Определение №б/н Определение о возбуждении дела в отношении ПАО «Совкомбанк»... от 25 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      о возбуждении дела об административном правонарушении

                                      и проведении административного расследования

 

«20»  января    2016 г.                                                                    г. Хабаровск                                                                                                            

Руководитель  управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев материалы, свидетельствующие о распространении рекламы  финансовых услуг ПАО «Совкомбанк»,  признал их достаточными для возбуждения дела.

             Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.33 Федерального закона «О рекламе» 

                                                                 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить в отношении ПАО  «Совкомбанк» (местонахождение: г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46) дело по нарушению части 7 статьи 5, части 1 , пункта 2 части 2, части 3  статьи 28 Федерального закона «О рекламе»,  выразившееся в распространении рекламы финансовых услуг, в которой умалчивалось об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Суть нарушения:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 05 декабря    2015 года  отслежена реклама (хронометраж 30 секунды) ПАО  «Совкомбанк», распространяемая  на телевизионном канале «Россия  1»  (в региональных блоках),  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Я решил стать хоккеистом.

-Из проката, последние.

А папа мне помочь.

-Но вот же, тупой.

Но не очень получалось, пока не появился дедушка.

- Привет, чемпион!

-Пап, но как?

-Совкомбанк. Жизнь как лед, в ней баланс нужен.

Совкомбанк, помогаем помогать.

- Совком спас».

 

- визуальная информация:

Первый  дисклеймер внизу экрана  с 13  по  18   секунды:

«www.sovkombank.ru. Денежный кредит «12%+». Сумма 100 000 руб., срок 12 мес. При безналичном расходовании средств в 1 месяце действия договора (минимум 80% от суммы кредита)  - ставка 12%, при  наличном расходовании, при безналичном расходовании менее 80% от суммы кредита  -  17% годовых. Возраст заемщика - 20-85 лет».

Второй  дисклеймер внизу экрана  с 19 по 23 секунды:

«Документы: паспорт гражданина РФ, второй документ, удостоверяющий личность, справка  2 НДФЛ (пенсионерам справка не требуется). Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причины».

 

Крупным шрифтом с 24 секунды:

«Совкомбанк. Вы пенсионер? Дадим Вам 12%.

«12%+» денежный кредит.

Помогаем помогать. Звонок по России бесплатный 8 800 100 000 6

Мелким шрифтом с 24 секунды (одновременно  с крупным шрифтом):

«На правах рекламы. Генеральная лицензия. ПАО «Совкомбанк».

 

Указанная реклама распространялась в региональных эфирах г. Хабаровска:

на телеканале «Россия 1»  с 01 по 06 декабря 2015 года;

на телеканале «Россия 24» с 01 по 27 декабря 2015 года;

на телеканале «Национальная телевизионная компания «Звезда» с 01 по 27 декабря 2015 года.

 

            В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

                    

            В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

         Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

 

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ   № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

 

В рекламе крупно указывается процентная ставка по кредиту.

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита.  Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время,  что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации в рекламе трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации в нижней части экрана, которая написана мелким трудно воспринимаемым шрифтом. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях  кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

        

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

 

Кроме того:

 В соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование банка, но оно выполнено мелким шрифтом,  в связи с чем, является недоступным для восприятия.

Таким образом, реклама кредита ПАО  «Совкомбанк», распространявшаяся на телеканалах, противоречит  части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2, части 3   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является  ПАО  «Совкомбанк».    

 

   Частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

   

 2. В соответствии со статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ПАО  «Совкомбанк» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Хабаровское УФАС России следующие сведения (документы и материалы):

-   протокол собрания учредителей о назначении руководителя общества;

-    полные условия  рекламируемого кредита;

-    пояснения по факту нарушения.

Документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.

3. Законному представителю  ПАО  «Совкомбанк»   или лицу с надлежаще оформленной доверенностью (в том числе в доверенности должно быть указано: номер административного дела  (№ 4-05/30), право на подписания протокола об административном правонарушении, право представителя  на  участие  в рассмотрении дела об административном правонарушении в Хабаровском УФАС России по данному делу) явиться по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 29:

 

  1. февраля  2016  года в 10 часов 15 минут  для составления, подписания протокола об административном правонарушении
  2. февраля 2016 года в 10 часов 30 минут  для  рассмотрения дела   об административном правонарушении  

       

В соответствии со статьями 24.2#S - #M12293 1 901807667 24572 80 1154203096 77 3521388728 559455133 4294967294 244033761324.4#S, #M12293 2 901807667 24573 77 3521388742 4294967294 1336436760 800695032 4252385101 244033762225.1#S, #M12293 3 901807667 24573 81 2494539330 4 1844896770 77 4291814449 344125179925.5#S, #M12293 4 901807667 24882 77 2384949398 2822 3343217261 3277815455 3464 10080930.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны