Решение №б/н Рассмотрение жалобы ООО «Рента» на действия АО «Дальтрансуго... от 21 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>  

в присутствии представителей:

АО «Дальтрансуголь»

ООО «Рента»,   

рассмотрев жалобу ООО «Рента», материалы дела № 8-01/155,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Рента» на действия АО «Дальтрансуголь», закупочной комиссии при проведении запроса предложений на оказание услуг по замывке и зачистке здания ВО, питателей ВО и галерей конвейеров 1А и 1Б.

Из жалобы общества следует, что АО «Дальтрансуголь» необоснованно расторгло с ним договор на оказание услуг по замывке и зачистке здания ВО, питателей ВО и галерей конвейеров 1А и 1Б, заключенный по итогам проведенной в 2015 году закупки, ссылаясь на ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В последующем обществом объявлено о проведении закупки с аналогичным предметом с целью обеспечения победы аффилированному лицу ООО «Регион». При проведении закупки заказчиком допущены существенные нарушения, в документации о закупке не указана начальная (максимальная) цена договора, что не позволяет участникам определить свои коммерческие предложения, к участию в закупке допущено ООО «Регион», руководителем которого является работник, ранее состоявший в штате организатора закупки и исполнявший обязанности секретаря конкурсной комиссии. В дополнение к жалобе приведены доводы о нарушении порядка оценки заявок по квалификационному критерию, что повлияло на количество присужденных обществу баллов, нарушению статьи 17 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседании комиссии представители общества настаивали на своей позиции.

Представители заказчика с жалобой не согласились, указав, что начальная (максимальная) цена договора определена в документации в виде стоимости одного человека часа, в техническом задании установлен объем подлежащих выполнению работ, в связи с чем у участников закупки имелась возможность рассчитать свои коммерческие предложения. Определение начальной цены исходя из стоимости человекам часа обусловлено экономией средств предприятия при окончательном расчете с контрагентом по договору, поскольку оплата будет осуществляться исходя из объема фактически выполненных работ. Руководитель ООО «Регион» Князькина А.А. до 2009 года занимала временную должность помощника генерального директора ЗАО «Дальтрансуголь», в настоящее время в штате общества не состоит, секретарем закупочной комиссии не являлась. При оценке заявок по критерию качество работ и квалификация учитывались представленные участниками закупки договоры, подтверждающие наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ. Заявителем представлено девять договоров, из которых только четыре соответствовали предмету закупки. Даже если учесть все представленные обществом договоры на итоговый результат закупки это не повлияет, так как лучшие условия исполнения договора по оцениваем параметрам предложены ООО «Регион».

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 17.06.2016.

В продолженном заседании комиссии представители участвующих в деле лиц поддержали ранее приведенные доводы.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

06.05.2016 АО «Дальтрансуголь» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603633557 о проведении спорной закупки, закупочная документация. Срок окончания подачи заявок до 16.05.2016, рассмотрение и оценка заявок 17.05.2016 и 20.05.2016 соответственно.

В установленный срок на участие в запросе предложений поданы заявки ООО «Регион», ООО «Рента», ООО «Альтаир», ООО «Терек». Все заявки, за исключением заявки ООО «Альтаир», допущенные к участию в закупке, победителем закупки признано ООО «Регион», набравшее большее количество баллов (протокол оценки заявок от 20.05.2016).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 5, 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке отражаются сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из документации о закупке следует, что начальная (максимальная) цена договора определена заказчиком на основании стоимости одного человека часа в размере 189,20 руб. В данную стоимость включены все уплачиваемые участником налоги и иные обязательные платежи, а также все расходы участника по исполнению обязательств, предусмотренных договором.

Техническим заданием определен состав подлежащих выполнению работ, продолжительность смены составляет 12 часов, две смены в сутки с 08:00 до 20:00 и с 20:00 до 08:00 включая выходные и праздничные дни, минимальный выход в смену четыре человека (рабочих), работы производятся круглосуточно в непосредственной близости с рабочими механизмами, площадь уборки 4842,7 кв.м. Срок выполнения работ установлен с 04.06.2016 по 04.06.2017.

Закон № 223-ФЗ не исключает право заказчика сформировать начальную (максимальную) цену договора в виде стоимости единицы товара, работы, услуги в целях обеспечения целей и принципов правового регулирования законодательства о закупках, в числе которых экономически эффективное расходование средств заказчика, при условии обеспечения соблюдения совокупности названных принципов.

Содержащаяся в документации информация о начальной (максимальной) цене договора в виде стоимости одного человека часа, об объеме подлежащих выполнению работ соответствует принципу информационной открытости закупки, позволяет рассчитать ценовое предложение и определить конечную стоимость договора, прав участников закупки не нарушает, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

В обоснование позиции о наличии аффилированной связи между заказчиком и руководителем ООО «Регион» заявителем приведены ссылки на протокол заседания конкурсной комиссии ЗАО «Дальтрансуголь» от 31.08.2009 по выбору страховой компании, секретарем которой являлась помощник генерального директора общества <…>  закупку с извещением № 31603760685, в составе которой размещен проект договора, содержащий сведения о победителе ООО «Регион». Кроме того, после одностороннего расторжения заключенного с обществом договора к выполнению работ привлечено ООО «Регион».

Оценив представленные заявителем документы, комиссия не усматривает оснований для вывода о нарушении закупочной комиссией заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции и Закона № 223-ФЗ исходя из следующего.

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из данной нормы следует, что не любые действия при проведении закупочных процедур могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, а только те, которые не соответствуют закону и негативным образом влияют на состояние конкуренции при проведении данных процедур.

В статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках» дано понятие аффилированных лиц - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются: член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Надлежащих доказательств наличия одного либо совокупности из перечисленных оснований отнесения ООО «Регион» к лицу, аффилированному с АО «Дальтрансуголь», а также доказательств возможности оказывать обществом влияние на ход закупочных процедур, заявителем в материалы дела не представлено.

Не подтверждает аффилированность общества и заказчика и то обстоятельство, что генеральный директор ООО «Регион» <….>  в 2009 году занимала должность помощника генерального директора ЗАО «Дальтрансуголь», являлась секретарем конкурсной комиссии, поскольку на момент проведения закупки <…>  в штате заказчика не состоит, полномочиями на принятие юридически значимых решений в отношении участников закупки не обладает.

Ссылка на закупку с извещением № 31603760685, в проекте договора которой указано ООО «Регион», комиссией также не принимается, так как носит предположительный характер и не свидетельствует о создании обществу преимущественных условий участия в оспариваемой закупке.

 На основании предположительности и недоказанности комиссией отклоняется утверждение общества о раскрытии заказчиком информации о его ценовом предложении ООО «Регион», которое предложило цену договора на 1,5 рубля меньше от предложенной обществом цены договора.

В соответствии с установленным документацией порядком оценки заявок для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, конкурсная комиссия проводит оценку и сопоставление заявок в соответствии с критериями, учитывая значимость каждого критерия.

В качестве критериев оценки установлен ценовой критерий – 50% и неценовой «качество работ и квалификация» – 50%, включающий в себя показатели: наличие опыта выполнения работ на производственных предприятиях, в соответствии с составом работ, указанным в пункте 6 технического задания – максимальное количество баллов 30 (при отсутствии опыта 0 баллов, при наличии от одного до двух (включительно) договоров 5 баллов, от трех до пяти (включительно) 15 баллов, свыше шести договоров (включительно) 30 баллов); наличие трудовых ресурсов – максимальное количество баллов 30 (менее 16-ти специалистов (рабочих) 0 баллов, от 16-ти до 20-ти - 15 баллов, свыше 21-го - 30 баллов).

Наличие опыта выполнения аналогичных работ оценивается на основании представленных участниками договоров, подписанных актов сдачи-приѐмки выполненных работ.

Расчет баллов и итоговый рейтинг заявки осуществляется по приведенным в документации формулам. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Победителем закупки признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями оценки и заявке которого присвоен первый номер.

Из представленных в материалы дела протокола оценки заявок, допущенных к участию в закупке, следует, что по критерию цена договора ООО «Регион» присвоен рейтинг 3,013, ООО Рента» 2,220, ООО «Терек» 2,220. По подкритерию «наличие трудовых ресурсов» ООО «Регион» и ООО «Рента» присвоено равное количество баллов – 30, ООО «Терек» - 15 баллов.

Произведенные расчеты проверены комиссией и установленному порядку оценки заявок не противоречат, основаны на представленных участниками документах и предложениях по исполнению договора.

Претензии по начислению указанных баллов у общества отсутствуют.

По критерию «наличие опыта выполнения работ на производственных предприятиях, в соответствии с составом работ, указанным в пункте 6 технического задания» ООО «Регион» присвоено 30 баллов (представлено 6 договоров), ООО «Рента» 15 баллов (из представленных девяти договоров соответствуют предмету закупки 4), ООО «Терек» 0 баллов (документы не представлены).

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из системного толкования пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что установленный в документации порядок определения победителя закупки должен основываться на равном подходе к оценке представленных участниками документов, недопустимости произвольного усмотрения комиссии в оценке таких документов при их равнозначности.

В заседании комиссии представители заказчика пояснили, что к оценке приняты только те договоры, которые подтверждают выполнение участником соответствующих работ в производственных помещениях с работающими механизмами. ООО «Рента» представлено девять договоров, в которых отсутствовала контактная информация о заказчиках в целях уточнения вида и характера выполненных обществом работ по договорам.

В заявке ООО «Регион» представлены договоры и акты приемки выполненных работ:

- от 29.04.2016 с АО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по зачистке от просыпей угля питателей ВО, зачистке и смыву водой пыли и просыпей угля в галереях конвейерных линий и всех отметок зданий вагоноопрокидывателей,

- от 01.02.2016 с ООО «Токинский кирпичный завод» на оказание услуг по зачистке производственных помещений и пространства под конвейерными линиями от просыпей производственной пыли, фракций глины и цемента при подаче в смеситель и пресс, а также очистке конвейерных лент от производственной смеси,

- от 10.01.2014 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по зачистке от угольной пыли пирсов, пробоотборника, грохотодробилки,

- от 05.03.2013 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по замывке и зачистке здания вагоноопрокидывателя, питателей вагоноопрокидывателя, галерей конвейеров,

- от 30.11.2010 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по уборке территорий и помещений, производственно-прирельсовой базы, территории погрузочно-перегрузочного комплекса,

- от 30.11.2009 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по уборке территории, очистка решеток МДФ от намерзшего угля и воды, зачистка от угля и угольной пыли в здании вагоноопрокидывателя.

Все договоры приняты к оценке и обществу присуждено максимальное количество баллов.

ООО «Рента» представлены договоры и акты приемки выполненных работ:

- от 15.01.2016 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по зачистке от просыпей угля пирса, внутри башен, здания пробоотборника, грохотодробилки, призм стакер-реклаймеров,

- от 01.03.2015 с ИП <…>  на оказание услуг по очистке территории и подъездных путей от просыпей цемента,

- от 01.01.2015 с ООО «Эдельвейс» на оказание услуг по зачистке разгрузочной площадки от просыпей цемента,

- от 07.07.2014 с ООО «Комстрой» на оказание услуг по ликвидации просыпи сырья под ленточными конвейерами, пневматическому сбору скоплений материала вокруг холодильника для клинкера, цементных мельниц и в галереях конвейеров подачи клинкера в силоса,

- от 20.06.2014 с ООО «Азимут» на оказание услуг по уборке помещений и технологических отметок от загрязнения цементной пылью,

- от 01.05.2014 с ООО «СтатусРегион» на оказание услуг по зачистке, уборке и техническому обслуживанию производственного помещения,

- от 23.12.2013 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по замывке и зачистке здания вагоноопрокидывателя, питателей вагоноопрокидывателя, галерей конвейеров,

- от 01.11.2013 с ООО «СтройГрад» на оказание услуг по зачистке территории здания «корпус АБК»,

- от 11.03.2013 с ООО «Форсаж» на выполнение работ по разработке грунта в траншеях и устройству съездов.

К оценке комиссией АО «Дальтрансуголь» приняты четыре договора от 15.01.2016 с ЗАО «Дальтрансуголь», от 07.07.2014 с ООО «Комстрой», от 20.06.2014 с ООО «Азимут», от 23.12.2013 с ЗАО «Дальтрансуголь», подтверждающие наличие у общества опыта оказания услуг, являющихся предметом закупки. Обществу присуждено 15 баллов.

Соотнеся предметы представленных обществом договоров с предметом закупки, сформулированным в пункте 6 технического задания, комиссия приходит к выводу о необоснованности непринятия к оценке договоров от 01.03.2015 с ИП <…>  на оказание услуг по очистке территории и подъездных путей от просыпей цемента, от 01.01.2015 с ООО «Эдельвейс» на оказание услуг по зачистке разгрузочной площадки от просыпей цемента, которыми предусматривается оказание услуг на производственной территории с возможностью работы непосредственно вблизи работающих механизмов.

При этом комиссией учтено, что при оценке заявки ООО «Регион» закупочной комиссией принят договор от 30.11.2010 с ЗАО «Дальтрансуголь» на оказание услуг по уборке территорий и помещений, производственно-прирельсовой базы, территории погрузочно-перегрузочного комплекса.

При подтверждении обществом опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ шестью договорами включительно, ему надлежало присвоить по данному критерию 30 баллов.

В итоговом рейтинге заявок ООО «Регион» присвоено 31,506, ООО «Рента» 23,610, тогда как надлежало присвоить 31,110.

Поскольку допущенное закупочной комиссией нарушение не повлияло на результат закупки, не привело к ограничению конкурентной борьбы участников закупки, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Довод о необоснованности расторжения АО «Дальтрансуголь» с обществом заключенного договора от 25.12.2015 не связан с нарушением заказчиком порядка организации и проведения закупки, в связи с чем не может быть рассмотрен комиссией по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

 Жалоба общества в части нарушения АО «Дальтрансуголь» статьи 10 Закона о защите конкуренции будет рассмотрена антимонопольным органом по правилам главы 9 данного закона.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Рента» на действия АО «Дальтрансуголь» при проведении запроса предложений на оказание услуг по замывке и зачистке здания ВО, питателей ВО и галерей конвейеров 1А и 1Б (извещение № 31603633557) необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Рента» на действия закупочной комиссии АО «Дальтрансуголь» при проведении указанного запроса предложений, в части непринятия к оценке договоров от 01.03.2015 с ИП <…>  на оказание услуг по очистке территории и подъездных путей от просыпей цемента, от 01.01.2015 с ООО «Эдельвейс» на оказание услуг по зачистке разгрузочной площадки от просыпей цемента, обоснованной.

В остальной части признать жалобу общества на действия закупочной комиссии необоснованной.

3. Признать действия закупочной комиссии АО «Дальтрансуголь» при проведении указанного запроса предложений нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны