Решение №б/н Решение и предписание по делу № 8-01/31 в отношении ООО «Тра... от 16 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ

по делу 8-01/31

 

11 февраля 2016 года                                                                   г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Транснефть – Дальний Восток» - <…> (доверенность от 26.10.2015 № 163), <…> (доверенность от 11.02.2016 № 73), <…> (доверенность от 21.01.2016 № 53),

ООО «Транском» – уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Транском» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток», материалы дела № 8-01/31,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Транском» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей к шиберным задвижкам, в которой общество указало на необоснованность неразмещения на сайте в составе аукционной документации сведений о конструкторской документации, содержащей характеристики закупаемого заказчиком товара.

Заказчик, в представленном отзыве, и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что документация содержит номенклатурный перечень необходимого заказчику товара, в размещенных на сайте разъяснениях указан правообладатель конструкторской документации на данный товар АО «НПФ «ЦКБА», при обращении к которому заинтересованное лицо могло согласовать условия получения конструкторской документации, в которой содержатся характеристики закупаемого товара. Законодательством на заказчика не возлагается обязанность размещать такую документацию на официальном сайте. На участие в аукционе подано четыре заявки, в двух из которых участники предложили товар производства АО «НПФ «ЦКБА», остальные участники указали иных производителей. Также обратили внимание на то, что общество не вправе обжаловать действия заказчика, так как заявку на участие в аукционе не подавало, доводов о нарушении порядка опубликования информации о закупке либо о нарушении установленного порядка подачи заявки в жалобе не приведено.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

В соответствии  с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 2 этой же статьи установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Поскольку жалоба общества содержит доводы о неразмещении в составе закупочной документации конструкторской документации, содержащей характеристики закупаемого товара, что свидетельствует о ненадлежащем информационном обеспечении закупки и препятствует подаче заявки, применительно к приведенным правовым нормам данные действия заказчика (организатора закупки) могут быть обжалованы помимо лиц, подавших заявки на участие в закупке, также и иными лицами, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения соответствующих процедур.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

13.01.2016 обществом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603196597 о проведении указанного аукциона, аукционная документация. Срок подачи заявок на участие в аукционе 03.02.2016, рассмотрение заявок 16.02.2016. проведение аукциона назначено на 18.02.2016. Начальная (максимальная) цена договора 39086948,21 руб. Аукцион проводится в электронной форме на сайте ЭТП com.roseltorg.ru.

Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон № 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товаров, работ, услуг определенного производителя.

Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований.

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «Транснефть – Дальний Восток», утвержденного общим собранием участников общества (протокол от 19.06.2015 № 2), в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В форме Д.2 документации приведены наименования закупаемого обществом товара по 13 позициям, указано количество товара, его цена, период поставки, артикул. Иные характеристики товара, исходя из которых заказчик будет определять соответствие предложенного своим потребностям, в документации отсутствуют, что препятствует формированию претендентами коммерческого предложения и подаче заявки, ведет к ограничению конкуренции при проведении закупки, нарушает принцип информационной открытости закупки.

По материалам дела комиссией установлено, что заказчику неоднократно поступали запросы о разъяснении аукционной документации в части ознакомления с чертежами на требуемую продукцию, на которые дан ответ о том, что единственным правообладателем чертежей и всей конструкторской документации на товар является АО «НПФ «ЦКБА». В просьбе претендента продлить срок подачи заявок, с целью обращения к правообладателю для ознакомления с конструкторской документацией, заказчиком отказано.

Целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Установленные Законом № 223-ФЗ основополагающие принципы при проведении закупок, в числе которых принцип информационной открытости, направлены на обеспечение прав участников закупки на получение полной и достоверной информации о такой закупке, при этом обязанность обеспечения полного раскрытия информации об условиях закупке и закупаемо товаре лежит именно на заказчике, в связи с чем ссылкам представителей заказчика на наличие у претендентов возможности получить информацию о товаре у третьих лиц не может быть признана обоснованной.

Довод о поступлении на аукцион заявок четырех претендентов, два из которых предложили товар производства АО «НПФ «ЦКБА», а остальные участники указали иных производителей, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку допущенное нарушение воспрепятствовало подаче заявки как минимум заявителю.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Транском» на действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей к шиберным задвижкам (извещение № 31603196597) обоснованной.

2. Признать действия ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении указанного аукциона нарушающими пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «Транснефть - Дальний Восток» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 8-01/31

 

11 февраля 2015 года                                                             г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…>– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– заместитель начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, на основании своего решения от 11.02.2016 по делу № 8-01/31, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Транснефть – Дальний Восток» в срок до 19 февраля 2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившегося в неустановлении в документации открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей к шиберным задвижкам (извещение № 31603196597) требований к качеству, техническим характеристикам товара, к его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, с целью чего:

- аннулировать проведение указанного аукциона,

- привести аукционную документацию в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с учетом замечаний, изложенных в решении Комиссии Хабаровского УФАС России от 11.02.2016 по делу № 8-01/31,

- при наличии потребности в закупаемом товаре повторно провести закупку запасных частей к шиберным задвижкам путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

 

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны