Решение №б/н Решение и предписание в отношении КПК «Дальневосточный сбере... от 27 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-5/62

16 июня 2017 года                                                            г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

    рассмотрев дело № 04-5/62 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения КПК «Дальневосточный Сберегательный»  рекламы финансовых услуг с нарушением требований  части 7 статьи  5, пункта 2 час-ти 2 статьи 28  ФЗ «О рекламе»,

 в присутствии  председателя КПК «Дальневосточный Сберегательный» 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законода-тельства Российской Федерации о рекламе  21 мая   2017 года Хабаровским УФАС России отслежена реклама   КПК «Дальневосточный сберегательный», распространяемая   на автобусных билетах, выдаваемых на маршруте № 40,  следующего содержания:

«Кредитный потребительский кооператив Дальневосточный Сберегатель-ный. Прием личных сбережений  по ставке до 18% годовых. В зависимости от срока размещения сбережений. Вступительный взнос 100 руб. Обязательный пае-вый взнос  200 руб. Доходы облагаются НДФЛ. Ежегодные членские взносы сбе-режений в соответствии  со сберегательной программой. При размещении на срок 3 месяца ставка от  12%  до 14% годовых; на срок от 6  до 36 месяцев став-ка от 15%  до 17, 34%.  Единый телефон: 307-307, 8 -800-301-0775. ул Пушкина, 25. Для пайщиков КПК. Подробности на сайте www,dvsber.ru».

Тираж билетов 40 000  экземпляров.

Срок распространения рекламы  с 13 по 26 мая 2017 года.

 

Кроме того, в процессе подготовки материалов дела к рассмотрению 25 мая 2017 года  отслежена реклама КПК «Дальневосточный Сберегательный», распро-страняемая в автобусах № 25, следующего содержания:

«Дальневосточный Сберегательный Кредитный потребительский коопера-тив. В зависимости от срока размещения сбережений. Вступительный взнос 100 руб. Обязательный паевый взнос  200 руб. Доходы облагаются НДФЛ. Ежегодные членские взносы сбережений в соответствии  со сберегательной программой. Прием личных сбережений до 18% годовых. Г. Хабаровск, ул. Пушкина, 25, 307 -307, 8 -800-301-0775». 

 

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, рас-пространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 

Проанализировав содержание распространенной кооперативом информации, с учетом ее размещения,  установлено, что таковая является рекламой, поскольку   распространение информации об услугах, которые оказывает кооператив,  привлекает внимание к кооперативу как объекту рекламирования и оказываемых им услугах,  формирует  поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке,  адресована неопределенному кругу лиц. 

Таким образом, реклама направлена на мотивацию потребителя на выбор ус-луги и  на заключение договора по накоплению личных сбережений с указанной в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  дей-ствия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с кооперативом по заключению договора на определенных рекламой условиях. 

Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кооператив для заключения  указанного договора.

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой орга-низацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъ-ект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитный потребительский кооператив.

 

Таким образом, кредитный потребительский кооператив  вправе оказывать финансовые услуги, и в случае рекламирования названных услуг должен соблю-дать требования Закона о рекламе.

 

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банков-ских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных усло-виях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые по-лучат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма личных сбережений,  их срок размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании личных сбережений, периодичность выплаты процентов,   иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую пайщик должен получить по договору передачи личных сбережений,  удержания кооперативом подоходного налога с начислением целевых компенсационных выплат по договору о приеме личных сбережений в соответствии с налоговым законодательством,  срок выплаты денежных средств.

 

В рекламе, размещенной на билетах, указывается  процентная ставка по  сберегательной программе и часть условий,  то есть,  даны   условия  договора, влияющее на его стоимость; в рекламе, размещенной в автобусах, указывается процентная ставка,  следовательно, реклама должна соответствовать  требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

  Такие условия как: минимальная и максимальная сумма вложений,  перио-дичность выплаты процентов, капитализация, возможность частичного снятия, пролонгация договора в рекламах не указаны.

Кроме того, в рекламе, размещенной на билетах и в автобусах, указана про-центная ставка 18%. Однако ни одного условия к  данной процентной ставке в рекламах не приведено. 

Отсутствие в рекламе информации об условиях сберегательной программы,  вводит в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».    

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается рекла-ма, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом то-варе, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

 Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформирован-ные у потребителей рекламы финансовых  услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях  предоставления  услуги, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой  услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны. 

В процессе рассмотрения дела представитель кооператива согласился с выявлен-ным нарушением.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» от-ветственность за нарушение требований статей 5 и  28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является КПК  «Дальневосточный Сберегательный», определившее объ-ект рекламирования и содержание  рекламы.  

Данный факт подтверждается счетом на оплату № 52 от 12.05.2017 г.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимо-нопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими   рекламы «Кредитный потребительский коопе-ратив Дальневосточный Сберегательный. Прием личных сбережений  по ставке до 18% годовых…» и « Прием личных сбережений до 18% годовых», поскольку в них нарушены требования части 7 статьи 5,  пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровско-го УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, пре-дусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотрен-ном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Предписание   

о прекращении нарушения законодательства 

Российской Федерации о рекламе

 

 

16 июня   2017  года                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управление Федеральной антимонопольной службы по Хаба-ровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  в составе:

на основании своего решения от 16 июня  2017 года по  делу № 04-5/62 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг КПК «Дальневосточный Сберегательный», в связи с отсутствием в рекламе  условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПК «Дальневосточный Сберегательный» (ИНН 2721230389, место нахождения: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 25-4) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение  любым способом, в любой форме, любыми средствами ненадлежащей  рекламы  финансовых  услуг, а именно:  не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

  

2. КПК «Дальневосточный Сберегательный» (ИНН 2721230389, место нахождения: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 25-4)  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 06 июля  2017  года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекраще-нии нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны