Решение №8-01/58 по жалобе ООО «Сибрегионстрой» на действия ОАО «РЖД» в лице ... от 12 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 8-01/58

по делу № 027/01/18.1-15/2019

12 апреля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ОАО «РЖД» - <…> (доверенность от 02.11.2016),

ООО «Сибрегионстрой» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Сибрегионстрой» на действия ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом– структурным подразделением Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиалом ОАО «РЖД», материалы дела № 8-01/58,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Сибрегионстрой» на действия ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом– структурным подразделением Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиалом ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9132/ОАЭ-ЦМ/18 на право заключения договора оказания услуг по предоставлению крана автомобильного (извещение № 31807378805).

Из жалобы общества следует, что общество стало победителем в торгах, но по итогам аукциона заказчик не предоставил обществу контракт на электронной площадке ля подписания, разместив на ЭТП протокол отказа от подписания договора.

В представленных заказчиком возражениях, поддержанных его представителем в заседании комиссии, доводы жалобы признаются необоснованными, поскольку заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой в связи с обстоятельствам, не предусмотренными частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ для обращения в антимонопольный орган. Заявитель признан победителем аукциона, в связи с чем комиссией принято решение о заключении с ним договора на условиях и порядке, указанными в аукционной документации. 01.03.2019 обществу направлен проект договора. 25.02.2019 в адрес заказчика от ООО «Сибрегионстрой» поступило письмо, в котором заявитель уведомил заказчика о невозможности предоставления крана автомобильного и отказе от заключения договора, в связи с чем конкурсной комиссией 15.03.2019 принято решение о признании заявителя уклонившимся от заключения договора и направлении соответствующих документов для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков в установленном порядке.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 12.04.2019.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

28.12.2018 ОАО «РЖД» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ЭТП www.rts-tender.ru размещено извещение № 31807378805 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9132/ОАЭ-ЦМ/18 на право заключения договора оказания услуг по предоставлению крана автомобильного, закупочная документация.

Срок окончания подачи первых частей заявок – 04.02.2019, дата рассмотрения первых частей заявок – 04.02.2019, дата рассмотрения вторых частей заявок -15.02.2019, дата подведения итогов – 15.02.2019.

Начальная (максимальная) цена договора – 9864432,00 руб. без учета НДС.

Согласно пункту 3.8.1 аукционной документации аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет (п. 3.8.1).

Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае: непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности; несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям; невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование); несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе: аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации; документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации); отказа участника от продления срока действия заявки и обеспечения аукционной заявки; лица, выступающие на стороне одного участника, подали заявку на участие в этой же закупке самостоятельно либо на стороне другого участника; отсутствие сведений об участнике аукциона в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление участником аукциона декларации; несоответствие сведений об участнике аукциона, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п. 3.8.3).

Согласно пункту 3.8.2 аукционной документации, по результатам рассмотрения аукционных заявок заказчик принимает решение о допуске (отказе в допуске) участника аукциона к участию в аукционе.

На участие в закупке поданы 3 заявки (протокол от 04.02.2019). Победителем открытого аукциона признано ООО «Сибрегионстрой» (протокол от 22.02.2019).

В соответствии с пунктом 3.1.4 аукционной документации аукционные заявки рассматриваются как обязательства участников. Заказчик вправе требовать от победителя аукциона заключения договора на условиях аукционной документации.

Пунктом 3.22 аукционной документации установлено, что договор по результатам аукциона заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением, аукционной документацией и заявкой участника аукциона, с которым заключается договор.

Договор по результатам аукциона заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения на сайтах итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора ЭТЗП (п. 3.22.2).

Заказчик в течение 7 (семи) календарных дней с даты размещения итогового протокола на сайтах направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора посредством ЭТЗП (п. 3.22.3).

Участник аукциона, с которым заключается договор, должен представить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации), иные документы, если аукционной документацией предусмотрено их представление на этапе заключения договора и подписанный со своей стороны на ЭТЗП договор не позднее 3 (трех) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика (п. 3.22.4).

Участник аукциона, с которым заключается договор, обязан заключить договор на условиях аукционной документации, аукционной заявки и своего технического и ценового предложения. Стоимость договора определяется на основании стоимости ценового предложения такого участника без учета НДС, с учетом применяемой им системы налогообложения (п. 3.22.5).

Договор по результатам аукциона заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника аукциона, заказчика (п. 3.22.7).

22.02.2019 на официальном сайте закупок размещен итоговый протокол о признании победителем ООО «Сибрегионстрой».

25.02.2019 в адрес заказчика поступило письмо (исх. № 2 от 25.02.2019) ООО «Сибрегионстрой» о невозможности заключения договора в связи с поломкой автомобильного крана.

Материалами дела установлено, что 01.03.2019 в адрес победителя аукциона направлен проект договора.

Согласно протоколу от 15.03.2019 ООО «Сибрегионстрой» признано уклонившимся от заключения договора в связи с письменным отказом победителя.

Доводы заказчика о том, что жалоба не подлежит рассмотрению антимонопольным органом, подлежат отклонению в силу следующего.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Предусмотренный положениями данной статьи порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав участников закупок.

По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции оценка обоснованности жалобы осуществляется комиссией антимонопольного органа в ходе ее рассмотрения, а не на стадии принятия к производству должностным лицом. При соответствии жалобы предъявляемым к ней требованиям, антимонопольный орган обязан принять и рассмотреть такую жалобу по существу.

По своему содержанию жалоба общества соответствует части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Срок обжалования обществом не пропущен. В связи с этим у Хабаровского УФАС России отсутствовали основания, установленные частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, для возвращения жалобы.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Сибрегионстрой» на действия ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом– структурным подразделением Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиалом ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 9132/ОАЭ-ЦМ/18 на право заключения договора оказания услуг по предоставлению крана автомобильного (извещение № 31807378805) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "СИБРЕГИОНСТРОЙ"
ИНН 3801143630, ОГРН 1173850033972