Решение №б/н Решение и предписание по делу № 04-5/31 от 24 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 04-5/31
21 марта 2017 г. г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>, руководитель управления;
члены Комиссии:
<…>рассмотрев дело № 04-5/31 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <…> в связи с распространением рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в присутствии <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило обращение (вх. № 4/781 от 30.01.2017 г.) о нарушении рекламного законодательства при распространении на территории г. Хабаровска наружной рекламы салона оптики «Айкрафт».
В результате визуального осмотра рекламы 03.02.2017 г. установлено, что на здании торгового центра «Макси Молл» (ул. Ленинградская, 28,) размещена наружная реклама следующего содержания: «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.».
Кроме того, в отношении данной рекламы в приемную Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в ходе личного приема граждан поступило обращение (вх. № 524 от 09.02.2017 г.), в котором заявитель также усмотрел в рекламной информации «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1» нарушение рекламного законодательства.
Данное заявление передано в Хабаровское УФАС России для рассмотрения по подведомственности.
Проанализировав рекламу с точки зрения Федерального закона «О рекламе» (далее Закон) установлено следующее.
Распространяемая наружная информация носит рекламный характер, отвечает всем признакам рекламы, установленным статьей 3 Закона, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – сети оптик «Айкрафт», формированию и поддержанию интереса к ним и продвижению на рынке.
Присутствующее в рекламе словосочетание «Сеть оптик в России № 1» указывает на превосходство магазинов под указанным брендом над аналогичными продавцами и их марками, поскольку «№1» подразумевает, что сеть оптик «Айкрафт», являясь первой в России из числа других оптик, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед остальными.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№ 58 от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, поскольку указание в рекламе оптик «Айкрафт» на статус «№1» использовано в качестве сравнения с другими участниками рынка, для утверждения такого статуса необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком превосходстве перед конкурентами.
Из текста рекламы не представляется возможным сделать вывод о том, по каким критериям сеть оптик «Айкпафт» является «Первой в России».
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Следовательно, реклама «Оптика «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1», содержащая утверждение в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, нарушает указанные требования Закона.
Кроме того, на основании пункта 1 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Некорректное сравнение в рекламе выражено в том, что рекламодатель определил сеть оптик «Айкрафт», как № 1 в масштабах России, не указав конкретный источник информации: результаты исследований, определенный рейтинг, критерий, по которому рекламируемые оптики признаны лучшими.
Таким образом, при оценке текста рекламы «Оптика «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1» рекламному законодательству следует вывод, что в рекламе приводятся недостоверные сведения об объекте рекламирования, его превосходстве (преимуществе) над иными хозяйствующими субъектами, и допущено некорректное сравнение с конкурентами, что является нарушением пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору аренды нежилых помещений ТК «Макси Молл» (№ 01=04/0232ТК/14 от 21.04.2014 г., заключенному между ООО «ВМК Капитал» и ИП <…>., рекламное место № 8 по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 28, предоставлено в пользование ИП <…>. под размещение баннера.
На основании акта приема-передачи рекламных конструкций ИП <…> принял рекламную конструкцию под размещение баннерной рекламы. Данный передаточный акт подтверждает факт ее передачи по договору.
Следовательно, рекламодателем является индивидуальный предприниматель <…>.
При рассмотрении дела представитель предпринимателя признала допущенные нарушения рекламного законодательства, пояснив, что реклама с использованием словосочетания «Сеть оптик в России № 1» размещена в связи с незнанием требований Федерального закона «О рекламе, в соответствии с которыми подобная реклама недопустима.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.»., размещенную на здании торгового центра «Макси Молл» (ул. Ленинградская, 28,)
2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2017 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
«21» марта 2017 г. г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – <…>, руководитель управления;
члены Комиссии:
<…>на основании своего решения от 21 марта 2017 г. по делу № 04-5/31 о признании ненадлежащей рекламы «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.»., распространенной индивидуальным предпринимателем <…> на здании торгового центра «Макси Молл» (ул. Ленинградская, 28,),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю <…> в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы «Айкрафт». Сеть оптик в России № 1» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
2. Индивидуальному предпринимателю <…>представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03 апреля 2017 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.