Решение №027/10/18.1-420/2021 Решение по жалобе ООО «Максимум» на действия ПАО «Сбербан... от 15 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России; главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «Максимум» - по доверенности от 13.04.2021 №011;
- ПАО «Сбербанк России» - по доверенности от 09.04.2020 №ДВБ/247-Д,
рассмотрев жалобу ООО «Максимум», материалы дела №8-01/9(027/10/18.1-420/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Максимум» на действия ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности (извещение № 32109916637).
Как следует из жалобы, заявка ООО «Максимум» необоснованно признана несоответствующей требованиям конкурсной документации и отклонена от участия в конкурсе, а также о невозможно получить справку, о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам, в установленные короткие сроки закупочной процедуры.
Представитель ПАО «Сбербанк России» с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 14.04.2021 №ДВБ-81-исх/278, дополнительно пояснив, что заказчик проводит закупочную процедуру на право заключения договора на выполнение работ по монтажу систем безопасности, заявка ООО «Максимум» признана несоответствующей требованиям документации ( представлены документы не в полном объеме), в связи с чем, не допущена к рассмотрению и сопоставлению ценовых предположений, в соответствии с пунктом 3.9 «Основные условия (правила) проведения закупки» (Раздел 3 конкурсной документации).
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (часть 2 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положение о закупках ПАО Сбербанк, утвержденного решением наблюдательного совета ПАО Сбербанк от 04.06.2020 № 14 (далее – Положение), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Конкурс – форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией, и заявка, окончательное предложение, которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (пункт 2.1.2 Положения).
Банк вправе отклонять заявки участников (не допускать к участию, исключать из состава участников) в аккредитации/закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным в соответствии с п.5.2. Положения, а также дополнительным обязательным требованиям к участникам и/или продукции, установленным в документации в соответствии с п.5.3 Положения (Обязательные требования, требования по допуску), в том числе в случае непредставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением или документацией. Эти же последствия наступают в случае выявления несоблюдения/нарушения определённых в документации обязательных и дополнительных обязательных требований коллективным участником (лицом, входящим в состав коллективного участника) (пункт 4.1.10 Положения).
22.01.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru ПАО «Сбербанк России» размещено извещение № 32109916637 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности.
Начальная (максимальная) цена договора - 34 983 275, 00 руб. Срок подачи заявок – с 22.01.2021 по 08.02.2021. Дата рассмотрения 1 частей заявок – 24.02.2021. Дата рассмотрения 2 частей заявок – 16.03.2021. Дата подведения итогов – 23.03.2021.
Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным документацией, в том числе в случае непредставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или документацией (п. 3.9 Конкурсной документации).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.02.2021 №12-2 поступило 7 заявок под идентификационными номерами 5716, 2367, 1760, 3481, 9062, 3599, 6845, допущенные к рассмотрению вторых частей заявок.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 17.03.2021 №19-2 соответствуют требованиям заявки № 5716, 2367, 9062, не соответствуют требованиям заявки №1760, 3481, 3599, 6845. Заявка №6845 ООО «Максимум» не соответствует требованиям п. 4.1.10 Положения о закупках ПАО «Сбербанк» и п. 3.9. раздела 3 конкурсной документации, документы представлены не в полном объеме.
Итоговым протоколом от 24.03.2021 №22-5 победителем выбран ООО «ПКП «Востокавтоматика».
Требования к содержанию заявки участников установлены в приложении №1 к конкурсной документации. Во второй части заявки установлено требование о наличие в составе Группы 2 «Общие документы. Документы финансовой отчетности» справки о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам.
Поскольку в составе заявки участника ООО «Максимум» не представлена справка о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам, следовательно, действия закупочной комиссии признаются обоснованными, довод заявителя о соответствии заявки участника Комиссией Хабаровского УФАС России не принимается.
Указание заявителя о невозможности получить указанные справки в установленные короткие сроки, не принимается Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку не помещало иным участникам закупочной процедуры представить данную справку.
С учетом изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «Максимум» на действия ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса в электронной форме необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Максимум» на действия ПАО «Сбербанк России» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора ЗП-8100051648 на выполнение работ по монтажу систем безопасности (извещение № 32109916637) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.