Решение №ТТ/9111/23 Решение по жалобе (вх. № 12182-ЭП/23 от 31.07.2023) о распр... от 6 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/20-1211/2023

06 сентября 2023 года                                                                          г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/20-1211/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  ИП* рекламы, нарушающей требования части 5 статьи 20 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителя ИП * (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. № 12182-ЭП/23 от 31.07.2023)  о распространении в г. Хабаровске на автобусах 82 маршрута с номерами: «АВ 745 27RUS», «АВ 746 27RUS» и «Н 771УР 27RUS»  рекламы, нарушающей требования рекламного законодательства.

По результатам выездного обследования сотрудниками Хабаровского УФАС России 01 августа 2023 года установлено размещение на окнах задней части кузова пассажирских автобусов маршрута № 82 в г. Хабаровске – ПАЗ Vector Next с государственными регистрационными номерами «АВ 746 27RUS» (в 14:08 на остановке «Павленко»), «АВ 745 27RUS» (в 14:31 на остановке «Ореховая сопка») рекламы следующего содержания:  «Восточное шоссе, 23В. АВТОМОЙКА самообслуживания. Легковые и грузовые а/м».

На окне задней части кузова пассажирского автобуса маршрута № 82 в г. Хабаровске – ПАЗ Vector Next с государственным регистрационным номером «Н 771УР 27RUS» (в 14:40 на остановке «Ореховая сопка») размещение какой-либо рекламы не установлено.

Кроме того, в период проведения выездного мероприятия в 15:21 на остановке «Театр Драмы» установлено размещение аналогичной рекламы на окнах задней части кузова пассажирского автобуса маршрута № 82 в г. Хабаровске – ПАЗ Vector Next с государственным регистрационным номером «АВ 747 27RUS».

При этом установлено,  что рекламное изображение  нанесено путем оклеивания перфорированной пленкой поверхности стекол задних окон, одновременно являющиеся аварийными выходами.

Данный факт подтверждается фотоснимками.

       

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе»  предусмотрено, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

      

В соответствие со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения № 8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

 Согласно  пунктам 1.4.12.2.1 и 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

     

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

Указанными  документами нанесение каких либо дополнительных покрытий на запасные окна не предусмотрено.

Таким образом,  нанесение дополнительных покрытий на аварийные окна не допустимо, поскольку ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекло.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

 

Учитывая изложенное, распространение рекламы на окнах автобусов путем с нанесения на поверхность стекла окна, одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, не соответствует требованиям Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, так как данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

 

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

Установлено, что лицом, осуществляющим перевозки пассажиров по маршруту 82  на транспортных средствах с государственными регистрационными номерами: «АВ 745 27RUS», «АВ 746 27RUS» и «АВ 747 27RUS»  является индивидуальный предприниматель *.

 

До даты рассмотрения дела ИП* представлены письменные пояснения (вх. № 12533-ЭП/23от 07.08.2023), согласно которым с выявленным нарушением он согласился, о запрете размещения рекламной информации на аварийных выходах он не знал, реклама со всех автобусов демонтирована 03.08.2023.

В ходе рассмотрения дела представитель ИП * нарушение признала в полном объеме, приобщила к материалам дела фотоснимки, свидетельствующие об отсутствии рекламы на запасных выходах автобусов, принадлежащих ИП *.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Восточное шоссе, 23В. АВТОМОЙКА самообслуживания. Легковые и грузовые а/м», размещенную  на окнах задней части кузова пассажирских автобусов маршрута № 82 в г. Хабаровске – ПАЗ Vector Next с государственными регистрационными номерами «АВ 745 27RUS», «АВ 746 27RUS», «АВ 747 27RUS» поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП * не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения до даты рассмотрения дела.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны