Решение №8- 01/94 Решение по жалобе ООО «ЧОО «Баярд» на действия МУП «Произво... от 7 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего:– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: – начальник отдела контроля органов власти;– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «ЧОО «Баярд» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии посредством ВКС не обеспечило;
- МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии посредством ВКС не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО «ЧОО «Баярд», материалы дела №8-01/94(027/10/18.1-449/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «ЧОО «Баярд» на действия МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги физической охраны объектов предприятия (извещение № 32008931716).
Как следует из жалобы закупочной комиссией неправомерно принято решение об отклонении заявки ООО «ЧОО «Баярд» и о заключении договора с ООО «Кобра», как с единственным допущенным участником конкурса, признанного не состоявшимся.
Представитель МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу от 25.03.2020 №326, дополнительно пояснив, что заявка ООО «ЧОО «Баярд» обоснованно отклонена комиссией, в связи с непредставлением обоснования снижения цены договора на 25 и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, чем нарушен п. 7 документации (отклонение заявок с демпинговой ценой).
По мнению МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» действия закупочной комиссии по допуску к участию в закупке заявки ООО «Кобра» и отклонению заявки ООО «ЧОО «Баярд» правомерны.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020г. № 206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции, рассмотрение дела № 8-01/89(027/01/18.1-435/2020) перенесено с 31.03.2020 на 07.04.2020 в 16.00ч. в дистанционном режиме.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников, иные лица таким правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг от 27.03.2020 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Критерии оценки заявок на участие в процедурах закупок и порядок их применения установлен в разделе 13 Положения о закупке.
Отклонение заявок с демпинговой ценой в соответствии с разделом 18 Положения о закупке:
- При представлении участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, участник закупки, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование (п. 1 раздел 18 Положения о закупке).
- Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку на участие в процедуре закупки, если она установила, что предложенная в заявке цена снижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены договора комиссия по осуществлению закупок пришла к обоснованному выводу о невозможности участника закупки исполнить договор на предложенных им условиях (п. 2 раздел 18 Положения о закупке).
- Условия, указанные в п. 1 - 2 настоящего раздела Положения, не применяются заказчиком при проведении конкурентных закупок в электронной форме (п. 3 раздел 18 Положения о закупке).
- Исполнение участником закупки требований, установленных в пунктах 1, 2, 4 настоящего раздела Положения, применяется в случае установления заказчиком антидемпинговых мер в документации о закупке (п. 5 раздел 18 Положения о закупке).
Комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и осуществляет проверку соответствия участников закупки на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением и конкурсной документацией (п. 1 раздел 28 Положения о закупке).
28.02.2020 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» размещено извещение №32008931716 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги физической охраны объектов предприятия, документация о закупке, проект договора.
Начальная (максимальная) цена договора - 4 730 400, 00 руб.
Срок подачи заявок – с 28.02.2020 по 14.03.2020. Дата подведения итогов – 18.03.2020.
Для участия в конкурсе в электронной форме участник закупки подает заявку на участие в конкурсе в электронной форме в срок и в соответствии с формами, которые установлены документацией (п.6.1 раздела 6 конкурсной документации).
Каждый участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в электронной форме (лоте в составе конкурса в электронной форме) (п.6.2 п.7.1 раздела 6 документации о закупке).
При представлении участником конкурса в электронной форме заявки на участие в закупке, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, участник закупки, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование (п.7.1 раздела 7 документации о закупке).
Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку на участие в конкурсе в электронной форме, если она установила, что предложенная в заявке цена снижена 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены договора комиссия по осуществлению закупок пришла к обоснованному выводу о невозможности участника закупки исполнить договор на предложенных им условиях (п.7.2 раздела 7 документации о закупке).
В соответствии с п. 10.6 документации о закупке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе в электронной форме участник закупки не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае:
1) непредставления документов, установленных документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки;
2) несоответствия участника закупки, требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) непоступления в срок денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме, если требование о таком обеспечении установлено в конкурсной документации;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе в электронной форме требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;
5) предоставления недостоверных сведений в отношении предлагаемой Продукции;
6) если предлагаемая цена договора, указанная в заявке участника закупки, не соответствует требованиям раздела 7 настоящей документации, и участником закупки не предоставлены соответствующие документы, указанные в пункте 7.1 настоящей документации.
Согласно протоколу от 16.03.2020 № 22 о рассмотрении первых частей заявок поступило 4 заявки под защищенными номерами (№ 350514, 353692, 355034, 355718), единая комиссия приняла решение о допуске участников.
Согласно протоколу от 17.03.2020 № 25 о рассмотрении вторых частей заявок на участие в процедуре допущены заявки под защищенными номерами: №350514 (ООО «ЧОО «БАЯРД»), №353692 (ООО «ЧОО» КОБРА»); не допущены комиссией заявки №355034 (ООО ЧОП «ВЫМПЕЛ ВОСТОК»), № 355718 ООО ПКБ «ГАРАНТ – ХАБАРОВСК»).
Согласно протоколу подведения итогов от 17.03.2020 № 26 комиссией оценена заявка ООО «ЧОО «БАЯРД». Из заявки №350514 ООО «ЧОО «БАЯРД» следует, что участнику присвоено за ценовое предложение 50, квалификация 0 баллов. Общее количество баллов данной заявки равно 50.
Материалами дела также установлено, что представленные в составе заявки ООО «ЧОО «БАЯРД» договоры не соответствуют требованиям п.п. 2.1 п.23 информационной карты документации о закупке. Информация об опыте участника по успешному оказанию аналогичных услуг, представленных за период времени с 2017 по 2019 г. Аналогичный объем услуг устанавливается в пределах не менее 50% от объема установленного настоящей закупкой (в стоимостном выражении) в рамках одного договора, в размере 2 365 200 руб. (4 730 400*50% = 2 365 200). Поскольку представленные в составе заявки договоры менее установленной суммы, при условии их рассмотрения, по данному критерию участнику обоснованно присвоено закупочной комиссией ноль баллов.
По п.п. 2.2 п.23 информационной карты документации о закупке оценке подлежит квалификация работников охранного предприятия, оценивается наличие документов у каждого работника охранного предприятия, имеющего удостоверение частного охранника, установленного образца, с разрешающее частную охранную деятельность, в том числе удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Антитеррористическая защищенность объектов (территорий)». Отсутствие удостоверения указанного вида оценивается ноль баллов.
Заявка №350514 ООО «ЧОО «БАЯРД» отклонена комиссией по п. 7 конкурсной документации. Поскольку в своей заявке ООО «ЧОО «БАЯРД» указал предложенную цену договора в сумме 2 838 502, 8 руб., что на 39,99% ниже НМЦД, в соответствии с Положением о закупках и конкурсной документацией общество обязано предоставить обоснование (экономический расчет) данного снижения, составившего 25% и более процентов, в связи с отсутствием в составе заявки расчета предлагаемой цены договора и ее обоснования, заявка общества отклонена закупочной комиссией обоснованно. В связи с отсутствием обоснования цены договора заявка ООО «ЧОО «БАЯРД» обоснованно не допущена до оценки по квалификации в соответствии с п. 23 информационной карты документации о закупке.
Из заявки №353692 ООО «ЧОО» КОБРА» следует, что заявке за ценовое предложение присвоено 41, 54 балла, квалификации 50 баллов (договоры - 25 баллов и квалификация охранников -25 баллов), общее количество баллов данной заявки равно 91,54 балла.
Согласно протоколу подведения итогов от 17.03.2020 № 26 комиссия признала открытый конкурс в электронной форме, несостоявшимся по причине допуска только одного участника, приняла решение заключить договор с ООО «ЧОО» КОБРА» заявка №353692. Заявка №350514 ООО «ЧОО «БАЯРД» отклонена комиссией по п. 7 документации о закупке.
Поскольку в заявке ООО «ЧОО «БАЯРД» не предоставлено обоснование снижения цены договора более чем на 25 % от начальной (максимальной цены договора (п. 7 документации о закупке), его заявка не соответствует требованиям заказчика, в связи с чем, данная заявка подлежала отклонению.
Исходя из материалов дела, жалобу ООО «ЧОО «БАЯРД» на действия МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» при проведении конкурса в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ЧОО «БАЯРД» на действия МУП «Производственное предприятие тепловых сетей» (ИНН 2703005461) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги физической охраны объектов предприятия (извещение № 32008931716) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.