Определение №ТТ/7371/24 Определение по заявление Центра по надзору за микрофинансовы... от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 027/05/28-1048/2024 по признакам  нарушении

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

   09 июля 2024 года                                                                                     г. Хабаровск

 

Председатель Комиссии Управления  Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе , рассмотрев материалы, представленные отделом рекламы и недобросовестной конкуренции, о признаках нарушения ООО «Ломбард «Самородок» требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

     В  Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление Центра по надзору за микрофинансовыми институтами № 2 (г. Екатеринбург)   Центрального Банка Российской Федерации (далее – Центр надзора № 2)  (вх. № 11051/24 от 08.07.2024) о распространении ООО «Ломбард «Самородок» рекламы, содержащей признаки нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

При  рассмотрении заявления установлено, что  в г. Хабаровске размещаются следующие рекламы Ломбарда «Самородок»:

- «Скупка. Скупка изделий  из золота и серебра. Обмен золота. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы»,   распространяемая  по улицам  Краснореченская, 9, ул. Панфиловцев, 34 (пом.1), Стрельникова, 8А, ДОС (Большой Аэродром) квартал (у входных групп  в офисы  Ломбарда);

- «Пользование займом 35 дней бесплатно. Процентная ставка 35 дней бесплатно. Срок займа от 1 до 100 дней, также при сроке хранения до 100 дней на последние 35 дней проценты не начисляются. 0,1% в ДЕНЬ.  Тариф ПЕРВЫЙ ЗАЙМ на  30 дней», распространяемая в обособленных подразделениях  Ломбарда на  ул. Ворошилова, д. 8, д. 29Б.  

Факты размещения реклам зафиксированы Центром надзора № 2 10, 11 апреля  2024  года (скриншоты фотографий приложены к материалам дела). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанные рекламы ориентированы на неопределенный круг лиц,  направлены на привлечение внимания к финансовой услуге, к возможности оказания услуг по скупке ювелирных изделий  и получения займа в ломбарде, на мотивацию потребителя рекламы на выбор данных услуг.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно информации, представленной Центром надзора № 2,  ООО «Ломбард «Самородок»  является некредитной финансовой организацией, сведения о котором включены в государственный реестр ломбардов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона          «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом,  ООО «Ломбард «Самородок» осуществляет деятельности по скупке с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

 

Кроме того, согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона    «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее  - ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

Учитывая положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

В рекламе «Пользование займом 35 дней бесплатно. Процентная ставка 35 дней бесплатно. Срок займа от 1 до 100 дней, также при сроке хранения до 100 дней на последние 35 дней проценты не начисляются. 0,1% в ДЕНЬ.  Тариф ПЕРВЫЙ ЗАЙМ на  30 дней»  информация, предусмотренная частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», отсутствует. 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5,  части 3 статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Лицом, оказывающем финансовые услуги в г. Хабаровске по адресам: ул. Краснореченская, 9, ул. Панфиловцев, 34 (пом.1), Стрельникова, 8А, ДОС (Большой Аэродром) квартал, ул. Ворошилова, д. 8, д. 29Б является  ООО «Ломбард «Самородок» (ИНН 2723216171, место регистрации: г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, д. 34, помещение 1).  

 

       Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяются рекламы, является  ООО «Ломбард «Самородок».

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 027/05/28-1048/2024 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

 лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  –  ООО «Ломбард «Самородок» (ИНН 2723216171, место регистрации: 680051, г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, д. 34, помещ. 1).

3. Назначить дело № 027/05/28-1048/2024 к рассмотрению на 06 августа 2024 года в 11 часов 00 минут по адресу:  г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 28.

4. ООО «Ломбард «Самородок»  в трехдневный срок с момента получения настоящего определения представить в Хабаровское УФАС России:

- копии договоров на изготовление и распространение реклам с приложением документов, подтверждающих их исполнение, в том числе оплату по указанным договорам;

- иные места распространения вышеуказанных реклам в Хабаровском крае;

- пояснения по факту размещения рекламы с нарушениями рекламного законодательства.

Документы должны быть заверены печатью и подписью должностного лица.

Явка законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны