Уведомление №8-01/314 (027/01/18.1-708/2019) Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алькад Восто... от 4 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 8-01/314(027/01/18.1-708/2019)

04 октября 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе: <…>

в присутствии представителей:

- ООО «Алькад Восток» - <…>

- УФПС Хабаровского края – <…>

- ООО «РДК – Восток» – <…>

- ООО «ДВЦД» – <…>

рассмотрев жалобу ООО «Алькад Восток» на действия УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России», материалы дела № 8-01/314(027/01/18.1-708/2019),

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Алькад Восток» на действия УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на «Оказание услуг по обезвреживанию мелких млекопитающих, а также синантропных, паукообразных членистоногих на объектах Хабаровского МСЦ УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России»» (извещение №SBR035-190014478000376).

Из жалобы ООО «Алькад Восток» и дополнений к ней, заявленных в заседании комиссии, следует, что УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» незаконно сокращены срок подачи заявок, срок подачи запросов на разъяснение, установлено требование о лицензировании.

УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» в представленных отзывах и их представитель в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что установленные закупочной документацией требования установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, обоснованы целями и принципами правового регулирования установленного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «РДК - Восток», ООО «ДВЦД» и их представители доводы УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» поддержали.

В заседании комиссии стороны на своих позициях настаивали.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В порядке части 14.1. статьи 18.1. Закона о защите конкуренции принятие решения по жалобе ООО «Алькад Восток» откладывалось до 03.10.2019, в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

В заседании комиссии 03.10.2019 ООО «Алькад Восток» заявлено дополнение к жалобе, об установлении необоснованного требования о предоставлении лицензии в связи, с чем комиссией Хабаровского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва до 10.00 часов 04.10.2019.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей, лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующему выводу.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования на действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч.2 ст. 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (ч.2 ст. 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (ч.2 ст. 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках);

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п.3 ч.1 ст.3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Часть 21 статьи 3.2. Закона о закупках также устанавливает, что при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Так как заявитель обжалует указанную закупочную процедуру в связи несоблюдением сроков по основаниям, предусмотренных в подпункте 3 пункта 10 статьи 3 Закона о закупках неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения, которые в свою очередь не находят своего подтверждения, то жалоба признается необоснованной по данным доводам.

Пункт 2, 3 статьи 3.2. Закона о закупках устанавливает, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном данным законом и положение о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

- о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 4 Закона о закупках сведения о закупке (в том числе извещения, протоколы) с начальной (максимальной) ценой договора, не превышающей 500 тысяч рублей, размещаются только на электронных площадках.

В план закупок заказчик вправе не заносить информацию о закупке, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не вносить сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 4.3.1 статьи 4.3 Положения от 11.06.2019 №283-п «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (далее - Положение о закупках), в случае внесения изменений в извещение, до окончания срока подачи заявок по запросу котировок должно оставаться не менее 3 рабочих дней (количество дней, которое должно быть установлено до даты окончания подачи заявок после размещения на ЭП).

Пунктом 4.3.1 статьи 4.3 Положения о закупках определен срок размещения извещения (в днях до окончания подачи заявки). Так для котировок, срок подачи заявок участников составляет не менее 5 рабочих дней до окончания подачи заявки.

Согласно пункту 2 разъяснения 2.1. приложения № 4 Положения о закупке, любое заинтересованное лицо вправе направить заказчику запрос разъяснений положений документации через ЭП не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом в пункте 1.4. разъяснений 1 приложения № 4 Положения о закупке, указанно, что участники закупки самостоятельно должны отслеживать опубликованные разъяснения и изменения документации, информацию о принятых в ходе закупки решениях комиссии по закупкам и заказчика.

30.08.2019 ФГУП «Почта России» в лице УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» (далее - заказчик) размещено извещение №SBR035-190014478000376 о проведении котировок в электронной форме на оказание услуг по обезвреживанию мелких млекопитающих также синантропных, паукообразных членистоногих на объектах Хабаровского МСЦ УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России»» на сайте http://utp.sberbank-ast.ru, оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Дата подачи заявок на участие с 02.09.2019 по 20.09.2019.

Начальная (максимальная) цена договора 458509,25 рублей.

Исходя из пункта 1 части 15 статьи 15 Закона о закупках и начальной (максимальной) цены договора, не размещение данной закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru следует признать правомерным.

06.09.2019 заказчиком были внесены изменения только в части изменения сроков подачи заявок и их рассмотрения, требования к участникам, техническое задание и проект договора остались без изменения.

Дата окончания срока подачи заявок на участие была установлена- 12.09.2019, на основании служебной записки от 06.09.2019.

Следовательно, срок подачи заявок в данном случае не должен был быть менее 3 рабочих дней с момента внесения вышеуказанных изменений, так как изменения были внесены заказчиком 06.09.2019.

Исходя из п. 4.3.1. ст. 4.3. Положения о закупках, вышеприведенных норм Закона о закупках, сокращение заказчиком сроков на подачу заявок не может быть признано нарушающим указанные акты.

Поскольку запрос на разъяснения в соответствии с Положением о закупке может быть подано заказчику не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок, не продление срока на подачу разъяснения не может быть признано нарушением.

Доказательств обращений за разъяснениями к заказчику заявителем не предоставлено.

Исходя из выше перечисленного, заказчиком соблюдены требования Закона о закупках и требования Положения о закупках.

Доводы жалобы признаются необоснованными.

По вопросу об установлении необоснованного требования о предоставлении лицензии, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

В пункте 3.1. раздела 3 закупочной документации «требования к участникам закупки и заявкам» заказчик установил требование о предоставлении участниками запроса котировок лицензии на оказание медицинской деятельности, на основании п.п. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», Письма Минздрава России от 09.06.2016 №14-5/993 «О лицензировании работ (услуг) по дезинфектологии».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности, связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.

Согласно постановления Верховного Суда РФ от 29.04.2019 № 46-АД19-1 буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи. Следовательно, при осуществлении дезинфекционной деятельности (в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Действия заказчика, установившего указанное требование в закупочной документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, исходя из предмета закупки и приведенных правовых норм, установление заказчиком требования о предоставлении лицензии не может быть признано законным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

Поскольку допущенное нарушение повлияло на возможность подать заявку участникам запроса котировок, на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Алькад Восток» на действия УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на «Оказание услуг по обезвреживанию мелких млекопитающих, а также синантропных, паукообразных членистоногих на объектах Хабаровского МСЦ УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России»» (извещение №SBR035-190014478000376) обоснованной.

2. Признать действия УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны