Решение №б/н Решение и предписание по делу № 04-5/31 от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
                                                                по делу № 04-5/31

21 марта    2017 г.                                                                                       г. Хабаровск     

  Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>,   руководитель управления;
 члены Комиссии:
<…>рассмотрев дело № 04-5/31  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <…> в связи с распространением рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,   в присутствии  <…>
УСТАНОВИЛА:
В адрес  Хабаровского УФАС России  поступило обращение  (вх. № 4/781 от 30.01.2017 г.)  о нарушении рекламного законодательства при распространении на территории г.   Хабаровска  наружной рекламы салона оптики «Айкрафт».
В результате визуального осмотра рекламы 03.02.2017 г.  установлено, что на здании торгового центра «Макси Молл»  (ул. Ленинградская, 28,) размещена наружная реклама следующего содержания: «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.».
Кроме того, в отношении данной рекламы в приемную Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в ходе личного приема граждан поступило обращение (вх. № 524 от 09.02.2017 г.),  в котором заявитель также усмотрел в рекламной информации   «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1» нарушение рекламного законодательства.
Данное заявление передано в Хабаровское УФАС России для рассмотрения по подведомственности.
Проанализировав рекламу с точки зрения Федерального закона «О рекламе» (далее Закон)  установлено следующее. 
Распространяемая наружная информация носит рекламный характер, отвечает всем признакам рекламы,  установленным статьей 3 Закона,  адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – сети оптик «Айкрафт»,  формированию и поддержанию интереса  к ним и   продвижению    на рынке.
Присутствующее в рекламе словосочетание «Сеть оптик в России № 1»  указывает на превосходство  магазинов  под указанным брендом над аналогичными продавцами  и их марками,  поскольку «№1»   подразумевает, что сеть оптик «Айкрафт», являясь   первой   в России из числа других оптик,  обладает  более высокими достоинствами и преимуществом перед остальными.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№ 58      от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким  образом,   поскольку  указание в рекламе оптик «Айкрафт» на статус «№1»   использовано в качестве сравнения с другими участниками рынка, для утверждения такого статуса  необходимо наличие оснований,   позволяющих судить о таком превосходстве  перед конкурентами.
Из текста рекламы не представляется возможным сделать вывод о том, по каким критериям сеть оптик «Айкпафт» является «Первой в России».
В соответствии с пунктом  1 части 3 статьи 5 Закона  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Следовательно, реклама «Оптика «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1», содержащая утверждение в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение,  нарушает  указанные требования Закона.
Кроме того, на основании пункта 1 части 2 статьи 5 Закона  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Некорректное сравнение в рекламе выражено в  том, что  рекламодатель определил   сеть оптик «Айкрафт», как № 1 в масштабах России,  не указав конкретный источник  информации: результаты исследований, определенный рейтинг, критерий, по которому рекламируемые оптики признаны лучшими.

Таким образом,  при оценке текста рекламы «Оптика «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1» рекламному законодательству следует вывод, что в рекламе приводятся недостоверные сведения об объекте рекламирования, его превосходстве (преимуществе)  над иными хозяйствующими субъектами,  и допущено  некорректное сравнение с конкурентами,  что является нарушением пункта  1 части 2   и   пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  В соответствии с частью  6 статьи  38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение указанных требований  несет рекламодатель.
  В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к договору аренды нежилых помещений ТК «Макси Молл» (№ 01=04/0232ТК/14 от 21.04.2014 г., заключенному между ООО «ВМК Капитал» и ИП <…>., рекламное место № 8 по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 28, предоставлено в пользование ИП <…>. под размещение баннера.
  На основании акта приема-передачи рекламных конструкций ИП <…> принял рекламную конструкцию под размещение баннерной рекламы. Данный передаточный акт подтверждает факт ее передачи по договору. 
  Следовательно, рекламодателем является индивидуальный предприниматель <…>.
 При рассмотрении дела представитель  предпринимателя  признала допущенные нарушения рекламного законодательства, пояснив,  что  реклама с использованием словосочетания «Сеть оптик  в России № 1»  размещена в связи с незнанием требований  Федерального закона  «О рекламе, в соответствии с которыми подобная реклама недопустима.
   Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу    «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.»., размещенную на здании торгового центра «Макси Молл» (ул. Ленинградская, 28,)
                  2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
       3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      Решение изготовлено в полном объеме        21 марта        2017 г.   

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предписание   
о прекращении нарушения законодательства 
Российской Федерации о рекламе

«21» марта     2017 г.                                                                   г. Хабаровск 
    
Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – <…>,   руководитель управления;
члены Комиссии:
<…>на основании своего решения от 21 марта 2017 г. по делу № 04-5/31 о признании ненадлежащей  рекламы  «Оправа + линзы + работа всего за 1900 рублей. Оптика «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1. ТК «Макси Молл», желтая линия, 1 этаж. www.eyekraft.ru.».,  распространенной индивидуальным предпринимателем <…> на здании торгового центра «Макси Молл» (ул. Ленинградская, 28,), 
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным   органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю <…> в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств  рекламы «Айкрафт». Сеть оптик  в России № 1» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

2. Индивидуальному предпринимателю <…>представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до   03 апреля  2017 г.  

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны