Решение №ЛИ/1438/24 1. Признать жалобу ИП Мартынов В.О. на действия аукционной к... от 12 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/7

(027/10/18.1-82/2024)

 

08.02.2024                                                                                                 г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>. – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <...> – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, <...> – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,

в присутствии индивидуального предпринимателя Мартынова Виталия Олеговича, представителей  муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» <...>по доверенности от 31.01.2024 № 34, <...> по доверенности от 31.01.2024 № 33,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Мартынова           Виталия Олеговича (далее также – ИП Мартынов В.О., заявитель) на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» (далее также – МУП города Хабаровска «Водоканал», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и уборке объектов предприятия (извещение   № 32313075540, лот № 1),

                                                      УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ИП Мартынов В.О. на действия МУП города Хабаровска «Водоканал» при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и уборке объектов предприятия (извещение № 32313075540, лот № 1) (далее также  - аукцион в электронной форме).

Из жалобы следует, что согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок аукциона № 2943158, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 12.01.2024 заявка № 9 участника ИП Мартынов В.О. отклонена аукционной комиссией заказчика по пп. 2 п. 5.3.4. Документации, что, по мнению заявителя, является неправомерным. Указанное нарушение привело к тому, что победителем признан участник, предложивший большую цену, чем заявитель.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Ч. 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ИП Мартынов В.О. к рассмотрению.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), документацией о проведении аукциона в электронной форме (далее - Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора (Электронная площадка РТС-тендер)  – 12.12.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 132 992 069,05 рублей.

3. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 29.12.2023 08:00;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок 09.01.2024;

5. Дата рассмотрения вторых частей заявок 12.01.2024;

6. Дата подведения итогов - 12.01.2024.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей  заявок на участие в аукционе № 2943158, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 09.01.2024 на участие в спорной закупке подано девять заявок. Все заявки допущены аукционной комиссией к участию в торгах.

В соответствии с Протоколом рассмотрения вторых частей заявок аукциона № 2943158, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 12.01.2024 заявка № 9 участника ИП Мартынов В.О. отклонена аукционной комиссией заказчика на следующем основании: «Несоответствие участника конкурентной закупки требованиям, установленным извещением о проведении конкурентной закупки и аукционной документацией в соответствии с пп. 2 п. 5.3.4. раздела 5.3. главы 5 Документации на проведение аукциона, а именно: Участником задекларирован пункт об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, однако согласно информации ФНС данная задолженность имеется».

Согласно Протоколу подведения итогов аукциона № 2943158, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 12.01.2024, победителем спорной закупки признан участник (заявка № 8), с лучшим ценовым предложением  89 769 646,30 рублей.

Заказчиком - МУП города Хабаровска «Водоканал» в ходе проведении внеплановой проверки представлены письменные возражения, согласно которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.

В ходе заседания 31.01.2024, заслушав пояснения сторон, Комиссией Хабаровского УФАС России с целью изучения представленных материалов принято решение о продлении внеплановой проверки до 08.02.2024.

Рассмотрев представленные материалы 08.02.2024, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Перечень документов, которые заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке, установлен частью 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках,

Согласно подпункту «в» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением об организации закупок товаров, работ и услуг за счет собственных средств МУП города Хабаровска «Водоканал», утвержденным директором МУП города Хабаровска «Водоканал» А.В. Трость (на дату проведения спорной закупки в редакции от 04.12.2023) (далее - Положение о закупке).

Требования к участникам конкурентной закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках установлены в разделе 3 Положения о закупке.

Так, в соответствии с  пп. 4 п. 1 ст. 9 раздела 3 Положения о закупке заказчиком установлено в том числе, следующее единое требование к участникам конкурентной закупки: « 4) отсутствие у участника конкурентной закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурентной закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник конкурентной закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке не принято;».

Указанное требование продублировано в пп. «в» п. 2.1 раздела 2 «Требования к участникам конкурентной закупки» Документации.

В силу п. 44 ст. 23 Положения о закупке, пп. 2 п. 5.3.4 Документации, заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены извещением о проведении аукциона и аукционной документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным аукционной документацией, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

2) несоответствия участника аукциона требованиям, установленным извещением о проведении аукциона и аукционной документацией.

Как следует из пояснений представителей заказчика, задолженность заявителя по налогам за прошедший 2022 календарный год превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости его активов, следовательно, заявка заявителя правомерно отклонена аукционной комиссией как несоответствующая требованиям, установленным Извещением и Документацией, при этом доказательств последнего заказчиком Комиссии Хабаровского УФАС России не представлено.

Вместе с тем, согласно представленной заявителем декларации УСН бухгалтерской отчетности за 2022 год, сумма полученных заявителем доходов за 2022 год составила 5 154 500,00 рублей.

Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии заказчика, неправомерно отклонившей заявку заявителя по пп. 2 п. 5.3.4 Документации, усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, жалоба является обоснованной.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

За нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с ч.ч. 17, 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Мартынов В.О. на действия аукционной комиссией заказчика -  МУП города Хабаровска «Водоканал» при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию и уборке объектов предприятия (извещение                      № 32313075540, лот № 1) обоснованной.

2. Признать МУП города Хабаровска «Водоканал» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.02.2024 по делу № 7-11/7 (027/10/18.1-82/2024).

4. Передать материалы дела № 7-11/7 (027/10/18.1-82/2024) уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                             

 

Члены Комиссии:                                                                         

 

                                                                                                       

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны