стью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.). Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы. В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и пога-шением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее. Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); проценты по договору потребительского кредита (займа); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей; плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом. сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником; сумма страховой премии по договору добровольного страхования в слу-чае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей. В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частно-сти, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Кроме того: В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банков-ских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В рекламе присутствует наименование банка, но оно выполнено мелким шрифтом, в связи с чем, является недоступным для восприятия. В порядке части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверная реклама и недобросовестная реклама не допускаются. Основными условиями, определяющими полную стоимость кредита на приобретение автомобиля Toyota Highlander по ставке 5,9 % годовых, являются: первоначальный взнос от 70% от стоимости автомобиля, срок кредита 12 месяцев, обязательное страхование КАСКО, минимальная сумма кредита 90 000 рублей. Для потребителей рекламы указанная информация является существенной, поскольку содержит сведения о полной стоимости кредита. Применительно к потребительскому кредитованию существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя креди-та, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления потребительского кредита, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги по кредитованию, может привести к заключению сделки на весьма невыгодных для потребителя условиях, поскольку потенциальный заемщик ориентируется прежде всего на уровень заявленной процентной ставки либо ее отсутствие. Информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю воспринимать информацию. В процессе рассмотрения дела представитель компании не согласились с выявленными нарушения, пояснив, что вся информация в рекламе читаема. Данный довод не принимается по следующим основаниям. Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют. Учитывая, что реклама расположена в оживленном месте, над дорогой, размещенная на ней информация должна быть краткой. Это обусловлено тем, что большинство людей, на которых рассчитана информация, находятся в движении (водители, пешеходы) и имеют лишь секунды для ее восприятия. Кроме того, щиты расположены на высоте более 6 метров (нижний край), что требует подъема головы. Поэтому для безопасности потребителей информация должна схватываться практически мгновенно. Таким критериям соответствуют только коммерческое обозначение компании, телефон, размер скидки, процентная ставка по кредиту. Читабельность же основного информационного блока, расположенного в левой стороне рекламы, представляется крайне затруднительной. Размер букв составляет 6 см, что недостаточно для качественного восприятия рекламы. С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги. Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения об условиях кредита не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предлагаемой услуги. ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» составил и разместил рекламу в та-ком виде, при которой время считывания информации и шрифт привели к потере читаемости существенных условий кредитования, что создало усло-вия для введения потребителей в заблуждение. Таким образом, наружная реклама ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)», противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» от-ветственность за нарушение требований статьи 28 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)». Данный факт подтверждается договором аренды рекламной конструкции № 01/0815 от 01 .08.2015 года, актом приема – передачи рекламных плоскостей по договору аренды. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, размещенную ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» наружными средствами, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 2. Выдать ООО «Саммит Моторс (Хабаровск)» предписание о пре-кращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны