Решение №027/01/18.1-1415/2020 Решение по жалобе ООО «Фирма Аудитинформ» на действия АО «Ха... от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

-заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 

-ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

от заявителя - ООО «Фирма Аудитинформ» -  по доверенности от  06.09.2020 №22,   по доверенности от  06.09.2020 №22;

от заказчика – АО «Хабаровские энергетические системы» по доверенности от 29.01.2019  №4,   по доверенности от 21.05.2020 №65,

рассмотрев жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» и материалы дела №8-01/344(027/01/18.1-1415/2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Фирма Аудитинформ» на действия АО «Хабаровские энергетические системы»    при проведении открытого конкурса  на право отбора аудиторской  организации для проведения  обязательного аудита (независимой проверки) бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Хабаровские энергетические системы» (далее - АО «ХЭС», Заказчик) за 2020-2024 годы (извещение №32009427110).

По мнению заявителя, заявка ООО «Фирма Аудитинформ» необоснованно признана несоответствующей требованиям  подпунктам  «в» и «г» пункта 2.7 Конкурсной документации,  также документация открытого конкурса содержит нарушения  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в части установления Заказчиком в конкурсной документации требования о наличие в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов с аттестатами, выданными после 01.01.2011.

На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

Извещение № 32009427110 о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.08.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 250 000,00 рублей.

Источник финансирования: аудит финансируется заказчиком - АО «Хабаровские энергетические системы».

Согласно протоколу  открытия доступа к заявкам  от 18.09.2020, на участие в открытом конкурсе поступило 2 заявки.

Согласно протоколу  рассмотрения заявок от 28.09.2020, к участию в открытом конкурсе  допущена заявка №2 ООО «ФОРЕСТ АУДИТ», заявка  частника  №1 ООО «Фирма Аудитинформ» признана несоответствующей требованиям пункта 2.7 Конкурсной документации по подпунктам  «в»- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - копия решения о назначении, или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее – руководитель) и «г» - документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса на момент подачи заявки на участие в конкурсе - копии квалификационных аттестатов аудиторов, в  том числе не менее трех аттестатов, выданных после 01.01.2011.

Согласно  итоговому протоколу от 30.09.2020, заявка ООО «ФОРЕСТ АУДИТ» допущена до участия в открытом конкурсе, конкурс признан несостоявшимся, в связи с допуском  одного участника.

В процессе проведения внеплановой проверки, заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Изучив материалы дела № №8-01/344(027/01/18.1-1415/2020), Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 .07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В силу п. 7 ч. 4 ст. 1 Закон о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307).

Юридические лица, являющиеся  заказчиками в соответствии с законом №223-ФЗ и указанные в  части 4 статьи 5 Закона № 307, осуществляют отбор аудиторской организации для  проведения обязательного аудита  в порядке, установленном  законодательством РФ  о контрактной системе в сфере закупок (Письмо Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 5 Закон № 307 обязательный аудит проводится, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Иными словами, законодателем, в числе прочего определена категория субъектов, которые в обязательном порядке должны проводить аудит бухгалтерский (финансовый) отчетности (в частности организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%), а также порядок проведения такого аудита (в частности закупка осуществляется посредством открытого конкурса, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе).

На основании части 1 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «ХЭС» доля государственной собственности в уставном капитале составляет 100% (Хабаровский край  в лице Министерства  имущественных отношений Хабаровского края).

Соответственно, АО «ХЭС» обязано применять положения Закона №307-ФЗ, Закона о контрактной системе.

Как следует из конкурсной документации, конкурс проводился Заказчиком в порядке, установленном статьями 48-54 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:

а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

з) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц, а в случае закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, также наименование страны происхождения товара;

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются государственными, муниципальными учреждениями;

6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2.7 Информационной карты аукционной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы и сведения:

«1) Заявка на участие в конкурсе, заполненная по форме, приведенной в Приложении № 1  к  Конкурсной документации.

2) Анкета участника конкурса, заполненная по форме, приведенной в Приложении № 2  к  Конкурсной документации.

3) Пакет документов:

а)  выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную с официального сайта ФНС РФ,  заверенную руководителем аудиторской организации, полученную не ранее чем за день до подачи заявки;

б) документ, подтверждающий членство участника конкурса и аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов (выписка из реестра СРО);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - копия решения о назначении, или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее – руководитель).

В случае если от имени участника конкурса действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью участника конкурса и подписанную руководителем участника конкурса или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника конкурса, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. Уполномоченное лицо должно иметь при себе документ, удостоверяющий его личность в соответствии с данными доверенности.

г) документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса на момент подачи заявки на участие в конкурсе:

- копии квалификационных аттестатов аудиторов, в том числе не менее трех аттестатов, выданных после 01.01.2011 г.;

- копии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации или иных документов об обучении за три предшествующих года;

- копии трудовых книжек штатных аттестованных аудиторов организации либо трудовые договоры;

- копии грамот, благодарственных писем, полученных аудиторской организацией в связи с осуществлением аудита;

- наличие в штате организации не менее трех специалистов, имеющих действующие квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1.01.2012 года  (информация должна быть подтверждена перечнем квалифицированных аттестованных специалистов с указанием образования, стажа работы по специальности);

- копии договоров на проведение аудиторских проверок за период с 2017г. по 2019 г.;

- копия бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета 2-аудит, заверенная руководителем аудиторской организации за 2019 год. (Приложение № 3 к Конкурсной документации);

- страховой полис;

д) заверенные копии действующих на момент подачи заявки на участие в конкурсе учредительных документов участника конкурса.

Перечень учредительных документов юридических лиц определяется гражданским законодательством.

е)  техническое предложение по выполнению аудита.

В техническом предложении излагаются количественные и качественные характеристики предмета конкурса. Указанные характеристики должны соответствовать Техническому заданию (Приложение № 1 к Договору  об оказании аудиторских услуг. Приложение № 5 к Конкурсной документации), а также  содержать описание общего подхода участника конкурса  к проведению аудита, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, включая план, программу аудиторской проверки, сроки её проведения, обоснование применения выборки;

ж) финансовое предложение – стоимость аудита.

З) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в ОК с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения).

4) Опись документов.

Участник конкурса декларирует в заявке свое соответствие требованиям, предусмотренным в  п. 1 ст. 31 Федерального закона  № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а именно:

 - непроведение ликвидации участника конкурса – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса банкротом и об открытии конкурсного производства;

- не приостановление деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе;

- отсутствие у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник   конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято.

Проверка соответствия участников конкурса указанным требованиям осуществляется конкурсной комиссией на основании представленных документов.

Аудиторская организация по своему усмотрению может предоставить иную информацию, характеризующую ее и подтверждающую квалификацию и опыт ее сотрудников».

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.

Как следует из протокола рассмотрения заявок от 28.09.2020, заявка  участника  №1 ООО «Фирма Аудитинформ» признана несоответствующей требованиям пункта 2.7 Конкурсной документации,  поскольку выявлены несоответствия заявки по  составу, содержанию и  оформлению по подпунктам  «в»- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - копия решения о назначении, или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее – руководитель) и «г» - документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса на момент подачи заявки на участие в конкурсе - копии квалификационных аттестатов аудиторов, в  том числе не менее трех аттестатов, выданных после 01.01.2011.

В ходе изучения заявки ООО «Фирма Аудитинформ» Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что участником открытого конкурса  в составе заявки представлен приказ об исполнении обязанностей директора от 15.08.2018, где указано, что Н.А. Паншина  приступает к обязанностям директора, при этом приказ подписан директором Н.А. Паншиной. Согласно п. 2 протокола внеочередного общего собрания участников ООО «ФИРМА АУДИИНФОРМ»  от 04.06.2019 №1/2019  полномочия директора Н.А. Паншиной продлены на 1 (один) год с 15.06.2019 (срок истечения полномочий 15.06.2020). Согласно Уставу (п.4.3), утвержденного  протоколом  собрания  участников  ООО «ФИРМА АУДИИНФОРМ» от 15.06.2012 №01/12, директор избирается сроком на 1 (один) год.

Иных документов в составе заявки участника, касающихся подтверждения полномочий руководителя участником не представлено.

Согласно сведениям выписки из государственного реестра юридических лиц директором ООО «ФИРМА АУДИИНФОРМ»  является Н.А. Паншина.

Таким образом, в составе заявке документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица на дату подачи заявки отсутствуют.

Следовательно, действия конкурсной комиссии  по признанию несоответствующей требованиям аукционной документации заявки ООО «ФИРМА АУДИИНФОРМ» правомерны. Доводы жалобы в указанной части признаются необоснованными.

При этом, указание в протоколе от 28.09.2020 такого основания признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации как по подпункту «г»  пункта 2.7 Конкурсной документации - документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса на момент подачи заявки на участие в конкурсе - копии квалификационных аттестатов аудиторов, в  том числе не менее трех аттестатов, выданных после 01.01.2011, противоречит пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, так как отсутствие в составе заявки документов подтверждающих квалификацию участника не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, так как итоговое решение аукционной комиссии о признании заявки не соответствующей требованиям аукционной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в связи с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению в указанной части предписание не выдавать.

Довод жалобы относительно неправомерного установления Заказчиком в конкурсной документации требования о наличие в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов с аттестатами, выданными после 01.01.2011, признается обоснованным в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса и документации заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2.5.1 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: «В конкурсе может принять участие любая  аудиторская организация, отвечающая установленным требованиям – п.3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», имеющая в штате не менее трех аудиторов с квалификационным  аттестатом, выданным после 01.01.2011 года и оплатившая обеспечение заявки на участие в конкурсе (20% от начальной (максимальной) цены контракта)».

Часть 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Часть 1 статьи 3 Закона №307 деятельности устанавливает, что аудиторская организация - это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 307 коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что установление в конкурсной документации требования к участнику закупки о наличии в штате не менее трех аудиторов с квалификационным  аттестатом, выданным после 01.01.2011 противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Довод жалобы в указанной части признается обоснованным.

Кроме того, согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом в конкурсной документации указанные обязательные требования к участникам закупки в полном объеме не установлены, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исходя из части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений; с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным части 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы; при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, а заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги; иные особенности проведения открытого конкурса в электронной форме установлены главой 3 Закона о контрактной системе.

Следовательно, электронная форма открытого конкурса предполагает иной порядок подачи заявок, субъектный состав (участие электронной площадки, аккредитованных участников) и иные особенности процедуры, установленные законодательством о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур; при этом, заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Частью 44 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что положения части 43 Закона о контрактной системе не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, указанных в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

Из буквального толкования приведенных выше положений Закона о контрактной системе следует, что с 01.01.2019 приоритетной формой проведения закупочных процедур, в том числе открытого конкурса является электронная (действует запрет на осуществление закупок в «бумажном» формате, исключение составляют ряд закупок, поименованных в исчерпывающем перечне части 44 статьи 112 Закона о контрактной системе).

Заказчиком проведена закупочная процедура - открытый конкурс для заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ХЭС» за 2020-2024  годы (согласно части 4 статьи 5 Закона №307).

Пунктом 1.8 конкурсной документации установлен срок и место подачи заявок на участие в конкурсе: с 25.08.2020 года; заявка подается по адресу заказчика: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена,  д. 45,  оф. 315. Согласно п. 2.8.3.5 срок окончания приема заявок на участие прекращается  в момент объявления  о начале процедуры  вскрытия конвертов с такими  заявками, а именно, в 12.00 ч. 18.03.2020 (допущена опечатка). Согласно п. 2.9.1  время  и дата вскрытия конвертов – 18.09.2020.

Пунктом 2.6 конкурсной документации установлена форма заявки на участие в конкурсе. Так пункт 2.6.1 конкурсной документации устанавливает, что  заявка на участие в конкурсе подается в  письменном виде  в запечатанном конверте. Также п. 2.8.3.2 устанавливает, что подача заявки  на участие в конкурсе в форме электронного документа не допускается.

Таким образом, следует, что открытый конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления обязательной аудиторской проверки проводится не в электронном виде, в частности заявки и документы на открытый конкурс подаются в АО «ХЭС».

АО «ХЭС» на заседании Комиссии Хабаровского  УФАС России пояснили, что, открытый конкурс был проведен  в «бумажном» формате, но с соблюдением требований  Закона о контрактной системе, Закона  №223-ФЗ и Закона № 307.

При этом в контексте рассматриваемой статьи 5 Закона №307-ФЗ во взаимосвязи с положениями законодательства о контрактной системе ключевым является формулировка «...открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...», поскольку, во-первых, при закрепленном в части 4 статьи 5 Закона № 307 способе определения аудиторской организации - открытый конкурс, не конкретизирована форма таких торгов, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе двух форм «бумажной» и «электронной»; во-вторых, порядок предусматривает алгоритм действий применительно к тому или иному способу закупки, при этом, возлагая на организации, поименованные в части 4 статьи 5 Закона №307, обязанность по проведению закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, законодатель преследует цель (исходя из формулировки) определения исключительно порядка проведения закупок без привязки к субъектному составу лиц, осуществляющих такие закупки.

В данном случае, АО «ХЭС» проведена закупочная процедура - открытый конкурс для заключения договора на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «ХЭС» за 2020-2024 годы.

Таким образом, порядок проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен Законом о контрактной системе и приоритетным является проведение открытых конкурсов в электронной форме, следовательно, АО «ХЭС» должно при проведении спорного открытого конкурса руководствоваться также статьей 112 Законом о контрактной системе, в части определяющей форму такой закупки (торгов).

На основании вышеизложенного, в действиях акционерного общества АО «ХЭС» установлены нарушения части 5 статьи 24 и пункта 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. 

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Вместе с тем, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено,  что согласно извещению о проведении открытого конкурса п. 3.5, конкурсной документации п. 1.13  обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе не установлено.  

При этом  в п. 2.5.1 конкурсной документации заказчиком установлено обеспечение заявки в размере 20% от начальной (максимальной цены контракта).  

Информация об отсутствии обеспечения  и  о наличии обеспечения в размере 20%, содержащаяся  в конкурсной документации, в п. 1.13 и п. 2.5.1, и в извещении п. 3.5 носит противоречий характер и вводит в заблуждение участников конкурса.

Указанное является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в части наличия в размещенной документации недостоверной информации относительно необходимости предоставления обеспечения заявки.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя ООО «Фирма Аудитинформ» на действия АО «Хабаровские энергетические системы»    при проведении открытого конкурса  на право отбора аудиторской  организации для проведения  обязательного аудита (независимой проверки) бухгалтерской  (финансовой) отчетности АО «Хабаровские энергетические системы» (далее - АО «ХЭС») за 2020-2024 годы (извещение №32009427110) обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «ХЭС» нарушившими требования  ч. 6 ст. 31, ч.5 ст. 24,  п. ч.43 ст.112 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – АО «ХЭС» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела № 8-01/344(027/01/18.1-1415/2020) уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края

Связанные организации

Связанные организации не указаны