Решение №б/н Решение в отношении администрации городского поселения «Горо... от 17 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/118               г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2018 г. 

В полном объеме решение изготовлено  17 апреля 2018 г.

 

         Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе: <…>,

при участии представителей:

        <…>, 

рассмотрев дело № 8-01/118 по признакам нарушения администрацией город-ского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее - Закон о защите конкурен-ции), 

УСТАНОВИЛА:

 

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Мой дом» с жалобой на бездействие администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района, в части непроведения конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам 153-168, 170.

        Приказом Хабаровского УФАС России от 08.11.2017 №945 возбуждено дело о нарушении администрацией антимонопольного законодательства. 

        Определениями от 25.12.2017, 15.02.2018 рассмотрение дела откладывалось с целью получения необходимых для принятия комиссией решения документов и информации.

        Определением от 08.02.2018 срок рассмотрения дела продлен до 08.08.2018.

 Представитель заявителя пояснил, что несмотря на отмену постановления   администрации от 01.12.2016№ 840 МУП «Управляющая компания» заключены договоры управления многоквартирными домами, входящими в состав лотов №№ 154, 15, 158, 159, 160, 163, 165, 168, 170, которые на момент проведения конкурса не расторгнуты.

        Из пояснений, представленных администрацией, следует, что 20.11.2017 на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса по от-бору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по ло-там указанным лотам, конкурсная документация, постановление от 01.12.2016 № 840 признано утратившим силу.  

        Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела №8-01/118, установила следующее.

Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего соб-рания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

        Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161).

       Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую до-кументацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким до-мом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества соб-ственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к обо-рудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходи-мые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному по-требительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким до-мом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собст-веннику помещения в таком доме (ч. 10 ст. 162).

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ус-тановлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения догово-ров управления несколькими многоквартирными домами. 

18.10.2016 администрацией на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 181016/0124938/01 о проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», конкурсная документация. Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Постановлением  администрации от 01.12.2016№ 840 «Об определении управ-ляющей организации МУП «Управляющая компания» ответственной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, оставшихся без управления управляющих организаций на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» МУП «Управляющая компания» определена управ-ляющей организацией многоквартирных домов, входящих в состав лотов №№ 154, 15, 158, 159, 160, 163, 165, 168, 170.

Договоры управления многоквартирными домами заключены сроком на 3 го-да. 

Согласно пункту 73 Правил в случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, организатор конкурса в течение 3 месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.

Подобный конкурс администрацией в установленные сроки не проведен.

Хабаровским УФАС России администрации  городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» выдано предупреждение от 24.07.2017 в связи с наличием в бездействии администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в непроведении в соответствии с пунктом 73 Правил конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», о необходимости прекращения указанного нарушения, с целью чего администрации предписано совершить действия по проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам 153-168, 170, и отмене постановления администрации от 01.12.2016№ 840. 

09.11.2017 администрацией на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru  размещено извещение № 091117/0124938/01 о проведении кон-курса, конкурсная документация. Срок подачи заявок на участие в конкурсе и вскрытия конвертов с заявками 21.12.2017. Выставленные на конкурс многоквар-тирные дома объединены в лоты №№ 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206. 

Согласно пункту 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления много-квартирным домом должен созвать собрание собственников помещений в этом до-ме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое ре-шение ранее не было принято.

Постановлением Администрации от 14.12.2017 № 1214 признано утратившим силу постановление администрации от 01.12.2016№ 840, согласно которому МУП «Управляющая компания»  с 10.12.2016 должна заключить договоры управления многоквартирными домами.

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления МДК осуществляется в порядке, предусмотренном граждан-ским законодательством. Общий порядок изменения и расторжения договоров рег-ламентирован главой 29 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ).

Статья 450 ГК РФ предусматривает основания изменения и расторжения дого-вора. Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора воз-можно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодек-сом, другими законами или договором.

Администрацией в материалы дела представлены дополнительные соглашения к договорам управления многоквартирными домами от 20.12.2017, согласно кото-рым указанные договоры, заключенные с МУП «Управляющая компания» на осно-вании   постановления  администрации от 01.12.2016№ 840, расторгнуты по согла-шению сторон.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на приня-тие органами местного самоуправления актов, осуществление действий (бездейст-вия) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устра-нению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. 

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о на-рушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание усло-вий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограни-чивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст.  4).

К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на то-варном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обра-щения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, соз-дающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствую-щих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обра-щения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в пре-доставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предос-тавлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приведенный перечень не является исчерпывающим.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распростра-няется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду по-средством использования административных инструментов.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкурен-цию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном по-рядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятель-ности на нем. 

Непроведение конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Никола-евск-на-Амуре», и в отсутствие оснований, исключающих обязанность его прове-дения, ведет к исключению возможности хозяйствующих субъектов при прочих равных условиях претендовать на заключение договора управления многоквартир-ными домами, приводит к ограничению конкуренции.

Неисполнение органом местного самоуправления установленной ЖК РФ, Правилами  обязанности провести конкурентные процедуры свидетельствуют о на-рушении установленного указанной статьей запрета. 

При разрешении в соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции вопроса о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного зако-нодательства, комиссией учтено, что администрацией проводится конкурс по отбо-ру управляющих компаний, отменено постановление  от 01.12.2016№ 840 «Об оп-ределении управляющей организации МУП «Управляющая компания» ответствен-ной за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в домах, оставшихся без управления управляющих организаций на территории го-родского поселения «Город Николаевск-на-Амуре»,  расторгнуты договоры управ-ления многоквартирными домами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, стать-ей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

      РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации городского поселения  «Город Никола-евск-на-Амуре», выразившиеся в непроведении в установленный срок открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по ло-там 153-168, 170, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

   3.  Передать материалы дела № 8-01/118 уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны