Предупреждение №б/н Постановление о вынесении предупреждения в отношении ООО «Го... от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  по делу №  4-05/65

 об административном правонарушении

 

11 августа   2016 г.                                                                         г. Хабаровск                                                            

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19 июля 2016 года   и материалы дела № 4-05/65 об административном правонарушении, в отношении ООО «Гос.аптека» (место нахождения:  г. Благовещенск,  ул. Зейская, 193, ИНН  2801215234,  КПП 280101001,  государственная регистрация в качестве юридического лица 10.12.2015 г.    в  межрайонной инспекции ФНС № 1 по Амурской области)  в связи с распространением   ненадлежащей рекламы, в отсутствие ООО «Гос.аптека» (ходатайство о рассмотрении дела без участия общества вх. № 4/9052 от 10.08.2016 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России  с 9 по 12 мая 2016 г. на телеканале «Россия 1»   отслежена  реклама  (10 секунд) следующего содержания: «Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством. г. Хабаровск. ул. Серышева, 52».

Срок распространения рекламы с 05  по 31 мая 2016 г  (279 прокатов).

Из рекламы следует,  что  государство контролирует цены в  данной  аптеке   на все реализуемые ей   лекарственные средства.

Вместе с тем, анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей ценообразование на фармацевтическом  рынке,  позволяет установить следующее.

В  Российской Федерации государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

 

В соответствии со статьей  60  ФЗ «Об обращении лекарственных средств» цены на лекарственные препараты для медицинского применения подлежат государственному регулированию, которое осуществляется,  в том числе,  посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), сформированного  в установленном  порядке, и установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов.

Так, распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. N 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год» утвержден соответствующий Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Данный Перечень формируется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Следовательно,  государство регулирует цены не на все лекарственные средства, а только на те, которые  включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших.

 

Размер оптовой и розничной надбавок в силу статьи 63 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ N 865 «Правила установления предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП»).

Если лекарственный препарат не включен в Перечень ЖНВЛП, то цена на него устанавливается производителем и продавцом свободно  без участия органов  государственной власти.

Данное регулирование распространяется на все организации,  осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по реализации лекарственных препаратов.

Таким образом, реклама «Госаптека. Наши цены на лекарства регулируются государством»   недостоверна, создавая впечатление, что   цены на все лекарства  складываются при государственном воздействии  путем применения экономических или директивных мер, что не соответствует действительности.

Кроме того, в процессе подготовки материалов дела к рассмотрению, установлено, что в рекламе  присутствует название  лица «Госаптека» без указания на организационно-правовую форму.

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии со статьей 1474 юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование),  в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в  объявлениях и  рекламе, на товарах или их упаковках.

В  пункте 2 статьи 1473 ГК РФ установлено, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

При этом  часть 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, реклама, содержащая слово «госаптека»,  воспринимается как наличие государственной аптеки в городе Хабаровске, создает впечатление, что компания имеет особый статус и образована государством (федеральная собственность либо собственность субъекта Российской Федерации), что является недостоверным, так согласно выписке  из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Гос.аптека»  является физическое лицо.

Таким образом, употребление данного слова  в контексте рекламы вводит потребителя в заблуждение.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Из приведенных норм следует, что законодательство о рекламе  требует указывать информацию о рекламируемой услуге, условиях ее приобретения и использования, в том числе лице, оказывающем услугу, а объем такой информации не должен искажать смысл рекламы и вводить в заблуждение относительно рекламируемого товара (услуги).

Введение в заблуждение представляет собой создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

 

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в нарушение указанных требований распространение рекламы  «Госаптека» умышленно создает впечатление о регулируемых ценах на лекарственные препараты  в отдельно взятом аптечном учреждении,  которые фактически являются рыночными, за исключением цен на перечень ЖНВЛП.

На  основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель – лицо, определивший объект рекламирования и содержание рекламы.

Рекламодателем является  ООО «Гос. аптека»  (г. Благовещенск, ул. Зейская, 193),  что подтверждается договором  № 1604-037А от 28 апреля 2016 г., заключенным названным обществом с  ООО «РА «Март»  на размещение  рекламы в региональном эфире телеканала «Россия 1».

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа, следовательно,  ООО «Гос.аптека» подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

Письмом (вх. № 4/9052 от 10.08.2016 г.) ООО «Гос.аптека» заявило ходатайство о замене административного наказания в виде штрафа на административное предупреждение в силу того, что общество является субъектом малого предпринимательства и данное правонарушение является впервые совершенным.

В соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
       При рассмотрении настоящего дела в действиях ООО «Гос.аптека» установлено добровольное устранение нарушения рекламного законодательства.

Согласно документам, представленным лицом, привлекаемым к административной ответственности, (вх. № 4/730ф от 11.08.2016 г.), 
 ООО «Гос.аптека» в соответствии с п. 2а статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является субъектом малого предпринимательства.

Административное правонарушение, совершенное ООО «Гос.аптека» не входит в перечень административных правонарушений, указанных в ч. 2 ст.4.1.1 КоАП РФ.

      Учитывая наличие совокупности изложенных выше обстоятельств, руководствуясь  частями 1, 2 статьи 3.5, частью 1 статьи 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3  КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать   ООО «Гос.аптека»  виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статье   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление    не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны