Решение №4/9781 Решение по жалобе (вх. № 4/10429 от 28.06.2022) о размещении... от 16 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-940/2022

 

16 сентября 2022  года                                                                           г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-940/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  ООО «Хабаровский диагностический центр» (ИНН 2722119746 место нахождения: 680011 г. Хабаровск, ул. Казачья гора, д. 1, оф. 1) рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «Хабаровский диагностический центр», (доверенность),

 

                                                     УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение (вх. № 4/10429 от 28.06.2022) о размещении в сети Интернет рекламы оказания услуг УЗИ с использованием термина в превосходной степени.

       На веб сайте Яндекс в поиске по запросу «Сделать УЗИ в Хабаровске» появляется реклама: «Хабаровский диагностический центр. УЗИ В ХАБАРОВСКЕ. *Высокая точность результатов. *Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска. *Результат в день исследования. Цена от 590 р. +7 (4212) 58-88-88 Запись на прием. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из содержания вышеуказанной информации следует, что таковая по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинской услуге - УЗИ), формирование и поддержание интереса к ней.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая фраза: «Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска» содержит слово «лучший», которое не только означает «самого высокого качества, самого хорошего свойства» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное, М., 1999), но и несет смысловую нагрузку, связанную с выражением превосходной степени. Фраза «Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска» воспринимается буквально, при этом форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия.

Использованная в рассматриваемой рекламе фраза «Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска», в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», направлена на выделение рекламируемого  медицинского центра «Хабаровский диагностический центр» среди других таких центров. Данная фраза подчеркивает превосходство центра, выгодно отличающее его от других. При этом использование слова «Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска» в рекламе сообщает именно о преимуществах рекламируемого центра и оказываемых им услуг.

ФЗ «О рекламе» не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.

Несмотря на то, что в данном случае говорится только о вероятности рекламодателя относительно своего преимущества перед другими компаниями, подобная реклама вводит потребителя в заблуждение, так как слово «пожалуй» не меняет смысл используемого выражения и, по сути, содержит в себе сведения о преимуществах рекламируемых услуг.

Наличие в рекламе слова «пожалуй» не снизило заявляемую степень превосходства рекламируемого товара над аналогичными, поскольку основания или источники такого предположения также не указаны.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, формулировка «Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска», содержащая прилагательное в превосходной степени, должна иметь документальное и фактическое обоснование.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 1 части 3 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Хабаровский диагностический центр» (ИНН 2722119746 место нахождения: 680011 г. Хабаровск, ул. Казачья гора, д. 1, оф. 1).

Данный факт подтверждается информацией, предоставленной ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 4/19736 от 11.08.2022).

 

До даты рассмотрения дела ООО «Хабаровский диагностический центр» предоставлены письменные пояснения и доказательства устранения нарушения (вх. № 4/20522 от 26.08.2022).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Хабаровский диагностический центр» признала выявленное нарушение.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Хабаровский диагностический центр. УЗИ В ХАБАРОВСКЕ. *Высокая точность результатов. *Пожалуй, лучшие врачи Хабаровска. *Результат в день исследования. Цена от 590 р. +7 (4212) 58-88-88 Запись на прием. Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом», размещаемую в информационно – телекоммуникационной системе Интернет – на веб сайте Яндекс в поиске по запросу «Сделать УЗИ в Хабаровске», поскольку в ней нарушены требования пункта 1  части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Хабаровский диагностический центр» (ИНН 2722119746 место нахождения: 680011 г. Хабаровск, ул. Казачья гора, д. 1, оф. 1) не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения до даты рассмотрения дела.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                    

 

 

Члены Комиссии:                                                                                

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны