Определение №б/н Определение о рассмотрении дела в отношении ОАО «Российские ... от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела  № 3-1/33 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению

23 июня 2017 года                                                                                             г. Хабаровск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 

УСТАНОВИЛ:
09.03.2017 в Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО «Востокморсервис»  от  07.03.2017 (вх. №3/2191э от 09.03.2017) на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») по отказу от согласования заявок по форме ГУ-12 на перевозку каменного угля № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016.
В ходе рассмотрения заявления и представленных ООО «Востокморсервис» и ОАО «РЖД» документов установлено следующее.
ООО «Востокморсервис» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- земельные участки площадью 49241,00 кв.м. в районе бухты Диомид по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204а;
-железнодорожные пути необщего пользования №1 длинной 1275м (свидетельство о государственной регистрации права от 27.06.2007 №25¬-АА 879654), № 2 длинной 397м (свидетельство о государственной регистрации права от 28.10.2010 №25-АБ 471697), №3 длинной 153м (свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2009 №25-АБ 067404).
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
16.07.2012 между ОАО «РЖД» и ООО «Востокморсервис» заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Востокморсервис» № 345 сроком действия с 21 мая 2012 года по 20 мая 2017 года (далее – Договор). 
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. 
В соответствии с пунктом 7 Договора вместимость мест погрузки, выгрузки 58 вагонов, в том числе:
Путь №1 – 30 вагонов – песок, щебень, гравий, контейнеры; грузы, выгружаемые краном; контейнеры, товарно-штучный груз, песок, щебень, гравий;
Путь №2 – 21 вагон – товарно-штучный груз, грузы краном, контейнеры, песок, щебень, гравий;
Путь №3 – 7 вагонов – техника, автомобили, грузы краном, контейнеры, песок, щебень, гравий.
Количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций: товарно-штучный груз, автомобили и другие машины на ходу – по размеру подачи; контейнеры, грузы краном, песок, щебень грейфером – по количеству работающих механизмов, но не менее двух вагонов (пункт 8 Договора).
Согласно пункту 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 26 (далее – Правила эксплуатации путей необщего пользования), ООО «Востокморсервис» утверждена и согласована с ОАО «РЖД» Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Востокморсервис», примыкающего к станции Мыс Чуркин Дальневосточной железной дороги от 25.06.2009.
В соответствии с пунктом 1.8. указанной инструкции пути необщего пользования ООО «Востокморсервис» оснащены следующими устройствами для погрузки-выгрузки грузов: 
- открытая площадка №1 на пути №1 для грейферной выгрузки песка, щебня, гравия, сыпучих грузов, вместимостью 11 вагонов;
- открытая площадка №2 на пути №1 для контейнеров и грузов, выгружаемых краном, вместимостью 16 вагонов;
- открытая площадка №3 на пути №1 для контейнеров, вместимостью 3 вагона;
- открытая площадка №4 на пути №2 для товарно-штучных грузов, контейнеров; грузов, выгружаемых краном; грейферной выгрузки сыпучих грузов; автотехники, тяжелой гусеничной техники, выгружаемой краном, вместимостью 21 вагон;
- открытая площадка №5 на пути №3 для автотехники, тяжелой гусеничной техники, автомобилей своим ходом, вместимостью 7 вагонов.
Основные виды грузов: песок, щебень, гравий, сыпучие грузы, контейнеры, товарно-штучные грузы, промышленное оборудование, пиломатериалы, лес, металл, строительные материалы, автомобили, автотехника, тяжелая гусеничная техника.
В соответствии с пунктом 2.10 Правил эксплуатации путей необщего пользования перед заключением договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов перевозчик совместно с владельцем инфраструктуры, владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования производит обследование железнодорожного пути необщего пользования и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного пути необщего пользования
22.03.2012  в соответствии с пунктом 2.10 Правил эксплуатации путей необщего пользования представителями ОАО «РЖД» и ООО «Востокморсервис» составлен акт обследования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Востокморсервис», согласно которому место №1 на пути №1 предназначено для грейферной выгрузки песка, щебня, гравия, место №3 на пути №1 предназначено для погрузки и выгрузки сыпучих грузов, путь №2 – для погрузки и выгрузки всех грузов, кроме автомобилей и техники своим ходом.
В соответствии с положениями статьи 11 Устава железнодорожного транспорта для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. 
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.
В период с августа по декабрь 2016 года  в ОАО «РЖД» поступили следующие заявки на перевозку в адрес ООО «Востокморсервис» каменного угля: № 0027280331-изм/1 от 27.08.2016, № 0027503114-изм/1 от 05.10.2016, № 0027506437-изм/2 от 07.10.2016, № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016.
Заявки № 0027280331-изм/1 от 27.08.2016, № 0027503114-изм/1 от 05.10.2016, № 0027506437-изм/2 от 07.10.2016 были согласованы ОАО «РЖД».
07.12.2016 начальником Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» издано письмо исх. № 12950/ДТЦФТО следующего содержания:
«По Дальневосточной железной дороге имеются случаи согласования заявок назначением на станцию Мыс Чуркин в адрес грузополучателя ООО «Востокморсервис». В договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 345 периодом действия с 21.05.2012 по 20.05.2017 номенклатурная группа грузов каменный уголь отсутствует. 
В августе 2016 года грузоотправителем ОАО «Шахта Заречная» со станции Проектная была подана заявка ГУ-12 № 27280331 в объеме  260 вагонов 17800 тонн. Заявка согласована в полном объеме. В октябре 2016 года были поданы заявки № 27503114 в объеме 69 вагонов 4700 тонн (согласована в полном объеме), № 27506437 в объеме 476 вагонов 32840 тонн (согласовано 204 вагона 14074 тонны). 
Учитывая вышеизложенное, прошу Вас исключить согласование заявок на станцию Мыс Чуркин в адрес ООО «Востокморсервис» груза каменный уголь ввиду отсутствия  данной номенклатуры в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования».
Согласно информации, представленной в Хабаровское УФАС России ОАО «РЖД» письмом от 20.04.2017 №4933/ДТЦФТО,  письмо ОАО «РЖД»  от 07.12.2016 №12950/ДТЦФТО об исключении заявок формы ГУ-12 на перевозку груза «каменный уголь» назначением на станцию Мыс Чуркин в адрес ООО «Востокморсервис» имело рекомендательный характер и обусловлено отсутствием специальных устройств у грузополучателя.
Однако, после издания указанного письма все заявки  на перевозку каменного угля в адрес ООО «Востокморсервис» согласованы не были (№ 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016).
В качестве оснований для отказа в согласовании вышеуказанных заявок ОАО «РЖД» указано отсутствие технических возможностей осуществления перевозки (пункт 2 Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.09.2010 №192) – отсутствие данного вида груза в договоре на эксплуатацию пути.
Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:
введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.
Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержден Приказом Минтранса России от 06.09.2010 №192. При этом соответствие указанных грузоотправителем в заявке сведений установленным стандартам, техническим условиям, правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом относится к критериям технических и технологических возможностей осуществления перевозки (пункт 2 данного приказа).
Согласно пояснениям ОАО «РЖД», представленным письмом  от 20.04.2017 №4933/ДТЦФТО (вх. от 20.04.2017 №3/4064), основанием  отказа от согласования заявок  явилось отсутствие груза «каменный уголь»  в Договоре, а также тот факт, что на момент согласования заявок имеющийся Договор, а также документы, на основании которых он заключен (акт обследования железнодорожного пути, инструкция о порядке обслуживания), не позволяли сделать вывод о возможности заявителя осуществлять обработку каменного угля, для работы с которым установлены особые требования, предусмотренные пунктами 1.3, 1.5, 3.8  Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 05.04.1999 №20Ц (далее – Правила перевозок смерзающихся грузов), пунктами 4.1.15, 4.2.10 ГОСТа 22235-2010 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производствен погрузочно-разгрузочных и маневровых работ», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.11.20110 №420-ст (далее – ГОСТ 22235-2010).
Вместе с тем, в Уставе железнодорожного транспорта и Правилах эксплуатации путей необщего пользования отсутствует требование об обязательном указании всех наименований грузов, погрузка и выгрузка которых будет производиться на железнодорожном пути необщего пользования. 
Как указывалось ранее,  согласно акту обследования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Востокморсервис» от 22.03.2012 место №1 на пути №1 предназначено для грейферной выгрузки песка, щебня, гравия, место №3 на пути №1 предназначено для погрузки и выгрузки сыпучих грузов, путь №2 – для погрузки и выгрузки всех грузов, кроме автомобилей и техники своим ходом.
В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 №22 (действовавших на момент подачи заявок) перевозка грузов насыпью и навалом осуществляется в зависимости от физических свойств и упаковки грузов.
 Согласно пункту 3 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 №22 насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, обладающих подвижностью (сыпучестью). Навалом в непакетированном виде подвагонными отправками перевозятся грузы, погрузка которых производится без счета мест (штук) и которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам. Если количество мест груза, предъявляемого к перевозке навалом в одном вагоне, не превышает 1000 штук, и грузовые места не могут быть сформированы в транспортные пакеты, эти грузы по желанию грузоотправителя предъявляются к перевозке с указанием количества мест груза.
Таким образом, уголь по своим свойствам относится к сыпучим грузам, возможность выгрузки которых установлена актом обследования и не исключена договором. Указанный вывод также подтверждает тот факт, что аналогичные заявки на перевозку  каменного угля в адрес ООО «Востокморсервис» ОАО «РЖД» ранее согласовывало (заявки № 0027280331-изм/1 от 27.08.2016, № 0027503114-изм/1 от 05.10.2016, № 0027506437-изм/2 от 07.10.2016).

В соответствии с пунктом 1.3 Правил перевозок смерзающихся грузов до наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.
Согласно пункту 1.5 Правил перевозок смерзающихся грузов перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №45.
Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений (пункт 3.8 Правил перевозок смерзающихся грузов).
В соответствии с пунктом 3.6 Правил перевозок смерзающихся грузов применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. 
 Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе «Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: «Груз проморожен», «обработано хлористым кальцием в колич. ..%», «Обмаслено в колич. ...%», «Переложено послойно древесными опилками». Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся» (пункт 4.1. Правил перевозок смерзающихся грузов).
Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер. При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель делает отметку: «С согласия получателя - без профилактики» (пункт 4.2. Правил перевозок смерзающихся грузов).
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы (пункт 4.4 Правил перевозок смерзающихся грузов).
В соответствии с пунктом 2.4 Правил перевозок  смерзающихся грузов в тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.
Таким образом, как следует из содержания Правил перевозок смерзающихся грузов, указанные правила направлены, прежде всего, на регулирование действий грузоотправителя по применению профилактических мер против смерзания перевозимых грузов и перевозчика в связи с приемом смерзающихся грузов к перевозке.
Как следует из заявок на перевозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016, грузоотправителями по вышеуказанным заявкам являются – ООО «Угольная компания» Разрез Майрыхский», ОАО «Шахта Заречная», ООО «Разрез «Бунгурский-Северный», ООО «КМК-Энерго»,  ООО «Белкоммерц». В вышеуказанных заявках, а также представленных ОАО «РЖД» письмом  от 20.04.2017 №4933/ДТЦФТО документах отсутствуют сведения о неприменении грузоотправителями профилактических мер против смерзания грузов, о согласовании ООО «Востокморсервис» приема груза, перевозимого без применения профилактических мер.
Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении № 2 к Правилам перевозок смерзающихся грузов.
Так согласно пункту 1 вышеуказанного приложения по грузам, отправляемым  с железных дорог Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и Октябрьской (участки севернее станции Петрозаводск), железных дорог, назначением на эти и другие железные дороги, период применения профилактических мер – с 1 октября по 15 апреля.
Однако заявки № 0027503114-изм/1 от 05.10.2016, № 0027506437-изм/2 от 07.10.2016 были согласованы ОАО «РЖД» без каких-либо дополнительных требований к ООО «Востокморсервис», как грузополучателю смерзающегося груза.
Кроме того, как следует из Договора  и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Востокморсервис», примыкающего к станции Мыс Чуркин Дальневосточной железной дороги от 25.06.2009 пути необщего пользования ООО «Востокморсервис» оснащены устройствами для погрузки-выгрузки песка, щебня, гравия.
Приложением №1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов установлен перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам. Согласно указанному перечню гравий (пункт 6), песок: кварцевый, строительный, формовочный (пункт 23), щебень мытый (пункт 33) отнесены к смерзающимся грузам.
Таким образом, ссылки ОАО «РЖД» на пункты  1.3, 1.5, 3.8  Правил перевозок смерзающихся грузов в качестве причины отказа от согласования заявок на привозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016 не обоснованы.

В соответствии с пунктом 4.1.15 ГОСТа 22235-2010 не допускается выгрузка смерзшихся грузов без восстановления их сыпучести.
Согласно пункту 4.2.10 ГОСТа 22235-2010 выгружать сыпучие грузы из полувагонов следует через люки или на вагоноопрокидывателях. Грейферная разгрузка полувагонов не допускается. Как исключение, грейферная разгрузка на период перехода к разгрузке через люки или на вагоноопрокидывателях допускается только при выдаче совместного разрешения железнодорожной администрации и собственника вагонов при условии выполнения требований названного стандарта. Не допускается производить выгрузку ковшами экскаваторов. Не допускается проводить зачистку вагонов ковшами экскаваторов и грейферов.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом  от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации).
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 2 Закона о стандартизации документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом; национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона о стандартизации стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах  добровольности применения документов по стандартизации;  обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона (стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией), а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о стандартизации применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).
В соответствии с частью 1 статьи 16.1  Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
Согласно пункту 4 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №710 приняты технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Также вышеуказанным Решением Комиссии Таможенного союза утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». В данный перечень среди прочих включен ГОСТ 22235-2010 (пункт 139).
Таким образом, ГОСТ 22235-2010, являющийся национальным стандартом и подлежащий в соответствии с положениями  Закона о стандартизации и Закона о техническом регулировании применению на добровольной основе, принят и введен в действие в порядке, предусмотренном вышеназванными Федеральными законом, не относится к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти, которые носят общеобязательный характер.
Технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний, не подлежат представлению на государственную регистрацию согласно пункту 15 приказа Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Принимая во внимание то, что указанный ГОСТ не является нормативным правовым актом, Федеральный закон  от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта, Правила эксплуатации путей необщего пользования, Правила перевозок смерзающихся грузов, не содержат прямого запрета на осуществление грейферного способа разгрузки полувагонов, ссылка ОАО «РЖД» на ГОСТ 22235-2010 в качестве причины отказа в согласовании заявок на привозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016 не обоснована.
При этом согласно информации, представленной ООО «Востокморсервис», действия ОАО «РЖД» по отказу от согласованию заявок на перевозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016 повлекли для ООО «Востокморсервис» убытки в виде упущенной выгоды в размере 103 653 734,49 рублей, вызванные невозможностью  принять и обработать груз – каменный уголь.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей. 
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере железнодорожных перевозок. 
Согласно анализу состояния конкуренции на товарном рынке услуг железнодорожных перевозок, проведенному Хабаровским УФАС России в рамках рассмотрения заявления ООО «Востокморсервис», ОАО «РЖД» в 2016 году имеет признаки доминирующего положения на указанном рынке в границах Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеизложенного действия ОАО «РЖД» по изданию письма от 07.12.2016 №12950/ДТЦФТО и отказу согласования заявок на перевозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016 привели к ущемлению интересов  ООО «Востокморсервис» в сфере предпринимательской деятельности и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным,  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю издан приказ от 09.06.2017 № 432 о возбуждении дела № 3-1/33 о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции. 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:

 1. Назначить дело № 3-1/33 о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению на 27 июля 2017 года в 14 часов 30 минут по адресу:  г. Хабаровск, ул.  Запарина, 67, каб. 18. 
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 3-1/33 в качестве:
заявителя – ООО «Востокморсервис»;
ответчика –  ОАО «Российские железные дороги». 
3. ОАО «РЖД»  представить в срок до 24 июля 2017 года следующие документы и информацию:
3.1. пояснить (со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты), является ли отсутствие в договоре на эксплуатацию пути необщего пользования наименования конкретного груза основанием для отказа в согласовании заявки на перевозку данного груза назначением на указанные пути необщего пользования;
3.2. пояснить (со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов), что включает в себя понятие «сыпучие грузы», указанное в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Востокморсервис», примыкающего к станции Мыс Чуркин Дальневосточной железной дороги, от 25.06.2009, относится ли к данному виду грузов каменный уголь;
3.3. указать (со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты),  требования, предъявляемые к владельцу железнодорожного пути необщего пользования, для включения каменного угля в перечень грузов, которые будут поступать на железнодорожный путь необщего пользования и отправляться с железнодорожного пути необщего пользования, установленный в договоре на эксплуатацию пути необщего пользования;
3.4. порядок включения каменного угля в перечень грузов, которые будут поступать на железнодорожный путь необщего пользования и отправляться с железнодорожного пути необщего пользования, установленный в договоре на эксплуатацию пути необщего пользования (со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты);
3.5. пояснить (со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов) причины, по которым устройства, предназначенные для погрузки и разгрузки гравия, песка, щебеня, которыми оборудованы пути необщего пользования ООО «Востокморсервис», предусмотренные Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Востокморсервис», примыкающего к станции Мыс Чуркин Дальневосточной железной дороги от 25.06.2009, не могут использоваться для разгрузки каменного угля, с учетом того, что гравий, песок, щебень также являются смерзающимися грузами;
3.6. пояснить (с приложением подтверждающих документов) при согласовании заявок на перевозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016, производилась ли ОАО «РЖД» проверка применения грузоотправителями профилактических мер против смерзания грузов, согласовывало ли ООО «Востокморсервис» по вышеуказанным заявкам прием груза, перевозимого без применения профилактических мер;
3.7. пояснить, с приложением подтверждающих документов и ссылкой на нормативные правовые акты, цели, причины и основания издания ОАО «РЖД» письма от 07.12.2016 №12950/ДТЦФТО;
3.8. копии локальных нормативных актов ОАО «РЖД», в соответствии с которыми происходит издание, регистрация, согласование и исполнение писем аналогичных письму  от 07.12.2016 №12950/ДТЦФТО;
3.9. указать нормативные правовые и локальные нормативные акты, регламентирующие порядок согласования заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, сотрудники какого структурного подразделения ОАО «РЖД» отвечают за согласование заявок, в том числе по заявкам на перевозку грузов № 0027613091 от 14.10.2016, № 0027614501 от 14.10.2016, № 0027612927 от 14.10.2016, № 0027614749 от 14.10.2016, № 0027685660 от 03.11.2016, № 0027717452 от 14.11.2016, № 0027829989 от 15.12.2016, № 0027830091 от 15.12.2016 (с приложением копий локальных нормативных актов).

4. ООО «Востокморсервис» в срок до 24 июля 2017 года следующие документы и информацию:
4.1. пояснить (со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов) согласовывался ли ООО «Востокморсервис» с ОАО «РЖД»  порядок восстановления сыпучести грузов согласно пункту 3.8 Правил перевозок смерзающихся грузов;
4.2. копию договора № GTSA-VMS-001/2016 от 01.12.2016;
4.3. копию договора перевалки груза на экспорт от 04.10.2016.

Лица, указанные в настоящем определении, вправе знакомиться с материалами дела по адресу: ул.  Запарина, 67, каб. 32.
 
Явка ответчика по делу или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны