Определение №б/н Определение о рассмотрении дела в отношении Комитета по упра... от 24 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 8-01/374 О НАРУШЕНИИ  АНТИМОНО-ПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  К РАССМОТРЕНИЮ

 

«¬¬24» января 2018 года                             г. Хабаровск

                                                                                                          

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимоно-польного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаров-ского УФАС России от «17» января 2018 №27 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в совершении сделки без торгов по передаче МУП «Районные электрические сети» Хабаровского му-ниципального района   муниципального имущества коммунального назначения (канализационных сетей протяженностью 908 м., расположенных в Железнодорожном районе города Хабаровска от домов №№42, 44, 46, 48, 50, 62, 64, по ул. Горького, от дома №11 по ул. Полевой, от домов №9,7,5,3,1 по ул. Воспоминаний, 1, через КНС 1, через КНС 2, через станцию биологической очистки, через отстойник в канал; канализационной насосной станции нежилого назначения, площадью 42,2 кв.м., 1 этаж, расположенной в городе Хабаровске, 30 м. на запад от жилого дома, расположенного по ул. Воспоминаний, 1; канализационной насосной станции нежилого назначения, площадью 34, кв.м., расположенной в городе Хабаровске, 250 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1; станции биологической очистки нежилого назначения площадью 94,5 кв.м., 1 этаж, расположенной в городе Хабаровске, 270 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1), оформленной приказами указанного Комитета от 21.11.20016 №286/1 «Об изменении состава уставного фонда», от 21.11.2016 №289 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения», дачи согласия письмом от 20.12.2016 №01-21/4413 на продажу  указанного муниципального имущества путем заключения с <…> 22.12.2016 договора №4 купли-продажи, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

установила: 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев поступившие из прокуратуры Хабаровского края  материалы в связи с продажей 22.12.2016 <…>муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске,  канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), сообщает следующее.  

Пунктом 1.2 приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) от 21.11.2016 №286/1 изменен состав уставного фонда МУП «Районные электрические сети», в состав имущества предприятия в соответствии с приложением №1 к указанному приказу  включены:

-  канализационные сети протяженностью 908 м., расположенные в Же-лезнодорожном районе города Хабаровска от домов №№42, 44, 46, 48, 50, 62, 64, по ул. Горького, от дома №11 по ул. Полевой, от домов №9,7,5,3,1 по ул. Воспоминаний, 1, через КНС 1, через КНС 2, через станцию биологической очистки, через отстойник в канал; 

- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 42,2 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 30 м. на запад от жилого дома, расположенного по ул. Воспоминаний, 1;

- канализационная насосная станция нежилого назначения, площадью 34, кв.м., расположенная в городе Хабаровске, 250 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1;

- станция биологической очистки нежилого назначения площадью 94,5 кв.м., 1 этаж, расположенная в городе Хабаровске, 270 м. на северо-запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1.

Приказом Комитета от 21.11.2016 №289 указанное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, акт приема-передачи указанного имущества предприятию подписан между Комитетом и директором предприятия 21.11.2016. 

20.12.2016 письмом №01-21/4413 Комитет дает согласие на продажу ука-занного муниципального имущества.

22.12.2016 предприятием и <…>без проведения конкурентных процедур заключен договор №4 купли-продажи указанного муниципального имущества,  в состав продаваемого имущества  земельный участок не включен. Стоимость договора – 4 225 798 руб. с НДС 18% - 664 614 руб., из них станция биологиче-ской очистки продана за 1 442 314 руб.. канализационная насосная станция  площадью 42,2 кв.м. – 697 616 руб., канализационная насосная станция  площадью 34,3 кв.м.- 745 388 руб., канализационные сети протяженностью 908 м. – 1 340 480 руб. Акт приема-передачи имущества сторонами подписан 06.02.2016 (со слов представителя предприятия, это опечатка, акт приема-передачи имущества подписан 06.02.2017, то есть после произведенной оплаты).

Право хозяйственного ведения зарегистрировано в Управлении Росреестра 30.12.2016 после заключения договора купли-продажи.

В соответствии с письмо оценщика рыночная общая стоимость объектов вместе с земельным участком площадью 448 кв.м., расположенным в 30 м. на запад от жилого дома по ул. Воспоминаний, 1, в городе Хабаровске, составляет 4 041 984,00 руб., из них стоимость канализационных сетей - 1 136 000,00 руб., канализационной насосной станции площадью 42,2 кв.м. -  591 200,00 руб., ка-нализационной насосной станции площадью 34,30 кв.м. – 631 684,00 руб., станции биологической очистки – 1 222 300,00 руб., земельного участка – 460 800,00 руб.

Согласно платежному поручению от 23.12.2016, <…> за очистные соору-жения МУП «РЭС» уплачено 423 000 руб., платежному поручению от 02.02.2017 уплачено 2 500 000 руб. по договору от 22.12.2016 №4, от 03.02.2017 – 300 000 руб., 08.02.2017 – 1 003 000 руб., всего уплачено - , при этом оплата согласно пункта 3.2 договора должна быть произведена в течение тридцати календарных дней с момента подписания договора.

Согласно пункту 3.1 договора, покупатель вносит предоплату на расчет-ный счет продавца в размере 50% от стоимости договора  в течение трех рабо-чих дней с  момента подписания договора сторонами.

То есть сроки оплаты, установленные договором, покупателем не соблю-дены.

Частью 2 статьи 3Федерального закона от 21 декабря 2001  №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) установлено, что его действие   не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. 

  Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены статьей 13 Закона о приватизации, при этом согласно части 5 ука-занной статьи приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федераль-ным законом.

В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Согласно последней редакции устава МУП «РЭС», утвержденной Коми-тетом 11.07.2016, предприятие является коммерческой организацией (пункт 1.5), имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (пункт 1.7), предприятие создано в целях приведения в надлежащее состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций, содержания электрических сетей, расположенных на территории Хабаровского муниципального района и дальнейшей их эксплуатации в соответствии с правилами устройства и эксплуатации электроустановок, решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли (пункт 2.1). 

Пунктом 2.2. устава определены основные виды деятельности предпри-ятия, осуществление видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведе-ния к основным видам деятельности предприятия не отнесено.

Пунктом 5 устава установлено, что предприятие осуществляет разработку и мероприятия, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности по сбыту энергетических ресурсов, указанным пунктом предусмотрено устройство наружных сетей   водопровода, канализации, теплоснабжения.

Пункт 4 устава предусматривает консалтинг, энергосервис, сопровожде-ние внедрения энергосберегающих проектов. Здесь же указано, что предприятие выполняет работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения. Также указано, что предприятие может осуществлять забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжение.

Вместе  с тем в письме МУП «РЭС» от 18.09.2017 №55-3 за подписью директора предприятия   указано, что содержание и эксплуатация канализационных сетей, канализационных насосных станция, станции биологической очистки и земли под этими сооружениями, переданными в уставной фонд предприятия, не являются  уставной целью учреждения предприятия. Обязанность собственника отдельно указывать цели использования при передаче в хозяйственное ведение муниципальному предприятию имущества законодательством не предусмотрена. 

Таким образом, анализ устава предприятия позволяет сделать вывод о том, что указание в пункте 4 устава на возможность осуществления предпри-ятием  забора, очистки и распределения воды, сбора и обработки сточных вод, строительства инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжение, является мерой, направленной на передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение с последующей его продажей путем ухода от торгов, обязательных в соответствии с  Законом о приватизации. 

Не имеет правового значения факт отсутствия в письменном согласии Комитета от 20.12.2016 №01-21/4413 указания на ФИО покупателя муници-пального имущества, поскольку из хронологической последовательности сделок следует их взаимосвязанность, существенное значение имеет  срочный характер  заключенной сделки.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически имущество, переданное предприятию  в хозяйственное ведение, не предполага-ло намерения для возникновения права хозяйственного ведения с целью использования этого имущества  предприятием для ведения своей уставной деятельности, а являлось необходимым звеном (действием) в схеме по продаже муниципального имущества в обход статей 2, 13    Закона о приватизации. 

Факт поспешной продажи (с даты передачи в хозяйственное ведение, по-лучения согласия на сделку до даты заключения договора купли-продажи про-шло всего тридцать два дня) свидетельствует также о том, что    хозяйствующий субъект – покупатель был известен   заранее, цель этих сделок направлена на сокрытие сделки приватизации имущества на выгодных для покупателя условиях – в рассрочку. 

В силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка – это  сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, в связи  с чем притворная сделка ничтожна. 

Таким образом, передача имущества предприятию без цели его использо-вания в своей уставной деятельности, короткий промежуток времени между передачей имущества, дачей согласия на продажу и   регистрации права хозяйственного ведения за предприятием после заключения договора купли-продажи носят притворный характер и прикрывают сделку по отчуждению имущества в собственность физического лица в нарушение законодательства о приватизации.

Следовательно, сделка по продаже <…> указанного имущества не может быть признана законной.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 15 Федерального закона от 526.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), органам власти, органам местного самоуправления, иным осуществляющим их функции органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

К признакам ограничения конкуренции пунктом 17 статьи 4 Закона о за-щите конкуренции отнесены сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведе-ние, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Следовательно, в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района в связи с продажей муниципального имущества без проведения конкурентных процедур усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конку-ренции, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения объектов муниципальной собственности, поскольку только при соблюдении публичных процедур хозяйствующие субъекты имеют равную возможность реализовать свое право на получение таких объектов в пользование, выявленные факты на-рушений создают реальную угрозу для конкуренции, препятствуют доступу хо-зяйствующих субъектов на товарный рынок. 

В связи с наличием в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,   выразившихся в продаже <…>муниципального имущества (станция биологической очистки, канализационных насосных станций, расположенных по ул. Воспоминаний, 1, в г. Хабаровске,  канализационных сетей, протяженностью 908 м., расположенных в г. Хабаровске), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдавалось предупреждение о необходимости прекращения указанного нарушения путем совершения действий по изъятию имущества из собственности <…> (отмены пункта 1.2 приказа Комитета от 21.11.2016 №286/1 об изменении уставного фонда предприятия (в части, касающейся имущества, указанного в приложении №1 к данному приказу), отмены приказа от 21.11.2016 №289 о закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения, отмены согласия Комитета по продажу имущества письмом от 20.12.2016 №01-21/4413, растор-жения договора №4 купли-продажи от 22.12.2016,  возврата денежных средств <…>,   возврата имущества  в муниципальную собственность) в срок до 25.12.2017.

 В установленный срок от Комитета поступило ходатайство от 10.01.2018 №01-21/36 о продлении срока исполнения предупреждения в связи с обжалованием не вступившего в законную силу решения арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2017 по делу №А73-14310/2017. В удовлетворении данного ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения отказано.

Поскольку оснований   для продления срока исполнения   предупрежде-ния от 13.10.2017 №8/7990 не имеется, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

определила:

1. Назначить дело № 8-01/374  к рассмотрению на «12» час. «00» мин.    

«02» марта 2018, по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.

2.Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского му-ниципального района (1032700248690, ИНН 2720015420, ул.  Волочаевская, д.6, г. Хабаровск, 680007). 

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц МУП «Районные электрические сети» (ул. Угловая, д.15, корпус А, с. Иль-инка Хабаровского муниципального района, 680509),  индивидуального пред-принимателя <…> (ул. Юности, д.15, кв.53, г. Хабаровск, 680045).

4. <…>в срок до 01.03.2018 представить выписку из ЕГРИП о государст-венной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства ИНН.

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с мо-мента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ли-ца, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны