Решение №б/н Решение и предписание в отношении НОУ ДО «Образовательный це... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                               РЕШЕНИЕ

            по делу №  4-05/80

23 ноября  2015  г.                                                                         г. Хабаровск

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, и.о.   руководителя управления;

  члены Комиссии:

   <…>, начальник  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

   <…>, главный  специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной   конкуренции,

рассмотрев дело № 4-05/80  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении НОУ ДО «Образовательный центр «ИВА» (далее образовательный центр «ИВА») по факту распространения   недостоверной и недобросовестной рекламы образовательных услуг,  в отсутствие представителя  образовательного центра «ИВА», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Хабаровского УФАС России поступило обращение (вх.                                                  № 4/9390 от 24.09.2015 г.) о распространении образовательным  центром «ИВА» рекламных листовок (флаеров) следующего содержания:

«Уверены, что учитесь в лучшем центре?  Приходи, попробуй у нас и получи:

  1. Цены ниже.
  2. Качество выше.
  3. И месяц бесплатно!

Образовательный центр  «ИВА». 466-700.  www.center-iva.ru».

По мнению заявителя, данное рекламное предложение содержит недостоверные сведения о преимуществах школы «ИВА»,  поэтому суть их требований заключается в привлечении рекламодателя к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что рекламные листовки  распространялись  промоутером с 22 по 24 сентября 2015 г.  с 15-00 часов до 18-00 часов возле здания по адресу:  Хабаровск, ул. Гоголя, 43, где находится образовательное учреждение «Школа «ELC».

По утверждению подростка, раздававшего флаеры, данная работа выполнялась им по поручению руководства образовательного центра «ИВА», которое определило место дислокации распространения рекламы – среди учащихся, преподавателей и сотрудников ЧОУДО «Школа «ELC». 

В верхнем правом углу рекламной листовки содержится дополнительная информация  -  о ценах на обучающие программы:

- английский – 2700 руб./мес.

- китайский – 3500 руб./мес.

- японский – 3500 руб./мес.

- немецкий – 2700 руб./мес.

-  французский – 2700 руб./мес.

При оценке  рекламной информации, содержащейся в листовке, на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе»,  установлено следующее.

 

 1. Для подтверждения достоверности заявленной в рекламе информации о том, что в школе «ИВА» цены на образовательные услуги ниже,   проведен выборочный сравнительный анализ цен на аналогичные услуги в других хабаровских школах иностранных языков: «ELC», «Британика», «Поколение 2000», «Лестер» и «Инлайн».  

В целях сопоставимости показателей уровня цен на образовательные программы учтена единая возрастная категория учащихся – группа  для молодежи и взрослых.

Для сравнения  цен в разных образовательных учреждениях учтена базовая расчетная единица   – стоимость одного академического часа, рассчитанная исходя из общей стоимости обучения  в месяц, поделенной на количество академических часов в месяц.

  Указанные данные размещаются на официальных сайтах перечисленных школ.

  Сравнительный анализ цен  (по состоянию на 01.10.2015 г.) в разных школах позволяет установить следующее.

Стоимость 1 академического часа  составляет (в рублях):

 

В  группах английского языка.

  «ИВА – 168,75;

 «Британика» - 168,75;

 «Поколение 2000» - 154, 16;

Данные значения цен свидетельствуют о том, что стоимость обучения в школах «ИВА» и «Британика» одинакова, а в школе «Поколение 2000»  обучение обойдется дешевле, чем в школе «ИВА».

Аналогичное соотношение цен в группах немецкого и французского языков,  что позволяет сделать вывод о том, что цены на образовательные услуги в  школе «ИВА»  не ниже, чем в других школах.

В группах китайского языка.

«ИВА»  - 218,75;

«ELC»  - 214,29;

«Британика» - 184,37;

«Поколение 2000» - 162,50;

«Лестер»  – 181, 25;

«Инлайн» - 173,0

Как видно из данного прейскуранта цен, в школе «ИВА» самая высокая стоимость одного академического часа по сравнению с другими, выбранными для сравнения школами.

Причем за обучение  китайскому языку в школе «ИВА» придется заплатить средств на 35% больше, чем в школе «Поколение 2000».

В группах  японского  языка указанная тенденция сохраняется,   а именно, в школе «ИВА»   стоимость одного академического часа составляет  218, 75, что на 35% дороже, чем в школе «Поколение 2000»  (162,50)  и  на 26% дороже,  чем в школе «Инлайн» (173,0).

Потребитель при выборе учебного заведения для обучения иностранным языкам ориентируется на рекламу, в частности, информация о том, что в школе «ИВА»   цены ниже, убеждает   о более низких ценах по сравнению с другими школами.

Однако, как показал анализ цен, учащиеся, получающие знания в школе «ИВА» в группах  и  европейских, и  восточных языков,  платят более высокую цену по образовательным программам по сравнению с другими лингвистическими школами.

На основании пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, является недостоверной.

Таким образом, реклама о более низких ценах в школе иностранных языков «ИВА»  является недостоверной, вводящей в заблуждение.

              

2. При оценке на соответствие Федеральному закону «О рекламе» рекламного утверждения о том, что в центре  «ИВА» качество обучения выше, учтено следующее.

Согласно  словарю  согласованных терминов и определений в области образования  государств-участников Содружества Независимых Государств (М., 2004,  стр. 44) под качеством  образования  понимается соответствие образования  (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.

К  основным факторам, определяющим качество образования, относятся:

- профессорско-преподавательский состав;

- учебно-методическое обеспечение;

- материально-техническая база;

- интеллектуальный потенциал учебного заведения;

- качество знаний учащихся.

В словаре терминов и понятий дополнительного профессионального образования / Автор-составитель: Лямзин М.А., Громкова М.Т.– М.: ИРДПО, 2013. – 29 с. под редакцией В.В.Безлепкина/  понятие «Качество дополнительного  образования» определяется как комплексная характеристика, отражающая степень соответствия дополнительного профессионального образования в целом или отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ потребностям обучающегося (слушателя) и заказчика образовательных услуг, а также общества и государства.

Таким образом, качество образования  является сбалансированной системой показателей, что исключают возможность использования  единого  обобщенного показателя при оценке  образовательного  процесса.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (№58      от 8 октября 2012 г.) «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами  (услугами) должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, с использованием сравнительной формулировки «Качество выше»,  должно иметь документальное и фактическое обоснование.

В рекламе школы «ИВА»  неясно, с чем именно сравнивается полученное  образование, насколько полученное образование отличается в лучшую  сторону от других учебных заведений,  чья в этом заслуга  и т.д.

То есть, при  отсутствии конкретного критерия  сравнения создается впечатление, что    центр «ИВА» по качеству образования  обладает преимуществом  перед всеми остальными школами  по всем критериям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о преимуществах рекламируемого товара  перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается  недостоверной и не допускается.

Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Некорректность сравнения  присутствует  в рекламе образовательного центра «ИВА»  по  той причине, что  после прочтения  фразы   «Качество выше»  формируется представление, что в указанном учебном заведении  достигнута наивысшая  эффективность образовательной системы, чего нет в других учебных заведениях.

 

Кроме того, в Хабаровское УФАС России  поступило заявление (от 12.10.2015 № 4/9965), переданное из Министерства образования и науки Хабаровского края, о нарушении рекламного законодательства при распространении рекламы образовательного центра «ИВА» о предоставлении образовательных услуг по адресу: ул. Большая, 12.

        В ходе рассмотрения заявления установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Гайдара,13, где осуществляет деятельность НОУ ДО «Образовательный центр ИВА», распространяются листовки следующего содержания: «Научим хорошему! Английский, Китайский, Испанский и др. ИВА www.center-iva.ru 466-700. Программирование, дизайн, Видео. Игра на гитаре.  Записаться и узнать подробнее по тел. 466-700 или на www.center-iva.ru. наши офисы: 1. Гайдара,13; 2. Шабадина, 19; Большая,12; Школа 38; Политехнический лицей;  Автодор; Школа, 66; Морозова, 86а; Школа,72; Школа, 67; Некрасовка.  Единый справочный телефон 466-700».

        Воспользовавшись рекламным предложением о возможности обучения английскому языку по адресу: г. Хабаровск, ул. Большая, 12., заявитель заключил договор на оказание образовательных услуг № 12095 от 15.09.2015 г. с НОУ ДО «Образовательный центр ИВА».

В соответствии с частью 1 статьи 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно части 4 указанной статьи лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

        Вместе с тем, согласно  приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности № 1159 от 18.06.2015 г,  НОУ ДО «Образовательный центр ИВА» имеет право на осуществление образовательной деятельности по адресам:

 ул. Гайдара, 13 и ул. Шабадина, 19.

        Следовательно, НОУ ДО «Образовательный центр ИВА» осуществляет образовательную деятельность по адресу: ул. Большая, 12,  в отсутствие лицензии на право осуществления образовательной деятельности по указанному адресу.

       В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

        В нарушение указанных требований реклама о предоставлении НОУ ДО «Образовательный центр ИВА» образовательных услуг по адресу: ул. Большая, 12,  в отсутствие лицензии на осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом,  реклама центра «ИВА» содержит признаки  нарушения пунктов  1, 4 части 3,   пункта 1 части 2 статьи 5  и пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые несет рекламодатель – лицо,  определившее объект рекламирования и содержание рекламы (часть 6 статьи 38 Закона).

Установлено, что реклама распространена в интересах НОУ ДО  «Образовательный центр «ИВА», следовательно, названное учреждение  является рекламодателем.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащими рекламы:

  - «Уверены, что учитесь в лучшем центре?    Приходи, попробуй у нас и получи: 1. Цены ниже. 2. Качество выше. 3. И месяц бесплатно!   Акция действует при предъявлении документа, свидетельствующего об обучении в другом центре».  Образовательный центр  «ИВА». 466-700.   www.center-iva.ru»;

 

 - «Научим хорошему! Английский, Китайский, Испанский и др. ИВА www.center-iva.ru 466-700. Программирование, дизайн, Видео. Игра на гитаре.  Записаться и узнать подробнее по тел. 466-700 или на www.center-iva.ru. наши офисы: 1. Гайдара,13; 2. Шабадина, 19; Большая,12; Школа 38; Политехнический лицей;  Автодор; Школа, 66; Морозова, 86а; Школа,72; Школа, 67; Некрасовка.  Единый справочный телефон 466-700», распространенные  в виде рекламных листовок,

поскольку в них  нарушены  требования пунктов 1,4 части 3, пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 7 статьи 7   Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать  НОУ ДО «Образовательный центр «Ива»  предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

 

       3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

          Решение изготовлено в полном объеме     23  ноября     2015 г.       

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

23  ноября   2015  года                                                                 г. Хабаровск

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, и.о.   руководителя управления;

члены Комиссии:

<…>, начальник  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>, главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

на основании своего решения от 23 ноября   2015 года по  делу  № 4-05/80  о признании ненадлежащими реклам:

-  «Уверены, что учитесь в лучшем центре?    Приходи, попробуй у нас и получи: 1. Цены ниже. 2. Качество выше. 3. И месяц бесплатно!   Акция действует при предъявлении документа, свидетельствующего об обучении в другом центре».  Образовательный центр  «ИВА». 466-700.   www.center-iva.ru».,  и

- «Научим хорошему! Английский, Китайский, Испанский и др. ИВА www.center-iva.ru 466-700. Программирование, дизайн, Видео. Игра на гитаре.  Записаться и узнать подробнее по тел. 466-700 или на www.center-iva.ru. наши офисы: 1. Гайдара,13; 2. Шабадина, 19; Большая,12; Школа 38; Политехнический лицей;  Автодор; Школа, 66; Морозова, 86а; Школа,72; Школа, 67; Некрасовка.  Единый справочный телефон 466-700»,

 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                        

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. НОУ ДО  «Образовательный центр «ИВА»  (ИНН 2721980180, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Гайдара, 13) в пятидневный срок  со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы Образовательного центра «ИВА»,   которая   содержит недостоверную информацию о низких ценах на обучение, о высшем качестве образовательных услуг,  а также прекратить распространение рекламы образовательных услуг по адресу: г. Хабаровск, ул. Большая, 12, до получения соответствующей лицензии на обучение по указанному адресу.

 

2. НОУ ДО  «Образовательный центр «ИВА»  (ИНН 2721980180, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Гайдара, 13)  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до _07  декабря  _2015 г.

 В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны